Учитель русского языка и литературы мобу сош №26 (с углубленным изучением отдельных предметов) Иванова Наталия Николаевна



Скачать 94.27 Kb.
Дата12.05.2018
Размер94.27 Kb.

Учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №26 (с углубленным изучением отдельных предметов) Иванова Наталия Николаевна.
Использование инновационных технологий

при обучении русскому языку и литературе.
В обучении русскому языку и литературе успешно применяются множество приемов инновационных технологий. Определение «инновация» как педагогический критерий в последние годы встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новизна». Но нельзя забывать, что точный перевод с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Таким образом, мы, педагоги, воспринимаем образовательные инновации как путь введения наших подопечных в новые отношения между учителем и учеником. «Учить надо не мыслям, учить надо мыслить»,- слова И.Канта более чем подходят для определения таких взаимоотношений.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;

- преодоление авторитарного стиля в системе образования;

- использование личностно-ориентированного обучения;

- поиск и создание условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества в

самостоятельной творческой личности.

Инновационные технологии опираются на следующие основы:

- проблемное обучение;

- дифференцированный подход к обучению;

- развивающее обучение;

- развитие критического мышления;

- создание ситуации успеха на уроках.



Основными принципами инновационного обучения являются:

- следование природе ребенка (индивидуальный подход к каждому ребенку);

- креативность (ориентация на творчество);

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности и ИКТ.

Одним из часто используемых приемов для развития критического мышления учеников является дискуссия. Дискуссия (от лат.- исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса) – одна из самых сложных форм речи, овладевая которой, школьник обучается осмысливать информацию, критически ее оценивать, применять. От учителя требуется направлять дискуссию по правилам ведения дискуссионного процесса, научить выслушивать высказывания друг друга, переосмысливать полученные сведения, выявлять противоречия в разговоре, обмениваться информацией, сравнивать собственное мнение и видение проблемы с другими взглядами и позициями, уважать чужую точку зрения, прийти к конструктивному решению проблемы. Процесс этот трудоемкий, нужно заниматься данным приемом системно. Поэтому дискуссии на уроках литературы мы начинаем вводить с 5-го класса. При изучении таких произведений как «Муму» И.С. Тургенева, «Каштанка» А.П. Чехова, « Тарас Бульба» Н.В. Гоголя и многих других произведений такая форма урока-дискуссии напрашивается учителю литературы. В старших классах ученик, обученный приемам дискуссии, увлеченно участвует в ней. Например, в 10 классе на завершающем уроке по произведению А.Н.Островского «Гроза» дети сами подсказывают тему дискуссии: «Катерина- святая или грешница?». При этом учителю остается только дать задание повторить темы уроков: «Зарождение основного конфликта между героями»; «Унижение свекровью чувства собственного достоинства Катерины»; «Неспособность Тихона быть защитником жены»; «Мучительные раздумья Катерины с ключом в руке»; «Доброта и мягкость Варвары и Тихона к Катерине»; «Жизненная философия Варвары»; «Доброта, мягкость, любовь Бориса к Катерине»; «Покорность и безволие Бориса»; «Протест Варвары».

Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Одной из самых сложных задач учителя русского языка и литературы является обучение написанию сочинения. Научиться писать сочинение – значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. Моим излюбленным приемом является наблюдение за природой. Цель таких уроков – обратить внимание ребят на то, что происходит вокруг, рядом, научить их видеть удивительное в самых обыденных вещах. При создании собственного текста ребенок учится применять полученные знания по средствам выразительности речи. В 5-м классе в виде домашнего задания предлагается внимательно понаблюдать за тем, как падает снег, как ложится на землю снежинка, посмотреть, какая форма у снежинок, подобрать эпитеты к снежинке, придумать олицетворения к снегопаду и к тому, что происходит вокруг, по наблюдениям написать мини-сочинение. Ребята с удовольствием занимаются, пусть не очень умело подбирают тропы, но из задания в задание сочинения становятся грамотными, дети видят успех своей работы.

Аналогичных заданий по наблюдению за природными явлениями можно придумать множество. На летние каникулы наряду со списком летнего чтения девятиклассники получают задание: встать рано, часов в 4-5 утра и понаблюдать за восходом солнца. Осенью ученик 9-го якутского общеобразовательного класса принес такое описание: «Небо от темно-синего начинает светлеть, бледнеть, становится белым, и тогда постепенно край горизонта розовеет. Розовый цвет интенсивно густеет, только тогда появляются золотистые краски. То, что было алым, обретает желтый цвет, мгновенно полнеба становится золотистого цвета, и на краю аласа появляется белый диск солнца». Работа другого ученика из этого класса представил наблюдение за грозой: «Неожиданно подул ветер, стало очень холодно, и постепенно темные облака стали покрывать солнце на небе. Казалось, будто чудовище съедает что-то доброе, светлое. Вокруг стало темно, как в глухой комнате. Неожиданно сверкнула молния, и ударил гром». Ученица этого же класса написала следующее: «Мне довелось встретить восход солнца на поле. Помню, было холодно, и вокруг все тонуло в густом тумане. Но как только за алым горизонтом появился золотистый проблеск, теплые лучи солнца стали согревать всех. Нас было около десяти человек, все мы стали морщиться от ярких солнечных лучей, в этот момент я пожалела тех, кто спит и не видит эту необычайную красоту!». Таким ученикам легче понять, представить, вообразить знаменитые тургеневские пейзажные зарисовки: он уже видел, наблюдал, он понимает всю красоту, торжественность описываемых писателем событий.

В 5-8 классах детям нравится рисовать свои впечатления от прочитанного, и не только портреты героев, автора, эпизода произведения, но и передача красками, цветом свое восприятие произведения. Особенно это эффективно в изучении лирического произведения. Сама бессюжетность стихотворения, наполненная только чувствами автора, трудно осмысливается учеником среднего звена, и в этом помогает собственный абстрактный рисунок, выполненный только в цветовой гамме. Ученик подбирает краски, тона, полутона и располагает их на листе бумаги таким образом, как он чувствует стихотворение. Здесь можно напомнить мысль Л.Г. Выготского: «Пока ребенок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы он о нем рассказывал». Ведь текст создается ребенком еще в процессе рисования, обеспечивается необходимое условие для словесного оформления собственного произведения. Нельзя не согласиться с мнением известного методиста Б. Баркина в том, что «графический язык в некоторых отношениях более доступен детям, чем язык слов: ребенок (по времени своего развития) раньше живописец и график, чем писатель, и, нас, преподавателей русского языка, не могут не интересовать методы поддержки в школе словесного искусства искусствами изобразительными. Необходимо научить ребенка «видеть» предметы, их форму и цвет…Занятие рисованием – необходимая подготовка к словесному творчеству».

Озвучивая собственный рисунок, ученик подбирает слова, словосочетания, наконец, предложения, тем самым составляет устный текст, который потом оформит в письменный, учится редактировать свое сочинение. Данный прием не новый, но для скольких поколений школьников вносит разнообразие и занимательность, повышает интерес учащихся к урокам русского языка и литературы, привносит новизну в подготовке детей к написанию сочинения.

На своих уроках провожу анализ текста через словесное рисование. Словесное оформление мыслей школьников развивает не только устную и письменную речь, но и словесно-логическое мышление. Соединение словесных и изобразительных средств дает ребенку внимательно «всматриваться» в каждое слово текста, более тщательно искать и находить, оценить средства выразительности речи. Работа учителя-словесника приобретает системный характер, уже с 5-6-го класса начинаешь готовить к ОГЭ и ЕГЭ.

В 6-м якутском классе предлагается стихотворение пейзажного жанра И. А. Бунина:
Первый утренник, серебряный мороз!

Тишина и звонкий холод на заре.

Свежим глянцем зеленеет след колес

На серебряном просторе, на дворе.


Я в холодный обнаженный сад пойду –

Весь рассеян по земле его наряд.

Бирюзой сияет небо, а в саду

Красным пламенем настурции горят.


Первый утренник – предвестник зимних дней.

Но сияет небо ярче с высоты,

Сердце стало и трезвей и холодней.

Но как пламя рдеют поздние цветы.


Объясняю значение слов «утренник», «глянец», «бирюза», «рдеют».

Затем задаю вопросы к словесному рисованию текста:




  1. Каким вы видите «серебряный мороз»? Какими красками можно нарисовать эту деталь пейзажа стихотворения?

  2. Почему «зеленеет след колес»? Какое сравнение дает к этому явлению автор?

  3. Каким вы представляете «обнаженный сад»? Какой троп использует при этом Бунин? Какой образ сада рисует это средство выразительности?

  4. Какой красивой метафорой автор передает нам то, что рассеяно по земле? Что это такое? Какими красками мы нарисуем листья?

  5. Объясните, чем отличается цвет бирюзы от голубого? Почему Бунин не пишет голубым «сияет небо», а именно «бирюзой»? Отчего небо в этот «утренник» бирюзовое?

  6. Какие краски нарушают холодные цвета первого утренника в саду? (Обратите внимание на цвет настурций, солнца).

  7. Каким средством выразительности в последней строке автор рисует цветы?

Таким образом, для учеников стихотворение становится доступным, зримым, понятным. Дети с удовольствием занимаются словесным рисованием, при этом углубляют знания по теории литературы, учатся внимательно относиться к лирическому произведению. Уже в который раз убеждаются в том, что тропы создают осязаемость образов природы, приходят к пониманию того, в чем состоит мастерство поэта. После всех этапов анализа текста детям легче написать сочинение по прочитанному. Такие уроки проходят на высоком эмоциональном уровне, ведь не все дети умеют рисовать, а здесь с помощью учителя каждый ребенок может представить собственную «картину». Создается ситуация успеха у всех, в том числе, и у учителя!

В данное время активно ввожу в собственную методическую копилку такой прием как кейсовая технология ведения урока. Кейс – метод подкупает прежде всего тем, что работу учащихся можно построить на реальной, конкретной ситуации. Данная технология формирует совершенно новый образ мышления ученика, где он должен проявить инициативу, самостоятельность, позволяет думать и действовать в рамках полученных компетенций и приобретать новые, развить творческий потенциал. При этом учителю легко соединить этот метод с другими методами обучения.

Работа с кейсом требует и от учителя и от ученика одинаковое вложение сил:
учитель


  • Организует предварительное

обсуждение.

  • Делит на группы.

  • Руководит обсуждением в группах, обеспечивает дополнительными сведениями.

  • Оценивает работу учащихся.

  • Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.

Ученик


  • Задает вопросы, углубляющие

понимание кейса и проблемы.

  • Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.

  • Принимает решение или участвует

в принятии решения.

  • Составляет письменный отчет о занятии

по данной теме.
Так в 9-ом якутском гуманитарном классе урок подготовки к написанию сочинения проводила по кейс-технологии. Вследствие того, что уроки по данной технологии требуют определенной подготовки, учитель строит работу по следующим этапам: подготовительный - ученикам даются конкретные цели и оговаривается сценарий занятия. На ознакомительном этапе вовлекаешь обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации, дальнейшие этапы проходят непосредственно на уроке. Класс был поделен на группы, задания даны одинаковые, исследовательского, творческого характера. Каждая группа должна представить работу в форме защиты проекта в виде презентации. Итогом всего проекта должно быть написание домашнего мини-сочинения.

Девятиклассникам работа по кейсу понравилась тем, что вся подготовительная часть потребовала от каждого творческого подхода к реализации своего проекта, особой выдумки и определенных личностных вложений.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые позволяют ребенку не только закреплять знания, полученные на уроках, но и проявить творчество, самостоятельность, критическое мышление.

Типы домашнего задания:


  • Подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

  • Словесное рисование пейзажного эпизода;

  • Наблюдение за природой;

  • В якутских классах – перевод стихотворений небольшого объема;

  • Подготовка словарного диктанта по пройденной теме;

  • Составление вопросника к зачетному уроку;

  • Составление опорных таблиц;

  • Очерк- заочная экскурсия по музею;

  • Подготовка инсценировки эпизода произведения;

  • Продолжение неоконченных произведений и т.д.

Такие домашние задания обогащают знания, навыки, развивают умения, компетенции ученика, помогают учителю избегать однообразия в работе.

Современный урок с применением инновационных технологий не обходится без применения информационных коммуникационных технологий (ИКТ). На уроках русского языка и литературы используем «Уроки Кирилла и Мефодия» и другие продукты интернет - ресурсов. Это расширяет и углубляет видение и решение проблемы уроков, повышает эффективность и результативность наших занятий.



Применяя различные инновационные технологии на уроках, мы приближаемся к цели всей нашей педагогической деятельности – воспитать ученика, который соответствовал бы модели выпускника средней школы, предложенной образовательной Программой РФ.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Этнография» Студентам очного отделения бакалавриата Чита 2014 (075. 4)
2016 -> Особенности демографических процессов в современном обществе в контексте социального воспроизводства населения
2016 -> Программа вступительного испытания в аспирантуру по курсу «Философия» Донецк-2015 программа
2016 -> Методические указания по изучению курса Для студентов заочного факультета
2016 -> Закон республики таджикистан "о молодежи и государственной молодежной политике"
2016 -> Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
2016 -> Библиопанорама
2016 -> Объяснительная записка


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница