Уроки жизни Храм Всех Святых, что в Красном Селе Москва Артос «Серебряные нити» 2007



страница1/21
Дата28.07.2018
Размер1.5 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Протоиерей Артемий Владимиров

Уроки жизни
Храм Всех Святых, что в Красном Селе
Москва


Артос
«Серебряные нити»
2007

Эта книга необычного жанра – она собрана из открытых уроков протоиерея Артемия Владимирова со школьниками разных возрастов.Читатель может почерпнуть из нее редкое в наше время искусство общения с детьми, цель которого – нравственное раскрытие личности и утверждение в добре. «Уроки жизни» предназначены для родителей и детей, учителей и учеников, а также для всех тех, кто желает заглянуть в глубины собственной бессмертной души...

«Мама» – слово дорогое...



Почти исповедальное…Два года назад ко мне, директору одной из московских школ, обратился сотрудник с настойчивой просьбой – пригласить в школу для беседы с детьми священника, протоиерея Артемия Владимирова. Человек, далекий в то время от церковного мира, я с полным недоумением отнеслась к предложению: что делать священнику в неправославной школе? о чем можно беседовать с детьми, далекими от веры? Но уступила. И вот актовый зал, весь заполненный детьми начальной школы… Отец Артемий необыкновенно сердечно, порою шутливо, часто переходя то на английский, то на французский языки, а то и на латынь, заговорил… о маме. К горлу подкатил комок. Вспомнилась моя мама, уже ушедшая в мир иной; испытала чувство вины перед ней; потом подумала о своих взаимоотношениях с собственными детьми… Сколько мы в жизни наломали дров… Неужели и эти дети, сидящие в зале, не сумеют избежать горьких, а то и непоправимых ошибок?! Почувствовала себя ответственной за отношение моих учеников к собственным родителям…Беседа потрясла. Впервые я увидела, что так можно говорить о жизни с детьми – так просто и так глубоко, так сердечно и так строго в нравственном смысле одновременно… А потом были средние классы, старшие. И каждый раз приводил в изумление тот результат, который был налицо уже в конце беседы: теплели детские глаза, светлее становились лица школьников, доверием наполнялась душа ребенка. И сама я словно погружалась в давно забытый мир – очень добрый, очень светлый и радостный. Мир, в котором жила только Любовь… И так захотелось, чтобы это никогда не уходило из моей жизни, из жизни моих питомцев, из жизни коллег…С тех пор отец Артемий неразлучно с нами…Школа изменилась… Изменились дети… Изменились педагоги, словно заново открывшие для себя многие на время забытые, ушедшие на какое-то время в пассив души истины… Изменилась и моя жизнь… Главное, что мы в нашей школе стали сильней, потому что очень четко обозначались профессиональные ориентиры: мы здесь для того, чтобы образовывать личность ребенка не по западной, американизированной модели образования, а по нашей – отечественной (а Отечество наше десять веков прожило в рамках православных ценностей, и это осталось в нашей генетической памяти), для того чтобы снова открыть детям России их страну – в которой можно не только жить, но которой должно служить; чтобы взрастить их в идеалах добра и жертвенной любви к людям и к своей Родине…Низкий поклон Вам, дорогой Батюшка, от педагогов и учащихся школы…Директор одной из Ваших многочисленных школ.
ПредисловиеЗдравствуйте, мои милые друзья! Судя по вашим улыбкам и по лучистому выражению глаз, вы весьма рады, что, наконец-то, прозвенел звонок и начинается урок с батюшкой… А может быть, я не прав?..»Так или примерно так приступает священник в школе к педагогическим трудам, которые являются неотъемлемой частью его пастырского служения…Что же приношу я с собой на встречу с детьми, с чем переступаю порог классной комнаты?Конечно, с подарками, конфетами, сладостями – ведь они так поднимают настроение школьников, когда одариваешь их от чистого сердца… Но это далеко не главное. Нам, воспитателям и учителям, потребно нечто иное, о чем, собственно, мне и хочется рассказать в предисловии к этой необычной книге…Помню я свои первые дни в качестве учителя-словесника, когда в ушах еще не успел смолкнуть оживленный гул университетских коридоров, а во снах мне часто приходилось сдавать давно сданные экзаменационные сессии. Уже тогда мне стало ясно, что при подготовке к школьным урокам и встрече с подростками мне не обойтись без… молитвы. Действительно, как слаб и зачастую беспомощен начинающий педагог, брошенный на произвол судьбы своими старшими коллегами! Где взять ему силы к свершению подвига? Как обрести спокойствие, если почва уходит из-под ног? Каким способом преодолеть неуверенность в себе? Кто избавит его от дрожания пальцев, держащих мел, и сбивчивости интонации при объяснении нового материала?Безусловно, жизненный, педагогический опыт и множественные неудачи, срывы, ошибки, без которых не обойтись ни одному учителю. Но пока-то взойдешь к высотам, сколько должно утечь воды… А ведь каждый школьный день – это новое сражение, в котором необходимо одержать победу! Вот почему я и начал прибегать к молитве, обращенной к единому истинному Учителю – Господу нашему Иисусу Христу. Как сегодня помню: золотая осень, здание школы, окруженное кленами, которые, в точном соответствии с учебной программой по литературе, рдели и сияли своим золотисто-багряным убором. Со смешанным чувством нетерпения и страха я встал в отдалении, вглядываясь в школьные окна, в которых отражались осеннее небо и верхушки деревьев. Умом и сердцем вникая в слова любимой мною молитвы, шепчу, переводя взор в поднебесье: «Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози мне, грешному, сие дело, мною начинаемо, о Тебе Самем совершити, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».И вот с молитвой в сердце и улыбкой на устах, с верой в чудесную помощь, которая приходит свыше и осеняет всякого труждающегося христианина, я вхожу в класс для общения с детьми…Пусть же Господь всегда дает мне крылья вдохновенья, чтобы душа ощущала себя невесомой птицей, подымающейся все выше и выше в небесные просторы! Верю, что сердце, напитанное благодатью, станет для детей источником живительного тепла, ощутив которое, они мало-помалу и сами оттают и раскроют нежные полупрозрачные лепестки своих душ навстречу духовному Солнцу – Живому Богу… Хочу делиться с моими милыми чадами той таинственной радостью, которая, словно источник родниковой воды, исходит и бьет ключом из глубины очищенной покаянием совести… Знаю, что Отчее Слово даст мне, по Своей милости, слово ясное, простое и прекрасное, которое, как небесная манна, напитает жаждущие истины сердца… От широты русских бескрайних полей и желтеющих нив я возьму щедрость и великодушие, от горных вершин, спящих «во тьме ночной», – мощь и величие. Прозрачные, как слеза, девственные озера поделятся со мной чистотой и целомудрием, без благоуханной красоты которых чахнет и гибнет детская душа… Святые Русской земли, великие князья и подвижники, спасавшиеся в удаленных от городов пустынях и скитах, святые воины, живот свой за Отечество положившие, и богомудрые святители поделятся со мной толикой своих добродетелей, дабы слово, исходящее из уст учителя, стало делом в жизни его воспитанников… Пусть мое общение с учениками станет для них желанным и радостным, послужит во смирение дерзким и развязным, умягчит ожесточившихся и, главное, ободрит и утешит тех, кто, еще не вкусив полноты бытия, уже отведал скорбей, не будучи согрет любовию своих родителей… Во всем буду полагаться на помощь Создателя, не забывая и мудрой русской поговорки: «На Бога надейся, а сам не плошай»…И дай, Боже, чтобы встреча со священником стала для детей тихим веянием ветерка из Эдема сладости – Церкви Христовой, дала им почувствовать благость Отчего дома – храма Божия, двери которого всегда открыты для ищущих Истину… Пусть же наши уроки просвещают, но не опаляют; влекут к добру, но не приневоливают; пробуждают мысль и усыпляют греховные движения гордости, злобы и похоти... И если кто-нибудь, читая эти строки, скажет, что написавший их явно завышает планку, то я отвечу ему: «Все лучшее будем отдавать детям, ведь они достойны того, чтобы в их будничной школьной жизни происходили чудеса»… И еще прибавлю, что Бог весьма и весьма любит их, и от нас, взрослых, во многом зависит, почувствуют, узнают и встретят ли дети в своей жизни эту великую, неземную и ни с чем не сравнимую Божественную Любовь…

Протоиерей Артемий Владимиров
«Мама» – слово дорогое…

Нулевой и 1 классы (5-7 лет)




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница