Употребление софизма с целью обмана является некорректным приёмом аргументации



Скачать 130.21 Kb.
страница1/4
Дата26.04.2018
Размер130.21 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3   4

Логические ошибки, совершаемые в отношении тезиса, аргументов и формы доказательства, могут быть умышленными и неумышленными. Неумышленная ошибка называется паралогизмом, её причины могут быть в незнании логических законов, в невнимательности и проч. Ошибка, совершаемая сознательно, с целью запутать противника и выдать ложное суждение за истинное, называется софиз-

мом.


Софизм — это рассуждение, которое кажется правильным, но содержит скрытую логическую ошибку и служит для придания видимости истинности ложному утверждению. Обычно софизм обосновывает какую-нибудь нелепость, абсурд, утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Знамениты, к примеру, следующие софизмы, сформулированные ещё в древности: «Что ты не терял, то имеешь; рога ты не терял; значит, у тебя рога» или «Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит».

Софизмы используют многозначность слов обычного языка, омонимию, сокращённые умозаключения и т. д. Основываются софизмы на таких логических ошибках, как подмена тезиса доказательства, несоблюдение правил логического вывода, принятие ложных посылок за истинные и т. п. Нетрудно заметить, что в софизме о рогах обыгрывается двусмысленность выражения «то, что не терял»:

иногда оно означает «то, что имел и не потерял», а иногда просто «то, что не потерял независимо от того, имел или нет».

Употребление софизма с целью обмана является некорректным приёмом аргументации.

Некорректные приёмы спора гораздо более разнообразны, чем допустимые методы борьбы, их строгой классификации нет, и вряд ли она может появиться.

Кроме ошибок, совершаемых в отношении тезиса, аргументов и демонстрации, существует масса так называемых уловок, которые используются ради победы над противником и касаются скорее психологических, чем логических законов. Обширная группа уловок связана с переключением внимания к предмету спора на внимание к личностям его участников. По существу, эти уловки представ

ляют собой сочетание бесчисленного множества вариантов довода к человеку и ошибки «не следует». Наиболее распространенными здесь оказываются следующие уловки.

1. Аргумент к авторитету — ссылка на известных людей, заменяющая обоснование тезиса участника. Аргумент к авторитету имеет много разновидностей.

Кроме ссылок на мнения великих ученых, общественных деятелей, людей искусства, это и ссылки на авторитет общественного мнения, на авторитет возраста, на авторитет должности, на авторитет священных текстов и т. д. Нередко ссылка на авторитет оказывается ложным аргументом, потому что лицо, которому приписывается некое высказывание, либо не является на самом деле его автором, либо

его слова вырваны из контекста и ложно трактуются; иногда случается и так, что персоны, которая называется авторитетной, никогда не существовало и её имя лишь плод воображения спорщика. Формой аргумента к авторитету является также аргумент к верности — призыв сохранить верность традициям, убеждениям и ценностям некоего круга лиц, подтвердить личную преданность кому-то из

участников спора. Когда в качестве доводов используются абстрактные, неопределенные и общеупотребительные выражения (пословицы, крылатые слова), это тоже может быть сигналом аргумента к авторитету.

2. Аргумент к тщеславию — ссылка на достоинства участника, лесть, расточение ему неумеренных похвал с целью склонить его на сторону противника. Может принимать вид выражений: «Всякий умный (порядочный, добрый, благоразумный) человек согласится с…», «Все, кому дорога правда, признают…»,

«Любой сторонник социального прогресса…», являясь в таком случае разновидностью аргумента к силе.

3. Аргумент к невежеству — ссылка на факты, положения науки, результаты исследований, а также на имена и произведения, предположительно незнакомые противнику. Приём эффективен в том случае, когда противник известен болезненным самолюбием и предполагается, что он скорее примет ложный аргумент, чем признается в своем невежестве.

4. Аргумент к личности — ссылка на индивидуальные особенности участников дискуссии, на их вкусы, внешность, убеждения, на достоинства и недостатки их характеров, возможно даже на их физические изъяны. Аргумент к личности может принять форму принижения противника или самовосхваления кого-то из участников спора: «Ты любой разговор превратишь в свару», «В отличие от некоторых, я говорю только правду» и т. д. Разновидностью аргумента к личности является приём, названный чтением в сердцах, или проницательностью. Его суть заключается в том, что за причину неприятия противником тезиса выдают какие-то особые, не имеющие явного отношения к предмету спора, мотивы: «Ты бы давно со мной согласился, если бы не был начальником». Таким образом, пред-

полагается, что говорящий знает не только тему, но и внутренний мир противника. Аргумент к личности может принимать вид аргумента к скромности — попытки нейтрализовать доводы противника путем урезонивания, вроде: «Неужели ты умнее других?», «Хочешь сказать, все ошибаются, один ты прав?».

5. Аргумент к публике — ссылка на мнения, настроения, чувства, желания публики. Вместо обоснования своего положения путем приведения истинных доводов участник обращается к присутствующим при споре с целью привлечь их на свою сторону и оказать психологическое давление на противника.

Пример


Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница