Уважаемая Алла Ивановна



Скачать 81.58 Kb.
Дата14.01.2018
Размер81.58 Kb.




Отдел исследований социально-экономических проблем и общественных процессов




Роль традиционных религий России как фактор поддержания

стабильности в обществе


  1. «Традиционная религия»: проблемы дефиниции

Сам термин «традиционная религия» является дискуссионным1. В действующем российском законодательстве термины «традиционная религия» или «традиционная конфессия» отсутствуют, а правоведы до сих пор дискутируют о правомерности термина «традиционная религия».

Доктор юридических наук И. В. Понкин2 обращает внимание на тот момент, что статус традиционной религиозной организации существенно отличается от статуса государственной религии: «Признаками государственной религии являются: государственное финансирование всех ее расходов; государственные чиновники осуществляют управление делами церкви; только священники государственной религии имеют право вести службы в тюрьмах, образовательных учреждениях; только священники государственной религии приглашаются на официальные государственные мероприятия; руководство государственной религии активно вмешивается в дела государства и пр

Так, поскольку Преамбула Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ отводит православию «особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»; а христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии признает «составляющими неотъемлемую часть исторического наследия народов России», Р. Гайнутдин3 и А. В. Чуев4 придают понятию «традиционная религия» правовой характер.

Напротив, С. А. Бурьянов, С. А. Мозговой5 весьма категоричны в своей оценке: «Введение в правовой оборот неопределенного термина «традиционная» конфессия вообще может ввести в заблуждение общество и правоохранительные органы. Сколько времени необходимо религиозному объединению, чтобы стать традиционным? 15, 50, 100 или 1 000 лет? Каких-либо критериев ни в науке, ни в праве не существует. Да и вообще в государстве, провозгласившем в своем Основном Законе равенство (ст. 14 Конституции РФ), не должно быть таких исключений».

Руководство страны также оперирует категорией «традиционные религии». Например, в интервью израильскому телевидению 22 апреля 2005 г. президент В. В. Путин заявил: «Могу Вам сказать, что иудаизм наравне с исламом, с православием относится к так называемым традиционным российским религиям, которые отнесены законом к традиционным российским религиям и в этом качестве защищены законом».6

Таким образом, в связи с тем, что «правовых критериев «традиционности» в принципе не существует, и создать их невозможно»7, а единые трактовки дефиниций «традиционная религия», «традиционная религиозная организация» в правовом поле Российской Федерации отсутствуют, традиционными для Российской Федерации религиями можно считать православие, христианство, буддизм, иудаизм и ислам, на основании:



  1. культурно-исторических реалий Российской Федерации;

  2. преамбулы Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ, в которой упоминаются православие, христианство, ислам, буддизм, иудаизм;

  3. данных Федеральной службы государственной статистики России8: Русская православная церковь – 16 076, христиане – 5 714, ислам – 4 988, буддизм – 246, иудаизм – 254);

  4. данных опроса Левада-центра 2012 г.9: православие – 74 %, христианство –
    2 %, ислам – 7 %, буддизм – 1 %, иудаизм – 1 %.

«Традиционные» российские религиозные институты могут предложить обществу спектр инструментов для поддержания стабильности, прежде всего морально-этических. Само понятие «религии» предусматривает существование некоего кодекса поведения, устанавливающего для последователей религии определенные морально-этические нормы. Таким образом, религия сама по себе является одним из инструментов поддержания социально-культурной стабильности.

Большинство религиозных конфессий Российской Федерации уже имеют сформулированные концептуальные подходы, на основании которых религиозные организации могут формулировать и транслировать идеи, осуществлять свою деятельность, способную создавать противовес террористической идеологии.

Можно выделить основные методы по работе с социальной напряженностью, религиозным экстремизмом и межнациональными столкновениями, возможными к применению для «традиционных религий»:


  1. проведение встреч духовных авторитетов и молодежи;

  2. межконфессиональное сотрудничество;

  3. статьи и выступления духовных лидеров в СМИ;

  4. сотрудничество конфессий с властью;

  5. разъяснение религиозных норм в духе мира и согласия.




  1. Роль традиционных религий России как фактор
    поддержания стабильности в обществе


2.1. Существующие в Российской Федерации органы взаимодействия
власти и «традиционных религий»

1. Межрелигиозный совет России (МСР) образован в декабре 1998 года на совместном заседании глав православной, мусульманской, иудейской и буддистской религиозных общин страны. Почетным председателем Межрелигиозного совета России является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Реализованные инициативы совета: 1. День народного единства; 2. при ЮНЕСКО создана консультативная группа по межрелигиозному диалогу; 3. в сфере образования – участие в реализации программы преподавания основ религиозных культур и светской этики; 4. направлен ряд рекомендаций в Минобразования о необходимости упорядочения преподавания данных основ и т.д.

Также совет выпустил ряд обращений и заявлений морально-этического характера, адресованных широкой общественности и властям Российской Федерации, направленных на поддержание нравственности и морали в обществе, укрепление межнационального согласия, расширения диалога религии и общества.

2.Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации.

Основными функциями Совета являются обеспечение взаимодействия Президента с религиозными объединениями и содействие укреплению общественного согласия, взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания10. Заседания проводятся на регулярной основе. Так, 9 октября 2015 года в Кремле состоялось заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. В ходе заседания митрополит Волоколамский Иларион представил доклад о деятельности возглавляемой им Комиссии по международному сотрудничеству Совета.11

3. Совет по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Российской Федерации. На Совете обсуждаются вопросы межнационального и межрелигиозного согласия на постоянной основе.

Так, в апреле 2016 года решением Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при СФ создана рабочая группа по подготовке проекта новой редакции Федерального закона «О национально-культурной автономии». На ее первом заседании, 13 октября 2016 года, принято решение организовать и провести с привлечением авторитетных экспертов широкое обсуждение вопросов совершенствования закона «О национально-культурной автономии» на трех площадках: в Московском государственном университете, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы и в Институте этнологии и антропологии.



2.2. Религиозные организации в рамках «традиционных религий» в городе Иркутске

По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области по состоянию на 09.04.2016 г. в городе Иркутске зарегистрировано 77 религиозных организаций12.



На сегодняшний день в Иркутске 28 действующих храмов и приходов РПЦ. Буддизм представлен 5 религиозными организациями. Иудаизм представлен местной иудейской религиозной организацией «Еврейская община города Иркутска». Исламской традиции придерживаются 2 религиозные организации - Централизованная религиозная организация «Байкальский муфтият» и входящая в нее местная религиозная организация «Мусульманская община города Иркутска». В городе действуют 2 католических прихода, 28 протестантских организаций.


  1. Взаимодействие «традиционных религий» и общества
    как фактор поддержания стабильности в обществе


В Иркутской области реализуется государственная программа Иркутской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Иркутской области» на 2014-2020 годы. В 2016 г. создан Координационный межконфессиональный совет при Законодательном Собрании Иркутской области. Создан Координационный совет по патриотическому воспитанию, межнациональным и межконфессиональным отношениям при мэре города Иркутска.

На протяжении последних лет лидеры основных религиозных организаций региона участвуют в работе различных советов и комиссий, действующих при Правительстве области по гуманитарным и социальным вопросам, значимых областных мероприятиях, таких как День области, Дни Русской духовности и культуры «Сияние России» и т.д. Представители Иркутской буддийской общины и Байкальского муфтията мусульман являются членами Общественной палаты Иркутской области.13

Во всех районах области Иркутской епархией осуществляется активная благотворительная деятельность. С 2011 года в Иркутске проходит межрегиональная выставка «Православная Русь». По разным оценкам, в Иркутской области действует 17 национальных воскресных школ.14

Таким образом, в условиях полиэтнического и многоконфессионального состава населения Иркутской области широко проводятся мероприятия, направленные на укрепление взаимодействия национальных организаций, в том числе общин малочисленных коренных народов, национально-культурных автономий, общественных организаций в виде всевозможных «землячеств», с гражданским обществом и властью. Роль «традиционных религий» очень важна для дальнейшего стабильного роста гражданского правосознания, построения гражданского общества, межнационального и межконфессионального мира.



Главным принципом во взаимодействии власти и «традиционных религий» является, прежде всего, знание и правильное понимание религиозной ситуации на местном уровне.

1 Мельниченко О.В., "ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ" РОССИИ: К ВОПРОСУ О ТЕРМИНАХ / http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2012_4-1_34.pdf

2 Понкин И. В. Правовой статус традиционных религий: мировой опыт // Можно ли отделить Церковь от жизни?: сборник статей. М., 2002. С. 54-63.

3 Гайнутдин Р. Ислам в современной России. М.: Фаир-Пресс, 2004. 320 с.

4 Чуев А. В. Законодательная поддержка традиционных религий России // Государство и религиозные объединения: концептуальные основы взаимоотношений на примере Центрального федерального округа: материалы научно- практической конференции (25 января 2002 года). М.: Летний сад, 2002. С. 132-135.

5 Бурьянов С. А., Мозговой С. А. Цели и методы религиозной политики: нужна ли России концепция отношений го- сударства и религиозных объединений? // НГ-Религии. 2006. 5 апреля

6 http://special.kremlin.ru/events/president/transcripts/22928

7 Бурьянов С. А. Конституционные гарантии, законодательство, законотворчество в сфере свободы совести // Свобо- да убеждений, совести и религии в современной России: специализированный информационно-аналитический док- лад. М.: Московская хельсинкская группа, 2007. С. 14-21.

8Число религиозных организций, зарегистрированных в Российской Федерации, на 1 января 2015 г. / http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d01/11-03.htm,.

9 http://www.levada.ru/old/17-12-2012/v-rossii-74-pravoslavnykh-i-7-musulman

10 http://kremlin.ru/structure/councils#institution-17

11 http://www.patriarchia.ru/db/text/4242110.html

12 Конфессии города Иркутска / http://admirk.ru/pages/konfessii-goroda-irkutska.aspx,

13 Государственно-конфессиональные отношения / http://irkobl.ru/sites/ngo/publicrelation/?type=special


14 http://pribaikal.ru/public-chamber-article/article/7011.html


Каталог: conf
conf -> Содержание исправл
conf -> Роль морали и традиций в формировании этики
conf -> «Система государственного управления как фактор повышения конкурентоспособности»
conf -> Сознание. Метафизические и рефлексивные теории Основная идея, относительно условий трансцендентального опыта состоит в том, что, если рефлексия существует, то возможно отрефлексировать все
conf -> А. А. Попов Структуры и принципы антропопрактик развития. Практическое мышление
conf -> Программа IV конгресса этнографов и антропологов россии нальчик, 20-23 сентября 2001
conf -> Доклады и материалы Выпуск 10 Москва
conf -> Столь масштабная конференция, к участию в которой предполагается привлечь ученых из ведущих университетов и научных центров обеих стран, будет проведена впервые,
conf -> Социология семьи


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница