Уровень сформированности учебно-универсальных действий на уроках географии Чтобы говорить об уровне сформированности ууд на уроках географии и во внеурочное время в огбоу кши «Северском кадетском корпусе»



Скачать 476.07 Kb.
страница1/7
Дата01.07.2018
Размер476.07 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7

Уровень сформированности учебно-универсальных действий на уроках географии
Чтобы говорить об уровне сформированности УУД на уроках географии и во внеурочное время в ОГБОУ КШИ «Северском кадетском корпусе», я хотела вспомнить, какие вообще существуют учебно-универсальные действия и как они работают на уроках.

Учебно-универсальные действия – это самостоятельная работа учащихся на уроках и во внеурочное время.

Учебные действия можно классифицировать по разным основаниям. Например, в процессе решения каждой учебной задачи можно выделить такую последовательность действий.

1. Действия целеполагания. Прежде чем приступить к решению задачи, учащийся должен принять ее как задание, которое необходимо выполнить. При этом важно правильно понять, что именно должно получиться в результате решения задачи, осознать, для чего и с какой целью она решается. Постановка таких вопросов, нахождение ответов на них и подчинение своего поведения этому решению есть сложная совокупность действий.

2. Действия планирования. Принимая для себя цель решения учебной задачи, учащийся встает перед необходимостью подбора соответствующих действий по ее решению, установления их последовательности. На этом этапе важно осознать, что должно получаться в результате каждого отдельного действия и как эти промежуточные результаты могут быть использованы в дальнейшем ходе решения.

3. Исполнительские действия. Они представляют собой внешние действия (предметные и вспомогательные, вербальные и невербальные), а также внутренние (умственные) действия по реализации плана решения задачи. Эти действия также классифицированы по различным признакам:

а) преобразующие и исследовательские действия. Данное различие основано на том, каким именно преобразованиям подвергаются изучаемые объекты и каков масштаб этих объектов. Под преобразующими действиями понимаются непосредственные манипуляции над конкретным объектом с целью выявления его свойств, при этом ученику уже могут быть известны общие закономерности и принципы функционирования объектов данного класса. Исследовательские действия направлены на раскрытие общих закономерностей, которые ранее не были известны учащемуся, и это раскрытие может происходить чисто теоретически, на основе объяснения либо на конкретных примерах, разбор которых подчинен цели уяснения нового обобщенного способа действий;

б) в соотнесении с познавательными процессами среди учебных действий различают перцептивные, мнемические и мыслительные действия. Перцептивные действия воплощают в себе процесс восприятия и включают опознание, идентификацию, выделение фигуры на фоне, отделение главного от второстепенного. Мнемические действия осуществляются на базе процесса памяти, среди них можно выделить заучивание, фильтрацию информации, ее структурирование, сохранение, воспроизведение. Мыслительные действия, включают, прежде всего логические операции – сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификацию и др. Все эти операции являются различными способами раскрытия существующих связей и отношений между объектами и внутри них.

в) репродуктивные и продуктивные действия. К репродуктивным относятся воспроизводящие действия, осуществляемые по заданным критериям, шаблонным способом. Действия целеобразования, преобразования, создания нового, выполняемые по самостоятельно сформированным критериям, рассматриваются как продуктивные. Существуют также действия, которые в зависимости от условий могут быть и теми и другими. Репродуктивность или продуктивность многих учебных действий определяется тем, как они осуществляются. Они могут осуществляться по заданным учителем программам и критериям, по ранее отработанным шаблонным стереотипным способам или по самостоятельно формируемым критериям, по собственным программам, по новым способам или новым сочетанием средств.

В рамках учебной деятельности может быть создана управляемая учителем программа разного соотношения продуктивности и репродуктивности учебных действий учеников.

4. Действия самоконтроля и самооценивания учащегося. При решении задачи каждый полученный промежуточный результат, и тем более итоговый, сличается с поставленной целью. Таким образом, оценивается, насколько процесс решения приблизился к достижению поставленной цели. Действия контроля и оценки ученика представляют собой действия учителя, поэтому психологический механизм их формирования особый.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами, поэтому знания, полученные учащимися в школе, устаревают раньше, чем они успевают применить их на практике.

Современное общество требует ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.  

Эти цели сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения как образовательные результаты.

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно - ориентированный,  системно - деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Согласно вышесказанному на уроках географии:

1. Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения.

2. Происходит освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве России, отдельных регионов, мира в целом.

Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как

•      мотивация,

•       актуализация имеющегося субъективного опыта,

•      коммуникация,

•      рефлексия.

Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.

Освоение географических умений и способов деятельности

•      объяснительно-аналитического,

•      оценочного,

•      прогностического,

•      проектного,

•      коммуникативного характера.

Уровневая дифференциация географических умений включает в себя

•      репродуктивные,

•      продуктивные,

•      креативные умения.

Особое значение в географии имеет картографический метод, который обеспечивает обзорность, возможность визуализации географической информации.  Использует карты, как информационные, образно - знаковые модели действительности, а так же предполагает овладение приёмами покомпонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана.

Осмысление функционального назначения этих аспектов позволит учащимся ответить на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальным учебными  действиями создаёт возможности  самостоятельного успешного   усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей,  включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Представляю Вам несколько фрагментов урока в 9 классе, где мы сможем определить лишь некоторые универсальные учебные действия, формируемые на уроках географии.





Виды УУД

Типы УУД

Видеофрагмент 1

Регулятивные УУД

 


Целеполагание

Планирование

Прогнозирование 


Познавательные УУД

 


Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выдвижение гипотез и их обоснование.



Видеофрагмент 2-3

Познавательные УУД

 


Обще учебные

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований  и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей.


Регулятивные УУД

 


Контроль

Коррекция

Оценка


Видеофрагмент 4

Коммуникативные УУД

Решение проблемы

Познавательные УУД

 


Обще учебные

Логические



Регулятивные УУД

 


Контроль

Коррекция



 Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного  процесса, в частности

¨ усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся;

¨ создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося;

¨ способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания;

¨ создают предпосылки для перехода к самообразованию;

¨ обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий.



Рабочая программа по географии для 9 класса

1.Пояснительная записка.

 

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Курс «География России» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма  будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.



Рабочая программа разработана на основе учебника В.П. Дронова и В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство» и Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2013. Согласно Программе на изучение курса «География России. Население и хозяйство» в 9 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю). Такое же количество учебного времени отводится для изучения предмета географии в 9 классе согласно Базисному учебному плану.

Программа включает два раздела, каждый из которых разделяется на отдельные темы. В курсе предусмотрено выполнение 23 практической работы, из них 12 оценочных. Для отслеживания результатов обучения помимо поурочного контроля предусмотрен промежуточный контроль (после изучения каждой темы тестовое задание) и итоговый рубежный контроль (по итогам года).

Согласно Программе, на относительно завершенном уровне учащиеся должны приобрести знания о географических особенностях своей местности (Томской области). В связи с этим 24% уроков по курсу включают в себя региональный компонент географических знаний.

Рабочая программа подготовлена для работы по следующему учебно-методическому комплекту:



Учебник: В.П. Дронова и В.Я. Рома « География России. Население и хозяйство»: - Москва, ДРОФА, 2009г.

Методические пособия: Е.А. Жижина «География России. Население и хозяйство». 9 класс: «Универсальные поурочные разработки по географии» по учебникам А. И. Алексеева и В.П. Дронова: - Москва «ВАКО», 2010г;

О.В. Антушева. География. 9 класс: поурочные планы. Часть 1 и 2. Волгоград: Учитель, 2011.

Дидактические материалы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, В.Б. Пятунин. Дидактические материалы по географии России. Москва: Просвещение, 2010г.  

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
2.Содержание учебного предмета, курса.

2.1Разделы учебной программы.



наименование раздела

характеристика основных содержательных линий




1

Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница