Урок по главе 2 «Развитие общества»



страница1/2
Дата05.01.2018
Размер92.6 Kb.
ТипУрок
  1   2

Обществознание 10 класс.

УМК: Кравченко А.И. Обществознание, 2008г.

Базовый уровень.

Место урока в системе уроков по теме: второй урок по главе 2 «Развитие общества»



Тема урока: Модернизация»

Количество часов на изучение темы: 1



Цели: ознакомить с сущностью модернизации и ее типами; актуализировать понятия «прогресс» и «регресс»; развивать умения сравнивать и анализировать.

Задачи: 1.Разъяснять сущность понятия «модернизация» с точки зрения современной науки.

2.Уметь сравнивать на основе конкретных исторических примеров особенности органической и неорганической модернизации.

3.Уметь анализировать современные экономические и политические преобразования в стране с научной точки зрения и их влияние на состояние общества.

Планируемые образовательные результаты:

1. Владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде текста, схемы или таблицы.

2. Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.

3. Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него. Уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия чужого мнения.

Техническое обеспечение урока: учебник Обществознание Кравченко А.И., листы с тестами, периодическая печать.



Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I.    Организационный момент

(Учитель называет тему и отмечает ее актуальность.)

Мы рассмотрим следующие вопросы:

1.    Прогресс и регресс.

2.    Понятие и сущность модернизации.

3.    Органическая модернизация.

4.    Неорганическая модернизация.

II.    Проверка домашнего задания

-    Что такое закон?

-    В чем сущность закона ускорения истории?

-    В чем сущность урбанизации?

-    Назовите три этапа, которые прошло и проходит в своем развитии современное общество.

-    Какие характерные черты постиндустриального общества можно выделить?

-    В чем сходство индустриального и постиндустриального обществ?

-    В чем различие индустриального и постиндустриального обществ?

- Выполните тест на листочках.

1. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.— постиндустриальное?

 А) основной продукт производства — промышленные изделия

 Б)  основной фактор производства — знания

  В) широкое применение механизмов, технологий

  Г)  классовое деление общества
2. Какой признак характеризует традиционное общество?

А)  интенсивная урбанизация     Б) преобладание приписанного социального статуса

 В) высокая социальная мобильность       Г) рост уровня потребления
3. Какая характеристика не подходит для традиционного общества:

А)  низкий уровень социальной мобильности

Б) господство религии, обычаев и традиций

В) аграрный характер экономики

Г) глобализация жизни
4. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

 А) формированием рыночной экономики

 Б) ограничением социальной мобильности

 В) развитием средств массовой коммуникации

 Г) организацией фабричного производства
5.  При переходе от традиционного общества к индустриальному:

А) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью

Б) возросло значение науки и образования

В) усилились сословные различия

Г) возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы
6. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?

А) аграрный тип общества

Б) неразвитость институтов частной собственности

В) особая ценность человеческой индивидуальности

Г) преобладание коллективных форм сознания
7. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.

1. Массовая культура, 2. Технология, 3. Община, 4. Частная собственность, 5Касты, 6. Закон, 7. Классы, 8. Экологический кризис, 9. Права и свободы человека.

III. Изучение нового материала

1. Прогресс и регресс

Прогресс и регресс - противоположные процессы в общественном развитии.

Прогресс - движение вперед, от низшей ступени к высшей, регресс проявляется в деградации. Сосуществование этих тенденций есть доказательство действия одного из законов диалектики - закона единства и борьбы противоположностей. Например, отставание России в передовых технологиях потребовало найти решение проблемы: создание и внедрение нанотехнологий стало одной из приоритетных задач, которые обеспечиваются финансами государства. Смутное время (1598-1613) не только принесло экономическое разорение и политическую неустойчивость, которая угрожала суверенитету страны, но и способствовало консолидации политических сил вокруг новой династии и возвращению Российского государства в европейскую политику как субъекта политики.

Поступательное движение общества к более совершенному, от низшего к высшему, называется социальным прогрессом. Это сложный, противоречивый процесс.

(Учитель просит привести примеры из истории постсоветской России.)

Есть две формы социального прогресса - революция и реформа.

Революция - качественное, коренное изменение большинства сторон общественной жизни, скачкообразный переход от старого к новому. В зависимости от того, какой сферы или общественного института касаются эти изменения, определяется характер революции: политическая, научно-техническая, культурная и т. д.

Реформы - это частичное усовершенствование какой-либо сферы общественной жизни или какой-либо ее стороны; ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Реформы сверху проводят властные структуры по своей инициативе. Реформы снизу проводятся властью под давлением народных масс. Реформы могут быть важной составной частью революции, а могут быть попыткой предотвратить революцию. По своему содержанию реформы могут быть политические, экономические и социальные. Но все они связаны между собой. Учитель цитирует слова П. А. Столыпина, которые он произнес перед депутатами III Государственной думы (Столыпин обращался к социалистам): «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». На проведение своей аграрной реформы он отводил 20-25 лет, и за это время путем реформирования российское сельское хозяйство из феодального должно было перейти на капиталистический путь развития, от прусского пути перейти к американскому. Первая мировая война прервала процесс реформирования, а коллективизация надолго «убила» в советском крестьянине «крепкого хозяина». Несмотря на все реформы в постсоветской России, сельское хозяйство остается одним из самых проблемных и менее развитых секторов экономики.

(На столах перед учениками последние номера местной периодики. Учащиеся должны найти факты, подтверждающие ситуацию в сельском хозяйстве. Если ученики приводили примеры реформ из другой сферы, они ищут соответствующие факты.)

2. Понятие и сущность модернизации

Самостоятельно прочитайте текст учебника. Выпишите определение модернизации и ее направления.

Сущность модернизации - всемирное распространение таких ценностей капитализма, как рационализм, расчетливость, урбанизация, индустриализация.

В быту расчетливым человеком чаще всего называют того, кто преследует только свои личные цели в ущерб интересам других. Под расчетливостью как общечеловеческой ценностью понимается умение достигать общественно значимых целей с наименьшими затратами. Западные миллионеры никогда не тратят так безрассудно свои капиталы в отпуске, как это делают российские нувориши.

Итог модернизации - переход к индустриальному обществу.

Разделимся на две группы. Первая группа самостоятельно изучает неорганическую модернизацию, вторая - органическую модернизацию (с чего начинается, что является причиной, способы осуществления, главные последствия).

(После окончания работы учитель организует обсуждение.

Выводы должны быть записаны в тетрадях:

1.    Органическая модернизация начинается с культуры и изменения общественного сознания; есть результат естественного развития; промышленная революция и реформы сверху; ускоренные темпы развития страны за счет внутренних источников.

2.    Неорганическая модернизация носит «догоняющий» характер; начинается с экономической сферы; причина - необходимость ликвидировать отсталость страны; сочетает внутренние и внешние источники («заграница нам поможет»); угроза зависимости экономической, а впоследствии и политической от другой страны (например, угроза потери продовольственной независимости в середине 1990-х годов в России).)




Каталог: media -> text
media -> Задания Ответ
media -> О. А. Сапрыкина Кафедра иберо-романского языкознания Португальская национально-культурная идентичность в дискурсивной парадигме
media -> «Основные тенденции в материальном и духовном выборе современной молодежи»
media -> Рабочая программа дисциплины социальная работа с молодежью Наименование дисциплины
text -> Композиция и язык произведения
text -> Период Алексея Михайловича
text -> Гласность, демократизация и новый этап политической жизни в СССР


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница