Указания к освоению курса Патрологии



Скачать 253.04 Kb.
страница1/7
Дата26.05.2018
Размер253.04 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7

Указания к освоению курса Патрологии.
Изучение курса Патрологии требует не только усвоения фактического материала (кто когда жил, чем занимался, что написал1, чему учил, а чему не учил), необходимого для удовлетворительной оценки, но и видение собственно патрологической проблематики. Речь идет, например, о таких темах, как троическое богословие авторов доникейского периода, отношение Климента Александриского к гностицизму, оценка содержания Макарьевского корпуса в связи с ересью мессалианства, вопрос об авторстве этих сочинений, вопрос о полноте человеческой природы во Христе в христологии свт. Афанасия Александрийского, а также текстологические проблемы (издания, подлинные и подложные сочинения, проблемы переатрибуции памятников) применительно к многим авторам.

Особое внимание следует уделить месту и значению изучаемых авторов в христианской традиции Востока и Запада, в древности и современности (напр., отсылки к св. Игнатию Богоносцу современных екклезиологов, методы христианской апологетики, подход к Священному тексту (в том числе и методы экзегезы) и др.), влиянию данного автора на последующее богословие и, наоборот, осмысление древнего церковного писателя в свете позднейшего богословия (напр., отношение святых отцов IV в. к авторам предшествующего периода).

При изучении каждого автора (или текста) надо обращать, таким образом внимание на то, что было важно для Церкви в его эпоху (1), что было важно для самого автора в этом круге проблем (2), чем был важен этот автор для Церкви в его время (3) и в последующие века (4).

Нужно иметь в виду, что в рамках курса «История Христианской Письменности и Патристика» изучаются лишь некоторые яркие представители богатой и обширной церковной литературы, заложившие основы и выразившие отдельные ключевые аспекты жизни Церкви, выявившие основные принципы церковного богословия, аскетики и полемики. Тем самым изучаемые авторы являются, с одной стороны, живым богословским свидетельством ответа Церкви на Божественное Откровение, на опыт присутствия и действия Бога в Церкви, а с другой, - исторической иллюстрацией земного бытия Церкви, т. е. изучаемые авторы одновременно являют вневременные принципы христианства и исторически обусловленные формы существования Церкви.

Ряд концептуальных линий в помощь


  • отношение того или иного представителя Патристики к Священному Писанию

  • выявление основных актуальных проблем для данного автора

  • место и значение Христа в богословской мысли автора.

  • особенности того или другого исповедания

  • обоснование и подтверждение общепринятого православного богословия

  • ослабление общепринятых православных утверждений

  • выявление общего характера богословия соответствующей эпохи в контексте церковной политики, проводимой светской властью

  • связь особенностей богословия с национальным фактором

  • сопряженность богословия с общекультурными явлениями данного места и времени

  • сохранение христианством самоидентичности и свидетельство о ясном самосознании перед античной языческой культурой

  • отношение к предшествующим и последующим богословским системам.

  • многообразие богословских форм при единстве и сохранении сути Откровения.

  • формирование единого по сути, но многообразного в отдельных аспектах целостного византийского богословия.

  • влияние оригенизма на Востоке (восприятие и борьба с ним) и его отсутствие на Западе.

  • более теоретические интересы на Востоке, более практические интересы на Западе.

  • противоеретическая полемика как основание догматического богословия на Востоке.

  • экзегеза, полемика и аскетика как основные линии развития христианской письменности. Доп. агиография, церковная история, гимнография.

  • последовательный путь к исихастскому богословию XIV в.

  • сопоставление оценок святоотеческого наследия представителями иных христианских конфессий.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Знать хронологическую последовательность церковно-исторических событий, связанных с догматическими движениями и спорами в истории древней Церкви;

Знать основные даты, важнейшие события, связанные с личностью и деятельностью Отцов и учителей Христианской Церкви;

Познакомиться с рядом сочинений Отцов и учителей Церкви, с другими первоисточниками христианской письменности, связанными с содержанием курса, а также с рядом включенных в программу учебных пособий и научных работ;

Уметь изложить содержание изучаемых источников по истории церковной письменности и формулировать основные особенности богословской системы, философских воззрений каждого из рассматриваемых в рамках курса авторов;

Уметь различать в их сочинениях воззрения, согласные с общецерковным догматическим Преданием от содержащихся здесь взглядов спорных или еретических;

Уметь проследить сходные и различные черты в сочинениях различных изучаемых Отцов и учителей Церкви по отношению друг к другу;

Знать основные особенности восточно-христианского и западно-христианского богословского подхода к церковным догматам, отражаемые в сочинениях отдельных представителей двух этих традиций;

Уметь отличать характерные черты различных богословских школ в сочинениях изучаемых авторов;

Обладать навыками пользования богословской и философской терминологией.



При экзаменационном ответе оценивается не только фактическое содержание, но само изложение материала, поэтому необходимо внимательно отработать структуру ответа, чтобы преподавателю сразу был понятен спектр и масштаб сведений, которые вы намерены изложить в своем сообщении, при этом, возможно, сразу, по просьбе экзаменатора, обсуждение одного из намеченных аспектов вопроса. Во время ответа нужно избегать общих, по большей части бессодержательных и не связанных с дальнейшими предложениями фраз, вроде: «получил хорошее образование» (без объяснения, откуда это видно, в чем выразилось, что значит), «рос в христианской семье», «не разбирался в терминологии». На экзамене программой пользоваться запрещается.
Содержание программы.
Вводный раздел
Патрология как наука.

Патрология и богословие: их связь и соотношение. Связь Патрологии с Историей Церкви и Догматическим богословием. Особое значение патристики для Православия. Святоотеческий авторитет в истории. Сакраментальное значение, залог связи и преемства от апостолов. Терминология: патрология и патристика, святой отец, учитель церкви, христианский мыслитель, церковный писатель. История Патрологии. Патрология в Новое время. Патрологические исследования в Новейшее время: издания. Патрология в России. Классификация и периодизация патристики. Происхождение святоотеческих текстов: причины их возникновения, поводы написания, сохранения (переписывания), издания и изучения. Подходы к изучению: проецирование своих реалий и приспособление святоотеч. мысли под соврем. догматику, попытка воссоздать древнюю действительность и из этого контекста понять автора, взгляд на христианскую традицию, к кому как относились, кто был востребован, а кто нет. Проблема аутентичности и подложных, но авторитетных сочинений. Причины подлогов. Отцы и Писание. Отношение к святым отцам в разных конфессиях. Использование святоотеческой аргументации в богословских дискуссиях и межконфессиональном диалоге. Флоровский: Неопатристический Синтез. Древние авторы и современность. Учебная и вспомогательная литература.


Доникейский период (I-III вв.)
Характеристика и периодизация доникейского периода. Значение этого периода для дальнейшего развития восточного и западного богословия. Отношение к «доникейцам» в последующую эпоху. Доникейская письменность как исторический источник.

Мужи апостольские.

Время и особенности жизни Церкви в период «мужей апостольских». Внутренние церковные проблемы. Основные темы в творениях мужей апостольских: этика, экклезиология, эсхатология, христология. Осмысление Церковью себя в новых условиях.

Дидахе («Учение двенадцати апостолов»). Состав, история и значение памятника. Этика: два пути. Дисциплинарная часть: исторические сведения о жизни Церкви, первые канонические нормы, вопрос об иерархии, другие церковные служения. Обряды и таинства, описанные в Дидахе, особенности Евхаристической молитвы. Эсхатология.

Св. Климент Римский. Сведения о жизни и кончине. Сочинения, приписываемые св. Клименту. Послание к Коринфянам. Суть коринфской смуты. Учение о Церкви и иерархии. Образы воскресения. Так называемое "Второе послание св. Климента" - древнейшая из сохранившихся раннехристианская проповедь. Христология и экклезиология послания. Неподлинные творения, приписываемые св. Клименту Римскому.

Св. Игнатий Богоносец. Его жизнь, церковное служение и мученическая кончина. Семь посланий, состав, происхождение, догматическое содержание. Богословие св. Игнатия: понимание мученичества, полемика с докетами и иудеями, сведения о церковном устройстве. Место епископа в Церкви. Центральное место Евхаристии в жизни общины.

Св. Поликарп Смирнский. Сведения о жизни и кончине. Сочинения, связанные с именем св. Поликарпа. Отношение к мученичеству.

«Послание Варнавы». Вопрос об авторе, месте и датировке послания. Содержание послания: постановка автором проблемы духовного толкования Ветхого Завета. Этическое учение ("два пути"); сравнение с "Дидахе".

«Пастырь» Ерма. Гипотезы о времени и месте написания сочинения. Композиция его. Богословие «Пастыря»: неточности и неясности в учении о Святой Троице и христологии; учение о предсуществующей Церкви; этика. Образы Церкви и нравственные притчи. Вопрос покаянной дисциплины. Отношение к посту.

Папий Иерапольский. Сведения о сочинениях. Сообщения о книгах Нового Завета. Хилиазм, оценка Папия Евсевием Кесарийским.


Апологеты.

Начало греческой апологетики. Адресаты апологии. Общая характеристика богословского учения апологетов, связь с целями апологии. Учение о Боге, о Логосе, о Троице. Подход к этике: нравственность и христианство, нравственность и язычество.

Первые апологеты: Кодрат. "Апология" Аристида, ее содержание; христианство как истинное и чистое выражение идеи Бога. Аристон из Пеллы, Мильтиад, Аполлинарий Иерапольский, Ермий Философ.

Св. Иустин Философ (Мученик). Его жизнь: обращение в христианство, создание им в Риме школы и мученическая кончина. Творения св. Иустина: две "Апологии" и "Беседа с Трифоном Иудеем". Утерянные творения св. Иустина. Богословие его: учение о Боге, субординационизм; учение о Логосе, следы влияния стоической философии. Домостроительство спасения в изображении св. Иустина. Учение о Церкви и Ее таинствах. Эсхатология.

Татиан Ассириец: сведения о жизни, уклонение в ересь, его сочинения: "Диатессарон" и "Речь к Эллинам". Решение проблемы соотношения христианства и эллинской культуры (отличие от св. Иустина), метод полемики. Понятие Духа у Татиана, особенности антропологии.

Афинагор Афинянин; его творения. Первая попытка построения им "научного богословия". Развитие учения о Св. Троице; ангелология, этическое учение. Вопрос о телесном воскресении и его обоснование у Афинагора.

Св. Феофил Антиохийский. Сочинение "К Автолику"; утерянные призведения. Богословие св. Феофила ("Троица", учение о Логосе, проблема бессмертия души ).

Св. Мелитон Сардский. Сохранившиеся фрагменты его творений. Находка сочинения "О Пасхе". Типологическое толкование ветхозаветной пасхи. Проблема соотношения двух Заветов. Христология св. Мелитона и его учение о спасении.

«Послание к Диогнету». Датировка сочинения, его композиция и содержание. Доказательство превосходства христианства над язычеством и иудейством. Учение о Домостроительстве спасения. Постановка вопроса о православном "гнозисе". Осмысление положения христиан в мире.

Апология христианства на Западе: Минуций Феликс «Октавий». Соотношение с «Апологией» Тертуллиана.



Полемика с гностиками во II в.: нехристианский гностицизм. Характеристика различных гностических систем: общее и частное. Суть гностической угрозы и борьба церковных писателей с ней.

Св. Ириней Лионский как представитель малоазийского богословия. Сведения о жизни, творения. Развитие им христианского вероучения в борьбе с гностицизмом, изложения веры. «Динамическая» антропология. Учение о церковном Предании. Искупление как возглавление и обновление творения: обожение. Библейский реализм. Эсхатология: восстановление творения, хилиазм.

Св. Ипполит Римский. Особенности жизни и канонического положения св. Ипполита в Римской Церкви. Сочинения Ипполита: антигностические («Философумены»), экзегетические и литургико-канонические («Апостольское Предание»), их значение. Слабые места в троическом богословии и учении о Церкви.

Западные церковные писатели доникейского периода.

Тертуллиан. Жизнь и литературная деятельность. Догматические и этические взгляды Тертуллиана; его свидетельство о "правиле веры". Эволюция взглядов Тертуллиана; распределение сочинений по периодам жизни. Монтанизм Тертуллиана.

Св. Киприан Карфагенский. Жизнь, пастырские труды и мученическая кончина. Литературное наследие св. Киприана. Учение о Церкви и ее Таинствах. Отношение к принятию еретиков и падших.
Восточные церковные писатели III в. – нач. IV в.

Климент Александрийский; его сохранившиеся и утерянные труды. Основные черты учения Климента. Православный "гносис" в понимании Климента. Эллинская философия и ее место в системе Климента.

Ориген. Жизнь и труды. Триадология, христология и эсхатология Оригена. Его духовно-нравственное учение. Ориген-экзегет. Заблуждения Оригена: апокатастасис, предсуществование душ; космос и его порядок в системе Оригена. Отношение к Оригену в христианской традиции.

Свт. Дионисий Великий (Александрийский). Жизнь, сочинения. Полемика с монархианами, канонические правила. Особенности богословия. Столкновение с Дионисием Римским.

Св. Мефодий Олимпийский как богословский противник Оригена. «Пир десяти дев»: прославление подвига девства, метод и жанр изложения.

Свт. Григорий Чудотворец как ученик Оригена. Изложение веры. Богословие свт. Григория и его влияние на каппадокийцев.

Возникновение Антиохийской школы. Св. Лукиан, его труды по изучению Библии, тенденции в триадологии. Мученическая кончина. Отношение к нему в христианской традиции, символ Лукиана – 2-я антиохийская формула.

Евсевий Кесарийский как апологет, полемист, экзегет и церковный историк; его позиция в тринитарных спорах IV в. Полемика с Маркеллом.



Золотой век святоотеческой письменности (IV-нач. Vвв.)
Богословы периода тринитарных споров (IV - первая половина V вв.).

Св. Афанасий Александрийский. Его жизнь, борьба за Православие и литературные труды. Вклад св. Афанасия в раскрытие православного учения о Св. Троице. Его сотериология и христология. Учение о творении мира. Св. Афанасий как агиограф. Отношения с монашеством.

Св. Василий Великий. Житие и творения. Учение о Св. Троице, уточнение православной терминологии. Учение о Св. Духе. Космология св. Василия. Св. Василий о Свящ. Предании и литургической жизни Церкви; о крещении еретиков и раскольников.

Св. Григорий Богослов. Жизнь и литературные труды. Учение о Св. Троице. Путь Боговедения согласно св. Григорию, богопознание и аскетика. Христология и сотериология св. Григория, полемика с Аполлинарием Лаодикийским. Поэтические труды св. Григория.

Св. Григорий Нисский. Личность и творения. Богопознание, образ Законодателя Моисея, аллегорическое толкование "Песни Песней". Учение о человеке. Эсхатология св. Григория и ее связь с эсхатологией Оригена. «Реализм» общих понятий. Разъяснение православной триадологии.

Преп. Ефрем Сирин: сведения о жизни, его место в греческой традиции, проблема аутентичности сочинений, основные темы и методы его богословия. Подход к толкованию Писания.

Св. Иоанн Златоуст. Жизнь и пастырская деятельность. Догматические, аскетические и этические темы проповедей. Св. Иоанн Златоуст как экзегет.

Прочие богословы IV - первой половины V вв. Св. Кирилл Иерусалимский и его "Огласительные поучения". Св. Епифаний Кипрский как полемист; его борьба с ересями. Дидим Слепец: место в богословии IV в., сочинения, судьба наследия. Представители антиохийской богословской школы: Диодор Тарсийский, Феодор Мопсуестийский. Тематика сочинений: направления богословской деятельности.


Монашеская литература IV-V вв.

Зарождение монашества, его формы; роль монашества в Церкви. Жанры аскетической письменности. "Изречения отцов" ("Древний патерик"): различные редакции сборника и вопрос об их датировке; аскетическое богословие, отраженное в сборнике.

Основоположники египетского монашества. Преп. Антоний: житие, вопрос о подлинности его творений. Послания преп. Антония и его аскетическое богословие. «Умная сущность». Преп. Пахомий и его ученики. "Правило св. Пахомия", его послания и жития.

Преп. Макарий Египетский. Находки новых творений, проблема "Макарьевского корпуса" и пути ее решения. Богословие, отраженное в этом "корпусе". Преп. Макарий и мессалианство. Мистика света. Аскетическое понимание «сердца». Место Макарьевского корпуса в истории восточной духовности.

Евагрий Понтийский. Жизнь и творчество. Аскетика и мистика. Космология и христология. Судьба наследия. Лавсаик. История египетских монахов.

Преп. Иоанн Кассиан Римлянин; его аскетика. Связь с египетским монашеством. Свобода и благодать в деле спасения. Отношение к прп. Кассиану на Западе и на Востоке.

Преп. Нил Анкирский. Проблема авторства творений, приписываемых преп. Нилу Синайскому. Основные тенденции аскетического учения преп. Нила.

Преп. Марк Подвижник и его творения. Понимание Крещения. Смысл добрых дел. Блаж. Диадох Фотикийский. Их место в истории аскетического богословия.


Западные Отцы Церкви IV - первой половины V вв.

Св. Иларий Пиктавийский. Участие в традологических спорах IV в., богословские взгляды. Борьба с арианством на Западе.

Св. Амвросий Медиоланский. Взгляды на отношения Церкви и государства. Нравственое учение св. Амвросия (по книге св. Амвросия Медиоланского "Об обязанностях священнослужителей" ). Мариология, толкование писания.

Блаж. Иероним Стридонский: биографические сведения. Его переводческая деятельность, Иероним как биограф; Сочинение "О знаменитых мужах". Темы епистолярного наследия. Позиция в оригенистском и пелагианском спорах. Борьба с противоаскетическим движением на Западе.

Блаж. Августин: Источники биографии. Основнае этапы жизни и мысли. Литературные труды. Полемика с Пелагием. Особенности богословских взглядов блаж. Августина в области триадологии, богопознания, антропологии (в т. ч. происхождение души). Учение о свободе воли, состояние первозданного человека, следствия грехопадения, учение о благодати. Полемика с донатистами: учения о Церкви и Таинствах. Эсхатология. Ученики и последователи Августина.


Каталог: ld
ld -> Общая характеристика исследования
ld -> Петинова М. А. П 29 Философия техники
ld -> Лингвистический поворот и его роль в трансформации европейского самосознания ХХ века
ld -> Образование в человеческом измерении
ld -> Социокультурные традиции в контексте становления и развития самосознания этноса
ld -> Физкультура и спорт issn 2071-8950 Физкультура
ld -> Культурная социализация молодежи в условиях транзитивного общества
ld -> Великую землю


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница