Учебного пособия по предмету «православная педагогика и психология» для духовной школы



Дата23.02.2018
Размер47 Kb.
ТипРеферат

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ» для духовной школы

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМЫ ХРИСТИАНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

1. Понятие о педагогике как науке и практике в общем и о христианской педагогике в частности

Система педагогических наук.

Педагогичность Библии и служения Христа.

Дело педагога как служение большего меньшему.

  1. Краткий исторический обзор педагогических идей и систем

Учение мужей апостольских и их ближайших преемников о воспитании.

Апологеты (защитники) о воспитании.

Учение отцов и учителей Церкви 3 века о воспитании.

Учение о воспитании в творениях святых отцов 4 века.

Педагогические воззрения отцов и учителей Русской Церкви.

Русская педагогика в трудах деятелей народной школы.

  1. Проблемы современной педагогики. Основные подходы к воспитанию.

Тема 2. ПРАВОСЛАВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИКИ

Тема 3. СВОЕОБРАЗИЕ ДЕТСТВА КАК ЭТАПА ДУХОВНОГО СОЗРЕВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Периодизация детского развития.

Период до зачатия.

Внутриутробный период. Физическое, психическое и духовное развитие.

Родовой кризис.

Новорожденность (от рождения до 9-12 дней).

Младенчество (до года). Физическое, психическое и духовное развитие.

Кризис одного года.

Раннее детство (от года до трех). Физическое, психическое и духовное развитие.

Кризис трех лет.

Дошкольное детство (3-6 лет). Физическое, психическое и духовное развитие.

Кризис семи лет.

Младший школьный возраст(6-10 лет). Физическое, психическое и духовное развитие.

Подростковый возраст (11-15 лет). Физическое, психическое и духовное развитие.

Юношеский возраст (15-18 лет, до 20 лет). Физическое, психическое и духовное развитие.

Тема 4. ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

1.Понятие «педагогического процесса», его основные условия и факторы. Среда педагогического взаимодействия.

2.Педагогическая сторона семейных отношений. Дошкольные учреждения, их педагогическое значение.

3.Педагогический процесс в школе. Церковно-приходская жизнь как благодатная педагогическая среда.

Педагогическая среда.

Психология ученика.

Психология учителя.

Педагогическая среда в воскресной школе.

Призвание учителя церковной школы.

Тема 5. ТЕОРИЯ ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

  1. Воспитание как процесс взращивания личности. Основные факторы и условия христианского воспитания.

  2. Принципы христианского воспитания. Формирование православного мировоззрения и христианской нравственности.

Проблемы религиозного воспитания.

Значение физического, интеллектуального и эстетического воспитания.

  1. Формы и методы воспитательной работы: традиции и современность.

Своеобразие православной традиции воспитания.

Формы воспитания в возрождаемой церковной традиции.

  1. Духовная цивилизация России как перспективный социально-политический проект.

  2. Цели, задачи и метод духовно-нравственного воспитания молодых россиян.

  3. Социальная организация системы духовно-нравственного воспитания школьников.

  4. Интегративное содержание духовно-нравственного воспитания

  5. Управление организацией проекта «Духовно-нравственное воспитание молодого поколения россиян».

  6. Заключение.

Тема 6. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА)

Общие задачи, принципы, закономерности и методы обучения.

Основные категории дидактики.

Компоненты обучения.

История развития приемов и методов обучения. Основа современной систематизации.

Личностно-ориентированный подход.

Основные законы и закономерности дидактики.

Законы дидактики.

Принципы обучения.

Понятие и сущность метода обучения.

Классификация методов обучения.

Формы организации обучения в современной школе.

Структура урока.

Назначение основных частей урока.

Как научиться правильно готовить и проводить урок.

Другие формы организации обучения.

Отработка методов преподавания вероучительных дисциплин с учетом возрастных духовных и психофизиологических особенностей.

Методы подачи материала для каждого возраста.

Тема 7. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ. ИХ КАДРОВОЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Система религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Церковные органы, управляющие образованием.

Правовые основы православного образования в государственной школе.

Изучение теологии в государственных и православных вузах.

Формы духовно-просветительской и педагогической деятельности в условиях прихода.

Воскресная школа.

Как открыть школу.

Организация православного лагеря.

Тема 8. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ САМОПОДГОТОВКА И РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ.

Работа священника со школой.

Работа с администрацией школы и педагогическим коллективом.

Работа с учащимися.

Работа с родителями.

Круг чтения учителя.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение к теме 3:

«Своеобразие детства как этапа духовного созревания личности» (Из книги С.С. Куломзиной «Наша Церковь и наши дети»)



Приложение к теме 4:

Цель образования – ввести ребенка в жизнь традиции (протоиерей Евгений Шестун)

Ученье и учитель. Книга 1 (Часть 1). Педагогические заметки (Победоносцев К. П.)

Ученье и учитель. Книга 2 (Часть 1). Педагогические заметки (Победоносцев К.П.)


Приложение к теме 5:

О воспитании детей (Святитель Лука (Войно-Ясенецкий))

Православное воспитание и окружающий мир (иером. Серафим (Роуз))

Приложение к теме 6:

В помощь преподавателю к подготовке урока (по С.С. Куломзиной)

Необходимость сознания цели преподавания (из книги «Методика преподавания священной истории» свящ. Е.Ф. Сосунцова)

Условия успешности занятий (Священник Е.Ф. Сосунцов. Спутник законоучителя. Основные


правила дидактики и методики закона Божия. 1911 г.)

Наглядные пособия (Священник Е.Ф. Сосунцов. Спутник законоучителя. Основные


правила дидактики и методики закона Божия. 1911 г.)

Ошибки преподавателя воскресной школы

Технические средства обучения

Видеть, слышать, чувствовать... (Сократическая беседа и слайд-фильм


как средство христианского воспитания) Сурова Л.В.

Приложение к теме 7:

Духовные учебные заведения РПЦ

Православные средние учебные заведения общего образования г.Москва

Православные общеобразовательные учреждения

Список воскресных школ г.Москва

Положение о церковно-приходской воскресной школе для епархии г.Москвы

Письмо патриарха Алексия II «О порядке организации обучения Православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений»

Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура»

Законодательство РФ

Программа летнего детского православного поселения «ПРЕОБРАЖЕНИЕ»


Устав молодежных лагерей Православного Братства во Имя Всемилостивого Спаса




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница