Учитель начальных классов квалификационной категории мбоу сош №168 с уип хэц бровар Марина Юрьевна «Социализация личности на ступени обучения»



Скачать 95.25 Kb.
страница1/3
Дата25.08.2018
Размер95.25 Kb.
  1   2   3

Учитель начальных классов 1 квалификационной категории

МБОУ СОШ №168 с УИП ХЭЦ Бровар Марина Юрьевна



«Социализация личности на 1 ступени обучения»

В Российской педагогической энциклопедии, говорится, что социализация– развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Практически все, что происходит в жизни ребёнка можно рассматривать как причины социализации, обусловливающие усвоение тех или иных норм поведения.

Поэтому одной из главных задач педагогов является создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся в школе, а цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.



Человек становится личностью только в результате включения индивида в социальные отношения.

Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны.



Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.

Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями.



Во-первых, оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.

Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.

В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям окружающей жизни.
Начальная школа является фундаментом всего последующего обучения. Именно на данном этапе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Первая ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход
Учитель в школе имеет дело, прежде всего, с целостной личностью ребёнка. Каждый интересен своей уникальностью, и высокая задача педагогики – сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого «Я».

Современная школа призвана разрешить противоречие между социальной и личностной значимостью формирования самооценки и низким уровнем её сформированности в младшем школьном возрасте.

Отсутствие навыков самооценивания является препятствием в формировании у детей способности к самообразованию, саморазвитию, без чего невозможна успешная социализация в современном быстро меняющемся мире.

Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности» (высокий интеллект, креативность и др.), а её мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.

Раннее выявление способностей ребёнка – залог его успешности в жизни.

В первый класс почти все дети приходят с завышенной самооценкой.

Уже в третьем классе у слабоуспевающих школьников нарастает тенденция к недооценке своих возможностей. Преобладание неуспеха над успехом ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному, по сравнению с реальными возможностями, уровню притязаний. К четвёртому классу выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой. У хорошо успевающих учеников самооценка адекватная или завышенная.

Одна из актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами самоконтроля и самооценивания, поэтому постепенно данная потребность утрачивается, что порождает трудности в обучении, в формировании личности.

Поэтому в своей педагогической деятельности стараюсь использовать всякий удобный случай, чтобы «повернуть» каждого ребенка разными сторонами к коллективу, сделать его на некоторое время центром активного внимания. Каждый человек должен найти себя в этой жизни.

Помогаю ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. Неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности.

На праздниках выступают дети, которые хорошо поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, занимаются художественной гимнастикой. Дети, у которых есть живой уголок, приносят в класс альбомы с фотографиями любимых животных. Спортсмены готовят презентации о своих достижениях.

Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывают затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.



Мои ученики пробуют себя в различных видах деятельности, выбирают то, что им больше нравится, в чём они наиболее успешны. Пополняя копилку своих успехов, они наблюдают за своим ростом, продвижением вперёд, формируется сознательное отношение к результатам учебного труда или внеурочной деятельности.


Каталог: system -> files
files -> 1 И. А. Гончаров, полагал, что комедия Грибоедова никогда не устареет. Чем можно объяснить её бессмертие?
files -> «Подготовительный класс»
files -> Программа учебной дисциплины «Философские проблемы науки и техники»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины история и философия науки направление подготовки
files -> Пути русского богословия
files -> Информация – это: структурная информация
files -> Рабство воли
files -> Евангелие Воскресения
files -> Конспект по Истории Римо-Католической Церкви для 3-го курса


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница