Управление инновационными процесами в профессиональной образовательной организации



Скачать 203.5 Kb.
страница1/2
Дата17.01.2018
Размер203.5 Kb.
  1   2

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕСАМИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Мазина О.Н., Енш Е.В.



Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Одним из стратегических направлений развития системы образования, представленных в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы», выступает модернизация самой модели управления данной системой: «В современных условиях управление образованием это, прежде всего, управление процессом его развития...» [1]. Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в современных условиях в России и вызванная ею потребность в модернизации профессионального образования ставят новые цели и задачи, которые сегодня находятся под пристальным вниманием государства и общества. На наш взгляд это связано с тем, что меняются требования к выпускникам профессиональной образовательной организации, а значит, меняются потребности общества в целом. Удовлетворение же потребности личности, общества и государства в получении гражданами качественного профессионального образования в современных условиях невозможно без развития потенциала образовательных учреждений, достигаемого посредством освоения и расширения инновационной деятельности наряду с обеспечением их стабильного функционирования. Необходимость планомерного внедрения новшеств в деятельность профессиональной образовательной организации обуславливается также стремлением к сохранению и повышению ее конкурентоспособности, что равносильно выживанию в трудных условиях рынка. А так как современное профессиональное образование немыслимо без инновационных процессов, то необходимо эффективное управление этими инновационными процессами.

В этих условиях возникает необходимость изменений механизма управления образовательными системами, характеризующегося переходом от административно-командных методов управления к демократическим формам. Это выдвигает на первый план не только проблему управления, но и проблему совершенствования способов его осуществления. Управление инновационными процессами в профессиональной образовательной организации, находящейся одновременно в режиме функционирования и развития, должно быть также инновационным, включать в себя новые организационные структуры управления и выполнять новые управленческие функции.



Таким образом цель развития профессионального образования задается идеей приоритетности интересов личности и их гармонизации с интересами общества и государства, что придает управлению профессиональным образованием социально-личностный характер. Сущность управления заключается в создании условий, оптимизирующих педагогическую, инновационную и поисковую деятельность, а так же благоприятствующих активизации, осознанию, рефлексии и проявлению субъектами образовательных процессов личностных и профессионально-значимых функций.

Анализ научно-теоретической литературы свидетельствует, что наиболее актуальными проблемами в профессиональной образовательной организации являются [2]:

- недостаточная разработанность модели управления инновационными процессами в профессиональной образовательной организации;

- недостаточная разработанность оценочно-критериального аппарата деятельности профессиональной образовательной организации;

- недостаточная проработанность организационного механизма управления инновационными процессами;

- несовершенство в определении функций управления (содержания управления) при внедрении инновационных процессов;

- недостаточная квалификация управленческих кадров;

- недостаточность финансирования;

- недостаточное взаимодействие составляющих структур системы управления.

Таким образом, современная профессиональная образовательная организация нуждается в новой модели управления инновационными процессами.

Теоретической основой формирования новой модели управления инновационной профессиональной образовательной организацией являются учения о педагогической и психологической теории управления Н.А. Витке, М.М. Поташник, В.И. Зверевой, В.С. Лазаревой, Д.Карнеги; системная концепция нововведений Н.И. Лапина, А.И. Пригожего. Б.В. Сазонова; теория экономической динамики Йозефа Шумпетера.

Рассмотрим терминологическую характеристику интересующих нас понятий. Впервые понятие «инновация» в научный обиход пришло из экономики и социологии, и формировалось в период становления инноватики как новой формирующейся отрасли знания, которая обеспечивает изучение и применение законов целенаправленного изменения в форме нововведений. В работах Г.Тарда, И.Шумпетера и Н.Г.Кондратьева инновация трактуется как многофункциональное понятие. Так, например, Г.Тард проиллюстрировал, что индикатором общественного прогресса выступают нововведения и изобретения. Причем, по его мнению, изобретение – это принципиально новый объект интеллектуальной собственности, а нововведение – это процесс адаптации изобретения [3].

В последние десятилетия начала развиваться социальная инноватика, одной из подсистем которой является педагогическая инноватика. Рассматривая исторические аспекты инновационных процессов в образовании можно отметить, что предметом специального изучения они стали примерно с конца 1950-х годов. Первоначально исследователями решалась проблема обобщения педагогических новшеств и информирования о них общественности. Затем происходит постепенное расширенение задач исследователей. Так, исследовались процессы оценки педагогических новшеств, их внедрения, педагогическая креативность учителей, опытно-экспериментальная работа в образовательных организациях, управление процессами изменений, препятствия на пути распространения и освоения образовательных новшеств и др. Это привело к потребности в интеграции получаемых знаний и их обобщении, что и послужило началом оформления педагогической инноватики как самостоятельной научной дисциплины. Таким образом, ее становление обусловлено как логикой развития практики образования, так и логикой развития науки.

Рассматривая далее понятие «инновация», отметим, что у М.М.Поташника она представлена как процесс освоения новшества [4], а у П.Г.Щедровицкого как акт переноса некой организационной деятельности из одной области в другую [5]. В свою очередь А.Ф.Балакирев, опираясь на латинское происхождение понятия (in – в, novus – новый), рассматривает термин инновация как новшество (нововведение), а новацию в педагогическом процессе как новшество принципиально новое, впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, то есть новация, по мнению А.Ф.Балакирева обладает объективной новизной. В то же время инновация – это новшество субъективное, являющееся новым для данного конкретного человека или образовательного учреждения, но уже достаточно известное ранее.

Для нас важно мнение исследователя Н.И.Лапина, который трактует нововведение с позиций этимологии и полагает, что оно обозначает введение, то есть создание и использование какого-либо новшества [6]. Речь идет о таких новшествах, которые возникают в ответ на определенную общественную потребность и представляют собой практическое средство для удовлетворения этой потребности.

Несомненную ценность имеет точка зрения В.А. Сластенина и Л.С. Подымовой, посвятивших в своей совместной работе большое внимание анализу соотношений между понятиями новшество, инновация и нововведение. Так, они отмечают, что новшество – это именно средство (новый метод, методика, тех­нология, программа), а инновация  это процесс, который развивается по определенным этапам [7].

Отметим, что процессы создания, распространения и внедрения (освоения) новшеств образуют целостный инновационный процесс. Внедрение новшества в конкретной профессиональной образовательной организации – это только часть данного процесса. Соответственно, в общем виде инновационный процесс следует понимать как процесс развития образования за счет создания, распространения и освоения новшеств.

Изучая управление инновационными процессами в профессиональной образовательной организации мы опирались на особенности организации и реализации самого инновационного процесса. Так, на рисунке 1 представлена модель инновационного процесса, разработанная Т.Ю. Ломакиной [8].

Проектирова-

ние новшеств



Эксперименталь-ное апробиро-вание новшеств

Оценка (экспертиза) новшеств

Реализация программ распростране-ния новшеств

Анализ распространения и освоения новшеств

Изучение и обобщение передового опыта

Освоение новшеств

Институализа-ция нововведений

Внедрение

новшеств


Поиск новшеств

Анализ и оценка результатов изменений

Подготовка

к

распространению



или

Распространение новшеств

Создание новшеств








Анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях



Анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях









Оценка и выбор новшеств









Образовательная деятельность


Рисунок 1 – Модель инновационного процесса (Ломакина Т.Ю.)
Инновационные процессы в профессиональном образовании можно рассматривать в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. Последний аспект для нас имеет приоритетное значение. Соответственно представим далее терминологическую характеристику понятия «управление инновационным процессом».

Так, по мнению С.В. Сидорова [9], под управлением инновационным процессом в профессиональной образовательной организации следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования, воспитания и развития обучающихся путём введения нового в цели, содержание и организацию осуществляемой профессиональной образовательной организацией работы.

По мнению таких ученых как Т.И.Шамова, М.М.Поташник, Н.П.Капустин, управление инновационным процессом в контексте целостного развития профессиональной образовательной организации должно осуществляться комплексно и включать базовые направления, представленные на рисунке 2.


Рисунок 2 – Направления управления инновационным процессом


Таким образом, подводя итоги отметим, что важнейшим условием успешности инноваций является наличие в профессиональной образовательной организации инновационной среды, рассматриваемой как определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психолого-педагогического характера, а так же обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс. Соответственно, чтобы успешно управлять инновационными процессами, в сложившихся условиях необходимо осуществить переход от работы с однородными коллективами к работе с разнофункциональными коллективами; переход от диффузного, точечного типа изменений в практике к системному проектированию преобразовательных процессов относительно целостного участка практики; переход от субъект-объектного типа отношений внутри коллектива (распределение и закрепление функций целеполагания, проектирования только за администрацией, а исполнение - только за педагогами) к субъект-субъектному, предполагающему совместное целеполагание и проектирование преобразовательных действий, реализацию и рефлексию осуществленной деятельности.

Каталог: assets -> files -> conf reports -> conf11
conf11 -> Будущее детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как правило, определено сложившейся системой решения проблем: лишение родителей родительских прав, изъятие ребенка из семьи и передача его в организации для детей-сирот и
conf reports -> Религиозность российской молодежи как социальный феномен
conf reports -> Роль туризма в формировании межкультурной компетентности и толерантности
conf reports -> Исследование ценностных ориентаций современной студенческой молодежи
conf reports -> Научно-исследовательская деятельность студентов колледжа как средство формирования молодежной политической культуры
conf reports -> Организация исследования политической социализации молодежи


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница