Утверждено на заседании Ученого совета философского факультета



Скачать 30.88 Kb.
Дата19.02.2018
Размер30.88 Kb.
ТипПротокол

Утверждено

на заседании Ученого совета философского факультета


Протокол №__ от __________2013 г.

Декан философского факультета



__________________Орлов М.О.


Вопросы для сдачи

кандидатского экзамена по Истории и философии науки для гуманитарных специальностей




I. Общие проблемы философии науки


  1. Философия науки как часть философии. Предмет и основные концепции философии науки.

  2. Логико-эпистемологический анализ науки. Позитивистская традиция.

  3. Эмпирический реализм и критический рационализм К. Поппера.

  4. Особенности научного знания. Наука, обыденное знание и философия.

  5. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

  6. Функции науки в жизни общества.

  7. Преднаука и наука. Две стратегии порождения знания: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей.

  8. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика.

  9. Становление опытной науки. Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон.

  10. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

  11. Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни.

  12. Структура эмпирического знания. Проблема теоретической детерминации факта науки.

  13. Структура теоретического знания. Понятия, законы, теории.

  14. Научная картина мира, ее исторические формы и функции.

  15. Идеалы и нормы научного исследования.

  16. Философские основания науки.

  17. Взаимосвязь логики открытия нового знания и логики его обоснования.

  18. Проблемные ситуации в науке.

  19. Научные традиции и научные революции. Нелинейный характер роста знаний.

  20. Понятие научной рациональности. Типы научной рациональности.

  21. Научная рациональность и диалог культуры

  22. Современные процессы дифференциации и интеграции наук.

  23. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.

  24. Этические проблемы науки. Ответственность ученого.

  25. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

  26. Научные сообщества и научные школы. Парадигмы и методологические программы.

  27. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

  28. Наука как социальный институт.


II. Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук

  1. Формирования научных дисциплин социально-гуманитарного цикла.

  2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

  3. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе.

  4. Объект и субъект социально-гуманитарного познания.

  5. Коллективный субъект, формы его существования.

  6. Научное сообщество как субъект познания.

  7. Ценности и рациональность. Роль ценностей в социально-гуманитарном познании.

  8. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

  9. Познание и «переживание» жизни как содержание художественных произведений.

  10. История как одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени.

  11. Время и пространство в социальном и гуманитарном знании.

  12. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время.

  13. Понятие хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик.

  14. Наука в культуре современной цивилизации.

  15. Коммуникативность в науках об обществе и в культуре.

  16. Проблема истинности в социально-гуманитарных науках.

  17. Проблема рациональности в социально-гуманитарных науках.

  18. Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках.

  19. Герменевтика – наука о понимании и интерпретировании текста.

  20. Мир как текст в постмодерне.

  21. Язык, «языковые игры», языковая картина мира.

  22. Вера и знание. Вера как уверенность и доверие к имеющемуся знанию.

  23. Убежденность и сомнение как компоненты познавательного процесса в социально-гуманитарных науках.

  24. Исследовательские программы социально-гуманитарных наук: натуралистическая и гуманистическая, их значение.

  25. Общетеоретические подходы в системе социокультурного знания.

  26. Взаимодействие социальных и гуманитарных наук с вненаучным знанием в экспертизах социальных проектов.

  27. Значение социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков.


III. Вопросы по истории отрасли
Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2014
2014 -> Теоретические основы изучения внутрикорпоративных коммуникаций
2014 -> На заседании Ученого Совета философского факультета
2014 -> Анализ рисков пространственных структур социального в глобальном информационном обществе
2014 -> Материалы международной научно-практической конференции дыльновские чтения «повседневная жизнь россиян: социологический дизайн»
2014 -> Лозовская П. Д. (г. Саратов) Социальная ответственность как pr-инструмент современной организации
2014 -> 1. Цель вступительного экзамена – выявить уровень базовых социологических знаний о структуре, институтах, процессах современного общества и теоретико-методологических принципах его исследования
2014 -> Межкультурная коммуникация в глобальном информационном пространстве
2014 -> Темы контрольных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница