Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике



страница1/34
Дата21.01.2018
Размер2.6 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


Утверждена

Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике

(протокол от 15 февраля 2006 г. № 1)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Стратегия

развития науки и инноваций в Российской Федерации

на период до 2015 года


Москва, 2006

Оглавление


Паспорт Стратегии

3




1. Описание системной проблемы

8




    1. Текущая ситуация

    2. Главная системная проблема и цель реализации Стратегии

    3. Обоснование уровня решения системной проблемы

    4. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

    5. Критерии и индикаторы решения системной проблемы




8

13

14



15

15





2. Выбор направления решения системной проблемы

17




2.1. Инерционный сценарий

2.2. Активный сценарий




17

19





3. Распределение ответственности по реализации Стратегии

25













4. Решаемые задачи

30




4.1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства

4.2. Создание эффективной национальной инновационной системы

4.3 Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок

4.4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций




30
33

39
42






5. Этапы и сроки реализации Стратегии

52













6. Финансирование Стратегии в области развития науки и инноваций

60













7. Порядок мониторинга выполнения Стратегии и контроля хода ее реализации

69













ПРИЛОЖЕНИЯ

70




Приложение 1. Различные модели развития национальной инновационной системы и особенности подходов к реализации государственной инновационной политики в зарубежных странах

70




Приложение 2. Целевые показатели и их обоснование

72




Приложение 3. Совершенствование системы статистических показателей инновационного развития

82




Приложение 4. Характеристика отдельных инструментов реализации Стратегии

84




Приложение 5. Реформирование законодательства Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности

106




Приложение 6. Комментарии по отдельным направлениям повышения результативности сектора исследований и разработок

110




Приложение 7. Перспективный облик государственного сектора науки

123













Паспорт Стратегии


  1. Наименование Стратегии

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года

  1. Дата, номер и наименование нормативного акта о подготовке Стратегии

протокол заседания Правительства Российской Федерации от 8 июля 2004 г. № 24;

поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г.


№ МФ-П13-4480;

поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № МФ-П13-40пр;

выписка из протокола заседания Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2005 г. ПП-48-1


  1. Разработчик Стратегии

Министерство образования и науки Российской Федерации

  1. Системная социально-экономическая проблема, решаемая Стратегией

Основная системная проблема заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не в полной мере отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии; при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.

  1. Цель Стратегии

Целью реализации Стратегии является формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.

  1. Ожидаемые результаты реализации Стратегии, целевые индикаторы

Создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке.

Создание эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную инновационную систему, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран.

Технологическая модернизация экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий.
Целевыми индикаторами реализации Стратегии являются:

1. Устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010 г. и до 2,5% в 2015 г., при этом увеличивается доля внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки: до 60% в 2010 г. и до 70% в 2015 г.

2. Укрепление престижа российской науки, усиление притока молодых кадров в научную сферу: удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет возрастет до 36% к 2016 г.

3. Повышение патентной активности, рост капитализации научных результатов, в частности: увеличение коэффициента изобретательской активности (4,0 к 2011 г. и 5,5 к 2016 г.), увеличение удельного веса нематериальных активов в общей сумме активов организаций сектора исследований и разработок (к 2011 г. до 15 % и к 2016 г. до 30%).

4. Устойчивый рост малых инновационных предприятий (с ежегодным приростом их числа до 85 к 2011 г. и до 120 к 2016 г), при этом ежегодный прирост рабочих мест в малых и средних предприятиях технологического профиля составляет не менее 10% в год.

5. Повышение инновационной активности в экономике: удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем их числе достигнет 15% к 2011 г. и 20% к 2016 г., при этом объем собственных затрат российских компаний на НИОКР растет не менее чем на 10% в год в сопоставимых ценах.

6. Рост удельного веса инновационной продукции как в общем объеме продаж промышленной продукции (к 2011 г. – до 15%, к 2016 г. – до 18%), так и в экспорте промышленной продукции (к 2011 г. – до 12%, к 2016 г. – до 15%).


  1. Задачи Стратегии

  1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства.

  2. Создание эффективной национальной инновационной системы.

  3. Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок.

  4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций.




  1. Сроки и этапы реализации Стратегии

2006-2015 гг.

Первый этап: 2006-2007 годы;

второй этап: 2008-2010 годы;

третий этап: 2011-2015 годы.




  1. 1Перечень целевых программ и основных
    мероприятий

Реализация действующих федеральных программ:

  • федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы. (в редакции, постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. №540);

  • федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2002-2006 гг.;

  • федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы.

Разработка и реализация новых программ:

  • федеральная целевая программа «Научно-технологическая база России» на 2007-2012 годы;

  • федеральная целевая программа «Трансфер двойных технологий»;

  • ведомственная целевая программа «Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня»;

  • ведомственная целевая программа «Ориентированные фундаментальные исследования в вузах России» на 2007-2009 годы;

  • ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)»;

  • ведомственная целевая программа «Поддержка уникальных установок и коллективных форм использования научного оборудования на 2007-2009 годы»;

  • федеральные целевые программы технологического профиля по следующим направлениям:

      • развитие российской авиатехники;

      • освоение и использование космического пространства;

      • развитие российской отрасли ИТ;

      • развитие рынка специализированных высокотехнологических медицинских услуг;

      • разработка и производство оптоэлектронных устройств;

      • развитие перспективных источников энергии и средств энергосбережения;

      • разработка и производство высокотехнологичных материалов.

Осуществление программ фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности:

  • Российского фонда фундаментальных исследований;

  • Российского гуманитарного научного фонда;

  • Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

  • Российского фонда технологического развития.

Основные комплексы мероприятий:

  • осуществление эффективной государственной поддержки фундаментальной науки и обеспечение ее опережающего развития;

  • совершенствование механизмов и принципов бюджетного финансирования прикладных научных исследований и разработок;

  • поддержка эффективного воспроизводства кадрового потенциала науки;

  • содействие интеграции науки и образования;

  • реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризация государственного сектора исследований и разработок;

  • активное позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике;

  • развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок;

  • обеспечение непрерывности финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла; перераспределение государственного финансирования на программы поддержки инновационных проектов, находящихся на начальной стадии;

  • поддержка формирования и развития системы государственных научно-технических и инновационных фондов;

  • развитие производственно-технологической инфраструктуры (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринговые центры и т.п.);

  • содействие развитию связей в рамках инновационной деятельности и «диффузии» знаний, поддержка совместных исследований на доконкурентной стадии;

  • подготовка кадров для инновационной сферы, обучение инновационному менеджменту;

  • стимулирование наукоемкого экспорта и расширения международной технологической интеграции;

  • стимулирование компаний к производству новой продукции, технологическому перевооружению и проведению НИОКР;

  • содействие формированию устойчивых кооперационных связей и инновационных кластеров;

  • системное влияние государства на формирование предметного перспективного инновационного спроса в предпринимательском секторе;

  • развитие механизмов частно-государственного партнерства в реализации крупных перспективных направлений инновационного развития;

  • формирование системы эффективного управления в инновационной сфере, в том числе выработки и реализации долгосрочной государственной инновационной политики.




  1. 23Объемы и источники финансирования Стратегии на 2006-2015 (в ценах текущих лет)

4052,5 млрд. рублей, из них:

2688,3 млрд. рублей – средства федерального бюджета;

257,1 млрд. рублей – средства бюджетов субъектов Российской Федерации;

1107,1 млрд. рублей – средства из внебюджетных источников.



Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с протоколами заседаний Правительства Российской Федерации от 8 июля 2004 г. №24, от 15 декабря 2005 г. ПП-48-01 и поручениями Председателя Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №МФ-П13-4480, от 28 декабря 2004 г. №МФ-П13-40пр. Стратегия подготовлена с учетом и в развитие положений Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 г. №Пр-576) и Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены письмом Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 г. №2473п-П7). Стратегия призвана обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества по обеспечению динамичного и целенаправленного развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2015 года и дальнейшую перспективу.

Стратегия разработана на период до 2015 г., определены целевые показатели, характеризующие реализацию Стратегии по годам до 2015 г. и необходимые объемы и источники финансирования Стратегии. При этом рассмотрение проводилось как в рамках инерционной динамики, которая, по сути, не дает должных оснований надеяться на формирование в стране «экономики, основанной на знании» и приводит к дальнейшей стагнации науки и инноваций в стране, так и в рамках рационального варианта реализации Стратегии, основанного на разумной консервативности в увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии и направленного на активизацию государственной политики по обеспечению инновационного развития страны.





  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница