Урок-мастерская " Не хлебом единым " Притча о Сеятеле. Библия. Евангелие от Луки. И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе "



Скачать 85.95 Kb.
страница1/4
Дата22.08.2018
Размер85.95 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4

Урок-мастерская "Не хлебом единым..."

(Притча о Сеятеле. Библия. Евангелие от Луки. И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе "Нищий". Письмо Матери Терезы)



Эпиграф: Милосердие - это огромная сила, связывающая и объединяющая людей. ...Мы, может быть, в хлебе насущном нуждаемся меньше, чем в любви, милосердии и прощении Мать Тереза

Цели: воспитание духовно здорового человека; развитие ассоциативного мышления и монологической речи; работа над развитием мировоззрения учащихся.

Ход занятия:

1 Слово учителя. Подготовка к теме.

Петр Лаврович Лавров, математик, историк, философ, литературный критик, сблизившийся с И.С.Тургеневым в последние годы жизни писателя, в статье "И.С.Тургенев и развитие русского общества" писал: "Общее настроение И.С.Тургенева в эти годы становилось все мрачнее. С 1878 года он начал свои "Стихотворения в прозе", серию, проникнутую возвращающимся и усиливающимся чувством нравственного одиночества, мучительною мыслью о старости, о близкой смерти.

"Настали темные, тяжелые дни", когда он говорил себе: "Уйди в себя, в свои воспоминания... Но будь осторожен... Не гляди вперед... бедный старик ("Старик", июль 1878 года). Настоящее вызывало мысль: "Я один, один, как всегда" ("Голубь", май 1879 года). Воспоминания раздражали его воображением о том, "как хороши, как свежи были розы...", а теперь ему холодно, и все " они умерли, умерли...".

-Почему Тургеневым овладела депрессия?

-он тяжело болен, у него рак спинного мозга, писатель понимает, что скоро умрет, его дни сочтены, розы "умерли". Время подводить итоги. Сил для творчества осталось мало. Большое произведение ему уже не написать....

- Что же это за жанр - СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ?

-Словарь литературоведческих терминов:

Стихотворение в прозе - это "небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представленное как проза. В стихотворении в прозе преобладает не повествовательный, а субъективно-оценочный характер, большое значение приобретает эмоциональная окраска речи и, соответственно этому, ритмическая интонационная структура. В стихотворении в прозе ощутимы повторения ритмически подобных конструкций, звуковые переклички, реже - рифмы"

Учитель:

-Этот жанр Тургенев открыл для себя в 1877 году. Жанр, который позволяет коротко, емко изложить мгновенное впечатление, ощущение жизни, настроение ушедшего, безвозвратного - молодости, свободы, легкости, красоты...

Стихотворение в прозе - это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли.

2. Индуктор - КАРАВАЙ ХЛЕБА.

Каравай хлеба... Какие ассоциации возникают у вас? Какие воспоминания? впечатления? Запишите их...

-дом, тепло, уют, мама, домашний очаг, благополучие, поле, люди, солнце, любовь...

Сейчас у порога зима, и, наверное, трудно сейчас представить картину, которую я попытаюсь нарисовать. Чтобы вам ничто не мешало, закройте глаза.

Представьте огромное ровное поле, ярко светит солнце, где-то с краю растут березки, их белизна прекрасно гармонирует со свежей зеленью. По небу плывут белогривые облака. По полю, недавно вспаханному, идет Человек... Через плечо у него большой короб, из которого он берет пригоршней золотистые зерна пшеницы и бросает в землю... Сеет...

Откройте глаза.

- Подберите слова, близкие по смыслу к слову СЕЯТЬ.

- посевы, сев, семя, засевать, семья, посевная, сеятель...

3. А что можно сеять?

-сеять можно цветы, пшеницу, рожь, траву, знания… Посеять можно знания, добро, зло, раздоры, войну, надежду….

Значит, это слово ассоциируется не только с хорошим, но и с плохим?

Запишите хорошие слова в один столбик, а плохие – в другой.

Хлеб зло


Цветы раздоры

Пшеница вражда

Добро колючки

Знания


Любовь

4. Работа в группах:

Сегодня на мастерской мы работаем по группам. У каждой группы на столе – тексты и задания к ним.



Первая группа:

У вас – Притча о Сеятеле… Новый Завет. Евангелие от Луки. Стихи 5-8, 11-15



5. Вышел Сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало

при дороге и было потоптано, и небесные птицы поклевали его;

6. А иное упало на камень и ,взошед, засохло, потому что не имело влаги;

7. А иное упало между терниями, и выросло терние и заглушило его;

8. А иное упало на добрую землю и, взошед, принесло плод сторичный.


Каталог: uploads -> konspekt
uploads -> Клиническая психология
uploads -> Психология предрассудка
uploads -> Конспект лекций Санкт-Петербург 2007 г
uploads -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Этнография» Студентам очного отделения бакалавриата Чита 2014 (075. 4)
uploads -> Социальная философия
uploads -> Контрольная работа и методические рекомендации к ней для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Основы философии»
uploads -> Лекция №5 по социологии
konspekt -> I. Становление теории социального обмена


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница