Урок литературы в 9 а классе



Дата05.06.2018
Размер46.4 Kb.
ТипУрок

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 А классе
ТЕМА. «Задуматься над жизнью…»

(По рассказу А.П.Чехова «Анна на шее»)
ЦЕЛИ. Показать, над чем заставляет задуматься писатель: как материальное обогащение вытесняет в человеке нравственную суть.

Обучение анализу произведения. Воспитание внимания к чеховской детали.

ОБОРУДОВАНИЕ.


  1. Картина В.В. Пукирева «Неравный брак».

  2. Портрет А.П.Чехова

  3. Опорная схема по рассказу – «Задуматься над жизнью».

  4. На доске слова: Анна II степени, Анна III степени, Владимир IV степени.

  5. Эпиграф:

Чехов «заставляет задуматься над жизнью и очищает душу…»

М.Горький


ХОД УРОКА.

  1. Вступительное слово учителя.

- Мы знаем, что Чехов окончил медицинский факультет и много практиковал как врач. Перед нами в рассказе «Анна на шее» - «история болезни».

Главная тема рассказа – жизнь 18- летней девушки Анны, ставшей женой 52-летнего богатого чиновника Модеста Алексеича. Перед нами типичный неравный брак, как на известной картине Пукирева. История не новая, примеров таких в жизни было много.

Но ведь Чехов не заостряет внимание на неравном браке. Тогда что же в центре внимания писателя?
- Итак, что в центре внимания писателя?

(Нравственное падение героини, опошление её души)

- На сколько частей делится рассказ? О чем говорится в первой части?

(в первой части речь идет о том, как Анна жила в доме отца, потом замужество, мужа боялась, ненавидела его, было стыдно)

- О чем говорится во второй части?

(Анна уже другая, гордая, ей не стыдно, смеется, забыла о доме, о братьях)

- Какие люди составляли семью Анны?

(отец, братья Петя и Андрюша)


ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ НА СХЕМУ, ВИСЯЩУЮ НА ДОСКЕ, НА ПРАВУЮ ЕЁ ПОЛОВИНУ
- Как стала жить семья после смерти матери?

(плохо, бедно, стыдно, читаем в тексте цитаты)

- Автор нарушает хронологию событий и о жизни Анны в своем доме говорит после венчания. Почему так?

(Это позволяет ощутить глубину нравственного падения Анны, увидеть проявление той уродливой морали, которую отрицает автор)

ПЕРЕНОШУ ЛИСТОК СО СЛОВОМ «АННА» С ПРАВОЙ ПОЛОВИНЫ НА ЛЕВУЮ
- Что узнаем о муже Анны? Чехов дает описание внешности этого человека. Отталкивает или притягивает его внешность?

(читаем в тексте, обсуждаем прочитанное)

- Какую сущность Модеста Алексеича раскрывают эти черты?

(он сытый, доволен собой, его цель – получить повышение по службе. Он думает только о себе. Ради этого готов использовать жену)

- Как он это делает?

(анализ эпизода в конце 1 главы)

- Из дальнейшего повествования мы узнаем, как Анна живет в доме богатого, но скаредного мужа. Как?

(она ненавидит себя, злится на себя, её охватывает ужас, но ничего поделать с собой не может)

- А можно ли было приспособиться?

(можно, но она была гордая, воспитана в правилах чести, порядочности, поэтому не смогла приспособиться)

- Обратите внимание на последнюю фразу 1 главы: «Брать тайно или просить она не хотела». О чем она говорит?

(Эта фраза определяет нравственные качества героини)

- И когда же произошел взлёт Анны?

(на балу дворянского собрания)

- Когда и как она это почувствовала?

(анализ текста)

- Какое здесь сравнение очень точное?

(сравнение с лодкой)


ПЕРЕНОШУ ЛИСТОК СО СЛОВОМ «АННА» С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ В СЕРЕДИНУ (АННА ОТОРВАЛАСЬ ОТ СЕМЬИ, ОНА ПЛЫВЕТ ПО РЕКЕ)

- Когда человек отрывается от берега, это всегда определенная опасность – а что там, в море, на реке, когда прибьется лодка к суше? Её оторвало не только от мужа, но и от родных, от мира, частью которого она была, от мира бедного, но чистого.

- А что же родные? Как она стала вести себя с родными?

(реже стала бывать дома, не обедала с родными,

анализ текста)

- Как чувствовали себя отец и братья, не сказано, но ясно видно как.

(большие настоящие страдания героев и их чувства не описываются, а лишь угадываются в жесте, взгляде. Это чеховский лаконизм)

- А что же Анна?

(она пустилась во все развлечения света, анализ текста)

- Что вкладывает Чехов в слова «удивительная перемена» произошла в её жизни?

(Чехов осуждает ее тонко, ненавязчиво, с интонацией сожаления)

- Это был пик её перевоплощения в другого человека. Она и сама не верила тому, что произошло, и вот наступило то, что она внешне стала свободна. Что же произошло?

(она прогнала мужа, назвав его «болван»)

- Почему она осмелилась на это?

(муж видел, что Анна нравится многим, особенно богатым и влиятельным людям, его Сиятельству, и не смел противоречить жене)

- Сопоставьте две Анны: до бала в дворянском собрании и после. Какую победу она одержала?

(победу над пошлым мужем, его скупостью)

- Но какой ценой досталась ей эта победа?

(она потеряла душу, она провалилась в бездну)

ЛИСТОК СО СЛОВОМ «АННА» ПЕРЕНОШУ ВНИЗ, В «БЕЗДНУ»


- О чем, о ком она не задумалась?

(о себе, о своей душе, не подумала она и о родных)

- В финале рассказа – антитеза. Как она у Чехова звучит?

(с помощью союза А)

- Что она обнажает, что высвечивает?

(пропасть. образовавшуюся между ней и её родными)


- Обратимся к названию. Дважды в рассказе каламбур: «Анна на шее», три Анны.

(Анна II степени – носят на шее

Анна III степени – в петлице мундира

Анна – молодая жена, которую терпит муж, её своеволие и обман, ради продвижения по службе)



ВЫВОД.

- Чехов – удивительный писатель. Он необыкновенно чуток к пошлости, предъявляет высокие требования к жизни. Заставляет задуматься над тем, почему материальное благополучие вытесняет в человеке главное – высоконравственную суть. Чехов не дает прямых оценок, но мы чувствуем за лаконичностью его прозы, за простотой языка, ясностью речи осуждение героини. Чехов тревожит совесть, уснувшую в людях. Чехов «заставляет задуматься над жизнью и очищает душу». «Анна на шее» - один из многих рассказов Чехова, который он писал, не изменяя своему почерку. В нем особые приемы, называемые чеховской деталью.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Описать одного из героев рассказа (Модеста Алексеича, Анну, отца Анны), выделяя детали внешности и характера, и определить их роль.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Положение о внутришкольном мониторинге качества образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия г. Алдан»
DswMedia -> Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента
DswMedia -> Русь древняя и средневековая V – рубеж xvi–xvii вв
DswMedia -> О теореме Пифагора и способах ее доказательства
DswMedia -> Сочинение «Разум и чувство»
DswMedia -> Речевые характеристики персонажей в комедии Грибоедова «Горе от ума»
DswMedia -> Усовершенствование методической работы в доу как одно из условий повышения качества дошкольного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница