Управление конфликтами в молодежной среде как социальная проблема



Скачать 139.87 Kb.
страница1/6
Дата03.01.2018
Размер139.87 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2   3   4   5   6

На правах рукописи
ЧЕРКАСОВА Татьяна Васильевна
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Автореферат диссертации
на соискание ученой степени
доктора социологических наук
Специальность: 22.00.08 – Социология управления
(Научный консультант – доктор социологических наук Ю.А. Зубок)
Актуальность темы исследования
История человеческой цивилизации не знает периодов абсолютно бесконфликтного существования. Между тем на разных этапах развития и в разных обществах вырабатываются приемлемые способы социального управления, целью которого является регулирование конфликтогенных тенденций, редуцирование социальных конфликтов, недопущение их эскалации, рационализация использования потенциала конфликтов в целях общественного развития. В обществах, отличающихся эффективным механизмом социального управления, а значит, относительно высоким уровнем устойчивости и социальной солидарности, конфликты находят разрешение, как правило, на микро- и мезоуровне. В таком случае социальные конфликты как явление конфункциональное оказывают позитивное воздействие не только на развитие отдельных индивидов и групп, но и общества в целом. В условиях социальной нестабильности в силу неэффективности механизмов социального управления и социальной дезорганизации они, напротив, утрачивают конструктивное содержание и становятся предпосылкой социальной дезинтеграции, исключения различных социальных категорий из социальных структур и отношений.

Молодежь в силу специфики своего социального положения находится на пике социальных противоречий и конфликтов в любом современном обществе. Прежде всего, как становящийся субъект общественных отношений она осуществляет поиск собственной социальной ниши, находится в процессе достижения собственного статуса, далеко не одновременно достигая устойчивого положения в разных сферах общественной жизни.

Обретение самостоятельности, становление социальной зрелости для молодого поколения в условиях префигуративной культуры неизбежно происходит через конфликт. В первую очередь это – конфликт по поводу статусного продвижения, повторения опыта и творчества, преемственности и новаторства, простого воспроизводства и создания нового социального качества.

Подобные конфликты могут оставаться традиционными конфликтами отцов и детей и не выходить за пределы частных практик, в основном связанных с воспитательными стратегиями родителей и сопротивлением детей. Но могут принимать форму более фундаментального противостояния инновационных способов самореализации живущей в иных социальных условиях молодежи институциональным, а следовательно, нормативным и адаптивным способам самореализации, отстаиваемым институтами социализации.

В современных обществах такие конфликты дополняются целым рядом других, связанных с проблемой самоутверждения молодежи в условиях постоянных экономических, политических, социокультурных изменений и возникающих на их фоне неопределенности и непредсказуемости. В нынешних условиях процесс социального становления молодежи отличается от того, который был характерен для предыдущих поколений. Главное отличие заключается в утрате линейных, предсказуемых и бесконфликтных моделей включения молодежи в общество. Для успешного взросления уже недостаточно элементарного соблюдения надлежащего уровня лояльности и конформного усвоения соответствующих ценностно-нормативных систем в труде, образовании, семейных отношениях, досуге, общественном участии и т.д. В мире, отмеченном экономическими и политическими кризисами, социальными катастрофами, ростом терроризма, приобретающими всеобщий характер в эпоху глобализации и делающими современные общества обществами риска, молодежь оказывается перед лицом новых противоречий, носящих по отношению к ней независимый и неподконтрольный характер.

Одновременно под влиянием либерализма сужается поле социальной защиты, из-за снижения уровня жизни сокращается поддержка семей и возрастает личная ответственность молодого человека за все его успехи и неудачи. Молодежь оказывается один на один с социальными проблемами, порожденными нестабильным обществом.

В условиях социальной нестабильности и неопределенности вероятность обострения противоречий стремительно повышается. А поскольку механизмы социальной регуляции переживают кризис, то одновременно с обострением противоречий и доведением их до уровня конфликтов заметно снижаются шансы и для их позитивного разрешения.

К числу наиболее общих противоречий в молодежной среде социологи относят противоречия между возросшим спектром возможностей для индивидуального самовыражения молодежи и непредсказуемостью ее жизненного пути, слабой управляемостью собственной жизнью; между либерализацией и демократизацией общественных норм и новыми зависимостями; между тенденциями адаптации и инновации в процессе развития молодого поколения.

Все это способствует росту конфликтогенных тенденций в среде российской молодежи.

Неразрешенные социальные конфликты молодежи функционально деструктивны и на индивидуально-личностном и микрогрупповом уровнях: семейные конфликты молодежи завершаются разводом; учебные – деформацией образовательного процесса и психики обучаемых; внутриличностные – девиантно-делинквентным поведением; производственные – увольнением подчиненных или забастовочным движением в особых ситуациях.

В молодежной среде конфликты обостряются неравенством статуса, обусловленного возрастом. В России каждый третий из опрашиваемых молодых людей становится жертвой манипуляций на работе, «моббинга», что оказывает влияние на рост безработицы, на фоновый уровень социальной конфликтности.

Семейно-бытовые коллизии молодежи с родителями не менее драматичны. Ежегодно в России из-за ссор с родителями кончают жизнь самоубийством около 2 тысяч подростков. Две трети осужденных несовершеннолетних правонарушителей избивались родителями в детстве.

Острые конфликты возникают и в процессе учебы. Многие школьники страдают дидактогенными неврозами, виновниками которых становятся непрофессиональные педагоги. Подобные случаи – свидетельства некомпетентности взрослых.

Молодежь наряду с представителями других социально-демографических групп испытывает на себе все виды конфликтов, однако эти конфликты имеют глубокие социальные последствия не только для самих молодых людей, но и для общества в целом. Не нашедшая себе места в институциональных структурах, подавленная, или, напротив, агрессивная молодежь вносит свой вклад в дестабилизацию общественных отношений.

Неэффективность механизмов управления социальными конфликтами на уровне общества и отсутствие навыков саморегулирования конфликтов (в семейных отношениях, в учебном или трудовом коллективе) делают тему исследования особенно злободневной.

Таким образом, актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью теоретико-методологических проблем конфликта в условиях социальной нестабильности и неопределенности, слабой изученностью конкретных форм проявления конфликтов в молодежной среде, неразработанностью механизмов управления специфическими конфликтами молодежи.

В свою очередь проблема исследования заключается в противоречии между ростом конфликтогенности в молодежной среде и общественной потребностью в эффективности управления социальными конфликтами в условиях социальной нестабильности и неопределенности.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница