Уровень физкультурного образования студентов их отношения к своему здоровью и таким компонентам здорового образа жизни как закаливание и двигательная активность



страница1/2
Дата11.08.2018
Размер66.9 Kb.
  1   2



В.И. Тихонова, аспирантка БГПУ им. М.Танка.

Отношение студентов к закаливанию и двигательной активности, как компонентам здорового образа жизни

В сложной ситуации экологического и экономического кризисов произошла дезадаптация иммунных сил организма, деградация здоровья населения. Перед человеком все более остро встает вопрос о том, чтобы сохранить себя как вид, приспособленный к изменяющимся условиям среды, социальными и природным, а также проблема адаптации к окружающей среде.

Все стороны человеческой жизни, в плане, как социального бытия: производственно-трудовая, социально-экономическая, политическая, семейно-бытовая, духовная, так и проведение досуга и получение образования, определяются уровнем его здоровья. Высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности служит важнейшим залогом полноценной жизни человека [1].

Конференция, проведенная ВОЗ и ЮНИСЭВ, уточнила понятие ''здоровья'' в следующем содержании: «… здоровье, будучи состоянием полного физического, духовного и социального благополучия является основным правом человека и что достижение возможно высшего уровня здоровья составляет наиболее важную всемирную социальную задачу, для выполнения которой необходимы совместные усилия многих других социальных и экономических секторов в дополнение к сектору здравоохранения» [2].

Здоровье самым непосредственным образом связано с образом жизни, поэтому его высокого уровня можно достичь при целенаправленном и последовательном обучении людей здоровому образу жизни (ЗОЖ).

Государственной программой «Здоровье народа» на 1999 - 2005г.г. предусматривается решение таких первоочередных задач, как повышение физической активности населения, формирование ЗОЖ, оздоровление детей, подростков и учащейся молодежи.

Главная социальная задача государства и общества: обеспечить первичную профилактику и психогигиену - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение самого факта возникновения болезни. Способность человека обеспечить индивидуальную профилактику нарушений здоровья, сознательная ориентация на здоровый образ жизнедеятельности служит показателем не только санитарно-гигиенической грамотности, но и общей его культуры. При этом успех возможен только при объединении усилий всех сфер жизни общества, пересмотре ложных стереотипов и этикета, изменении семейного уклада, дошкольного и школьного воспитания детей, обучения специалистов, подготовленных к организации ЗОЖ населения [3]. В повышении роли валеологического образования во всех учебных заведениях страны.

Молодые люди не всегда располагают необходимыми знаниями и убеждениями, чтобы осознанно выбирать определенный образ жизни. Поэтому необходимо создать студентам благоприятные условия для выбора и поддержания такой линии поведения, которая способствовала бы укреплению здоровья.

Понимание и оценка человеком здоровья: его места в структуре личности, соотношение с духовным началом, рейтинга на личностной и общественной шкале ценностей, значимости для достижения определенного статуса и т.д. – все это образует тот ближайший контекст, в котором происходит формирование установок, мотиваций ЗОЖ [4].

С целью изучения уровня знаний студентов в области физической культуры, их отношения к своему здоровью и таким компонентам ЗОЖ, как закаливание и двигательная активность, нами было проведено анкетирование. В исследовании приняли участие 160 студентов 1,3 и 4 курсов БГПУ им. М. Танка. Из них по состоянию здоровья к специальной медицинской группе было отнесено - 13,8% студентов, к подготовительной - 15%, к основной - 71,2%.

Анкетный опрос показал, что только 45,6% студентов знают хорошо, что такое ЗОЖ и составляющие его компоненты, 45% - знают, но недостаточно, 9,4% - не знают. По курсам эти данные соответственно равны: для 1 курса – 37,5%, 47,5%, 15%; для 3 курса – 54%, 40%, 6%.

Регулярность занятий физическими упражнениями составляет: при 1-2 разах в неделю - 33,1%, от случая к случаю - 25,6%, 3-4 разах - 22,5%, 5-6 раз в неделю - 15,6%, посезонно – 3,2%.

Но если уровень осведомленности студентов о способах организации и проведения самостоятельных занятий, о способах контроля и самоконтроля за состоянием здоровья и физическим развитием от 1 курса к 3 и 4 имеет положительную динамику, то уровень знаний в области закаливания вызывает серьезную озабоченность.

Так, основные способы закаливания, их режимы и дозировку: солнечными лучами, воздухом и водой соответственно знают хорошо - 28,7%, 32,5%, 41,2%; знают, но недостаточно – 48,7%,49,3%,45%; не знают – 22,6%, 18,2%, 13,8%.

Об оздоровительном влиянии физических упражнений и средств закаливания на состояние здоровья знают хорошо – 57,5% респондентов, знают, но недостаточно – 38,1%, не знают – 4,4%.

О роли закаливания в профилактике простудных заболеваний знают хорошо только – 48,1%, знают, но недостаточно – 44,3%, не знают – 7,6%. (Рис. 1)

При этом следует отметить, что частота простудной заболеваемости студентов имеет место: 1-2 раза случаев в году – 44,3%, 3-4 раза – 15,6%, более 4 раз в году болеют – 7%, не каждый год (менее 1 раза в году) отмечают простудную заболеваемость – 33,1% студентов.

Основными источниками получения информации о способах оздоровления являются: средства массовой информации - 80%, преподаватели физического воспитания - 38,7%, наглядная агитация вуза -3,7%, родители – 3,1% и т.д.

Только 8,7% студентов используют закаливание и 36,8% - физические упражнения для повышения работоспособности и снятия усталости, 78,1% предпочитают пассивный кратковременный отдых и т.д.

По данным исследователей в режиме дня студентов преобладают статические компоненты деятельности, на которые приходится в среднем от 70% до 83% времени периода бодрствования [5,6].

Причины, по которым студенты не занимаются закаливанием: недостаточная пропаганда знаний о средствах закаливания и отсутствие условий для его осуществления, соответственно – 26,7% и 26,8%, нет уверенности в оздоровительной эффективности занятий – 24,3%, 16,2% считают, что занятия физическими упражнениями и так способствуют закаливанию, на отсутствие мотивации указали - 21,9% респондентов, на недостаточность свободного времени сослались – 38,7% студентов. Количество их свободного времени от учебы, быта и работы составило: до 1-2 часов – 13,7%, 3-4 часов – 17,6%, 4 часов и более – 11,2%. 57,5% - указали на отсутствие систематичности занятости в течение дня. Таким образом, анализ данных свидетельствует о наличии достаточного количества свободного времени у студентов и скорее о неумении или нежелании его рационально использовать. Аналогичные данные были получены и другими авторами [7].

Установлено, что доминирующим мотивом, побуждающим студентов заниматься физическими упражнениями, является их стремление укрепить здоровье - 77,5%, но при этом имеет место недооценка его роли в будущей профессиональной деятельности. Только 3,7% студентов беспокоятся об укреплении своего здоровья в связи с выбором в перспективе престижной работы и только 29,3% - имели желание приобрести физические качества, организаторские навыки и умения с помощью физических упражнений.

На вопрос, что необходимо сделать, чтобы привлечь студентов к занятиям физическими упражнениями и закаливанием, мнения разделились так: за создание условий высказались – 40,6% респондентов, за усиление пропаганды ЗОЖ – 31,9%, от ответа воздержались – 27,5%, за формирование мотивации – 10%. Для формирования же мотивации студенты считают необходимым: углубление знаний в области ЗОЖ - 63,8%, материальное обеспечение - 51,2%, законодательные акты, запрещающие рекламу спиртной и табачной продукции – 26,3%.

Таким образом, у подавляющего большинства студентов отсутствуют или знания, или мотивация, или убеждения, или ограниченные материальные и другие возможности к соблюдению ЗОЖ. Следовательно, нужны управленческие решения и социально – психологические методы воздействия [3].

В настоящее время в Республике Беларусь отсутствует единая технология преподавания здравоведческих аспектов в вузах. По-прежнему, в качестве критерия здоровья доминирует оценка физической подготовленности и лишь формально приводится перечень знаний и умений сохранять и укреплять здоровье без контроля знаний за усвоением этого материала [8].

Образовательный компонент программы физического воспитания студентов высших учебных заведений предусматривает выделение только 2 часов на тему «Здоровый образ жизни – основа творческого долголетия». Что явно недостаточно. Тогда как в настоящее время остро стоит проблема совершенствования программы физического воспитания вузов Республики Беларусь, повышения ее оздоровительной направленности средствами закаливания, расширение и углубление ее образовательного компонента в вопросах формирования теоретико-методологических знаний в области ЗОЖ.

Таким образом, следует отметить, что подготовка будущих специалистов к оптимальному выполнению повседневных и интенсивных трудовых и общественных функций, в условиях сокращения доли физического труда, невозможна без сознательного, целенаправленного использования специфических средств физической культуры и закаливания, ибо они играют большую роль в формировании рационального для современного человека образа жизни.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница