|
 Утверждено на заседании Ученого совета философского факультета |
Дата | 19.02.2018 | Размер | 30.88 Kb. | Тип | Протокол |
|
Утверждено на заседании Ученого совета философского факультета
Протокол №__ от __________2013 г.
Декан философского факультета
__________________Орлов М.О.
кандидатского экзамена по Истории и философии науки для гуманитарных специальностей
I. Общие проблемы философии науки -
Философия науки как часть философии. Предмет и основные концепции философии науки.
-
Логико-эпистемологический анализ науки. Позитивистская традиция.
-
Эмпирический реализм и критический рационализм К. Поппера.
-
Особенности научного знания. Наука, обыденное знание и философия.
-
Роль науки в современном образовании и формировании личности.
-
Функции науки в жизни общества.
-
Преднаука и наука. Две стратегии порождения знания: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей.
-
Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика.
-
Становление опытной науки. Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон.
-
Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
-
Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни.
-
Структура эмпирического знания. Проблема теоретической детерминации факта науки.
-
Структура теоретического знания. Понятия, законы, теории.
-
Научная картина мира, ее исторические формы и функции.
-
Идеалы и нормы научного исследования.
-
Философские основания науки.
-
Взаимосвязь логики открытия нового знания и логики его обоснования.
-
Проблемные ситуации в науке.
-
Научные традиции и научные революции. Нелинейный характер роста знаний.
-
Понятие научной рациональности. Типы научной рациональности.
-
Научная рациональность и диалог культуры
-
Современные процессы дифференциации и интеграции наук.
-
Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.
-
Этические проблемы науки. Ответственность ученого.
-
Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
-
Научные сообщества и научные школы. Парадигмы и методологические программы.
-
Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.
-
Наука как социальный институт.
II. Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук
-
Формирования научных дисциплин социально-гуманитарного цикла.
-
Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.
-
Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе.
-
Объект и субъект социально-гуманитарного познания.
-
Коллективный субъект, формы его существования.
-
Научное сообщество как субъект познания.
-
Ценности и рациональность. Роль ценностей в социально-гуманитарном познании.
-
Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
-
Познание и «переживание» жизни как содержание художественных произведений.
-
История как одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени.
-
Время и пространство в социальном и гуманитарном знании.
-
Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время.
-
Понятие хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик.
-
Наука в культуре современной цивилизации.
-
Коммуникативность в науках об обществе и в культуре.
-
Проблема истинности в социально-гуманитарных науках.
-
Проблема рациональности в социально-гуманитарных науках.
-
Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках.
-
Герменевтика – наука о понимании и интерпретировании текста.
-
Мир как текст в постмодерне.
-
Язык, «языковые игры», языковая картина мира.
-
Вера и знание. Вера как уверенность и доверие к имеющемуся знанию.
-
Убежденность и сомнение как компоненты познавательного процесса в социально-гуманитарных науках.
-
Исследовательские программы социально-гуманитарных наук: натуралистическая и гуманистическая, их значение.
-
Общетеоретические подходы в системе социокультурного знания.
-
Взаимодействие социальных и гуманитарных наук с вненаучным знанием в экспертизах социальных проектов.
-
Значение социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков.
III. Вопросы по истории отрасли
Поделитесь с Вашими друзьями: |
|
|