Урок с поддержкой икт тема урока: Духовная жизнь России в 90-е годы ХХ века Предмет: история



Скачать 121.83 Kb.
страница1/2
Дата02.08.2018
Размер121.83 Kb.
ТипУрок
  1   2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СВЕТЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в образовании – 2011»



Номинация: «Современный урок с поддержкой ИКТ»
Тема урока: Духовная жизнь России в 90-е годы ХХ века

Предмет: история

учебник по истории России

под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта

9 класс

Автор разработки



учитель истории и обществознания

высшей категории,

Почетный работник общего образования,

Лучший учитель России – 2006



Ольга Борисовна Титова

ХОД УРОКА:

ВЫЗОВ

Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по теме; вызвать устойчивый интерес, мотивировать к учебной деятельности.



  1. Вступительное слово учителя (2 мин):

Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром. Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества. Влияющим фактором на духовную жизнь общества в 90-е годы ХХ века стал переход страны к рыночной экономике и радикальные перемены в политической и социальной жизни происходили в условиях информационной открытости. Исчез идеологический диктат государства и с ним – цензура. Быстрыми темпами насыщался рынок информационных услуг. Граждане получили доступ к глобальной сети коммуникаций – Интернету. В духовном мире происходит резкая переоценка ценностей. Духовная жизнь общества – это реальный процесс деятельности, целостная система, важнейшими компонентами которой выступают духовное производство, духовные потребности и потребление, духовные отношения и общение.

2.Работа над пониманием формулировки темы «Духовная жизнь России в 90-е годы ХХ века»

2.1.Слово учителя (1 мин):

Что на ваш взгляд включает в себя изучаемая тема, и как вы понимаете ее смысловое содержание? Ответ на вопрос выразим кластером.



2.2.Составление кластера (2мин):

Предполагаемый кластер: литература, кинематограф, музыка, изобразительное искусство, живопись, архитектура, скульптура, театр, средства массовой информации.

2.3.Мозговой штурм (5 мин.):

Учитель отмеряет 3 минуты, в течение которых учащимся предлагается называть те ассоциации, которые вызывают у них тема. Предлагаемые варианты записываются без обсуждения и отбора. Затем (по истечении 3 минут) учитель зачитывает получившийся список, пытается сгруппировать и/или объединить сходные ассоциации, обращает внимание учащихся на самые важные и те, которые будут затронуты в ходе урока.



Предполагаемые ответы: идеология, идеологическое многообразие, государственная идеология, распад СССР, движение к демократии, разрыв связей с мастерами бывших союзных республик, изменение стратегического положения России, снятие цензурных ограничений, идеологический диктат государства, цензура, коммерциализация культуры, зарубежная массовая культура, субкультурные группы.

2.4.Слово учителя (3 мин):

Сгруппировать записанные вами ассоциации по сходству.

Что характеризует духовную жизнь


до 90-х годов ХХ века

90-е годы ХХ века







При группировке по сходству возможны затруднения, которые необходимо вывести в целеполагание.

3. Работа над эпиграфом урока (3 мин):

3.1.Слово учителя

Охарактеризуйте отличие состояния культуры нашей страны до 90-х годов и в 90-е годы, покажите взаимосвязь состояния культуры и социально – экономических процессов, происходящих в ней в 90-е годы, анализируя эпиграф к уроку.



  1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

  2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной…

Из Конституции Российской Федерации

Секрет урожайности «не в плодородии почвы, а в свободе хлебопашца»

Ш. Монтескье

Предполагаемые ответы: При ответе ученики затрудняются, дают неполный ответ, отсюда выходим на целеполагание.

4.Целеполагание (2 мин):

4.1.Какие проблемы вы определите для рассмотрения на уроке?

Предполагаемые ответы:


  1. Какие факторы повлияли на развитие культуры в 90-е г.?

  2. Какие особенности в развитии культуры 90-х гг. можно выделить?

  3. Что принципиально новое появилось в культуре и как это повлияло на общественную жизнь?

4.Стала ли культура свободной идеологически?

4.2.Слово учителя(1 мин):

Вопрос урока: Какие факторы произошли в духовной жизни после распада СССР?

На протяжении всего урока осуществляем записи в тетрадь, заполняя таблицу.




Дата

События

Итог

 

 

 


ОСМЫСЛЕНИЕ

Цель: получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.



1.Обзорное знакомство с электронной презентацией к уроку по теме «Духовная жизнь России в 90-е годы ХХ века (5 мин):

Приложение № 1

2.. Лабораторная работа в группах по модели «зигзаг» (15 мин):

2.1. Работа в мини-группе

  • Учащиеся объединяются в группы или пары по количеству вопросов для изучения. Каждая группа изучает свой вопрос с применением сети Интернет через поисковую систему. Одна из групп работает с диском «Клио Софт» история России ХХ век, часть 3;




  1. Исторические условия развития культуры.

  2. Литература.

  3. Кинематограф.

  4. Музыка.

  5. Изобразительное искусство.

  6. Средства массовой информации.

  7. Традиционные религии в современной России.

  8. Работа с электронным словарем.

Изученный материал, обсуждается в группе, выясняется все, что непонятно с помощью одноклассника, с которым вопрос изучали, с помощью учителя; готовится проблемный вопрос для организации дискуссии.

Предполагаемые вопросы:

  1. Какова реакция культуры на противоречия времени?

  2. В чем на ваш взгляд заключается развитие новых тенденций в литературе, кинематографе, музыке, театре, изобразительном искусстве?

  3. В чем особенности и реальности в развитии средств массовой информации?

  4. Что принципиально нового появилось в традиционных религиях современной России и почему?

Одновременно выполняется индивидуальное задание:


Каталог: doc
doc -> Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании
doc -> Практикум по этнологии: учебно-практическое пособие. Часть 2 / Составители Т. А. Титова, В. Е. Козлов; науч ред. Е. В. Фролова, М. В. Вятчина. Казань, 2014. 52с
doc -> Международная организация труда
doc -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
doc -> Контрольная работа и методические рекомендации к ней для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Основы философии»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница