Управленческое проектирование и виды проектов



страница1/24
Дата25.05.2018
Размер0.52 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Солодянкина О.В.

Система проектирования в дошкольном учреждении

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВИДЫ ПРОЕКТОВ

Анализ существующей практики показывает, что управленческие новвоведения, которые следует понимать как процесс введения в систему управления новых постоянных элементов [15], в массе своей развиты слабо, зачастую непродуманны, неэффективны, носят локальный характер, бессистемны, т.е., иными словами, не затрагивают основ управленческой системы дошкольных образовательных учреждений (организационную структуру, управленческий цикл, методы управления). По сути, это означает, что в повседневной управленческой практике подавляющего большинства руководителей ДОУ система управления учреждением не является нормой. Ведь, чаще всего, под системой понимается некий набор принципов, методов, организационных форм, технологических приемов, а не целостный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловливающих управленческих элементов, лишь при условии взаимодействия делающий возможным осуществление соответствующих воздействий на управляемый объект, а в конечном итоге – повышение эффективности управления образовательным процессом [40]. То же в полной мере относится и к пониманию термина «развитие управляющей системы», трактовки которого зачастую не учитывают важнейшего обстоятельства: развитием может быть признан только такой процесс, при котором разработка и освоение новвоведений в составе, организационной структуре и механизме управления нацелены на получение не любых, а качественно новых результатов [53].

Анализ литературы по управленческому проектированию (А.М. Моисеев, М.М. Поташник, В.С. Лазаре, Ю.А. Бродский, П.И. Третьяков, А.А. Майер, К.Ю. Белая, Т.А. Данилина и др.) позволяет говорить о том, что развитие управления в дошкольном учреждении может осуществляться двумя путями:


  1. проектирование с последующим созданием, совершенствованием и освоением на практике научных типовых моделей систем управления (технология проектирования, модели системы внутридошкольного управления, экспериментальные проверки и обучение проектировщиков);

  2. собственно проектирование коллективом дошкольного учреждения на основе системного подхода (администрация, педагогические работники, родители).

В обоих случаях управленческое проектирование в образовании – это предварительная разработка основных деталей предстоящей совместной деятельности управляющей и личностной управляемой подсистем в целях перевода образовательного учреждения (ОУ) или его модуля в новое, более совершенное качественное состояние [49].

Обобщая существующие в науке точки зрения, можно говорить о том, что управленческое проектирование следует понимать как:



  • один из видов стратегического планирования в дошкольном учреждении;

  • предварительную разработку ценностей, цели, принципов, стратегии, тактики, содержания, методов и форм предстоящей скоординированной деятельности управляемой и управляющей подсистем, направленных на новое качественное состояние управления дошкольного учреждения;

  • наиболее радикальный способ обновления существующей практики, необходимую и весьма продуктивную форму осуществления нововведений в управлении дошкольного учреждения;

  • часть осуществляемой управленческой деятельности, в которой посредствам анализа, планирования, организации, контроля процессов разработки и реализации проектов, проходит освоение управленческих новшеств, обеспечивающих развитие дошкольного учреждения;

  • процесс разработки и реализации системы управления дошкольного учреждения, где все элементы взаимосвязаны и образуют некую определённую и устойчивую целостность;

  • целенаправленную совместную деятельность трудового коллектива дошкольного учреждения, направленную на развитие учреждения и повышение качества образования;

  • новую систему управления дошкольного учреждения, обладающую качественно иными свойствами и возможностями.

Определяя основные виды управленческого проектирования в образовании, возможно выделить следующие разновидности стратегического планирования [49]:

– педагогическое (психолого-педагогическое);

– экономическое;

– санитарно-гигиеническое и лечебно-оздоровительное;

– архитектурно-строительное.

В дошкольном образовании используют разные виды управленческого проектирования. Виды управленческих проектов можно классифицировать:

по направлениям деятельности

(проектирование развития ДОУ; проектирование системы управления ДОУ; проектирование сотрудничества ДОУ с семьёй; проектирование социального партнёрства; проектирование региональных, муниципальных систем дошкольного образования по различным направлениям);

по характеру изменений

(управленческий инновационный – проект, включающий принципиально новые разработки, направленные на изменения дошкольного учреждения и его подсистем, системы дошкольного образования региона и т.п.; управленческий модернизирующий – проект, включающий системную модернизацию дошкольного учреждения и его подсистем, системы дошкольного образования региона, муниципалитета и т.п.);

по составу, структуре и предметной области проекта

(управленческий монопроект – отдельный проект различного типа, вида и масштаба, направленный на изменения дошкольного учреждения и его подсистем, дошкольного образования региона и т.п.; управленческий мультипроект – комплексный проект или программа, состоящая из ряда монопроектов, направленных на системные изменения дошкольного учреждения и его подсистем, системы дошкольного образования региона, муниципалитета и т.п.);

по особенностям финансирования

(спонсорские – проекты, реализуемые на финансовые средства спонсоров; грантовые – проекты, реализуемые на финансовые средства грантодателей; бюджетные – проекты, решающие важные социальные задачи в рамках государственной социальной и образовательной политики и финансируемые из соответствующих бюджетов (федерального, регионального, местного));

по заказчику

(международные – источником отправления проекта являются международные конкурсы, фонды, форумы; федеральные – источником отправления проекта являются общегосударственные конкурсы, фонды, форумы; региональные – источником отправления проекта являются региональные конкурсы, фонды, форумы; муниципальные – источником отправления проекта являются муниципальные конкурсы, фонды, форумы).

Результатами управленческого проектирования могут быть:

– концепции ДОУ и концепции системы управления дошкольного учреждения;

– программы развития дошкольного учреждения;

– управленческие проекты дошкольного учреждения;

– модели, проекты, программы по каким-либо направлениям развития системы дошкольного образования или дошкольного учреждения.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница