Учебное пособие Gaudеamus igitur Juvenes dun sunuis! Post jucundam juventutem, Post molestam senectutem



страница1/46
Дата17.01.2018
Размер3.51 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46

Под редакцией A.A. Радугина



Эстетика

учебное пособие


Gaudеamus igitur

Juvenes dun sunuis!

Post jucundam juventutem,

Post molestam senectutem

Nos habebit humus
Ubi sunt qui ante nos

in mundo fuere?

Transeans ad superos

Transeans ad inferos

Hos si vis videre!
Vita njstra brevis est,

Brevi finietur;

Venit mors velositer,

Rapit nos atrociter

Neminu parcetur!
Vivat academia!

Vivant professores!

Vivat memorum quodlibet!

Semper sint in flore!

Согласно Федеральному компоненту Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию



«Если бы, всем одно и то же казалось вместе прекрасным и мудрым, то не было бы, среди людей враждующего спора».

Еврипид

alma mater

Москва 2000 Издательство

УДК 7.01(075) ББК87.8я73 Э87

Авторский коллектив: Авдеев В.И., Курочкина Л.Я., Куценко В.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А., Титов С.Н.
На обложке:

Сандро Боттичелли (1445-1510) «Весна», фрагмент «Три грации»

Эстетика: Учеб. пособие для вузов/Под ред. А.А. Радугин. -Э87 М.: Центр, 2000.- 240 с.

ISBN 5-88860-051-2

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по дисциплине «Эстетика». Пособие знакомит с историей эстетической мысли, основными категориями и проблемами эстетики.

Предназначено для студентов вузов, средних учебных заведений, учащихся колледжей, лицеев, гимназий и всех тех, кто интересуется проблемами эстетики.



Содержание
6

ПРЕДИСЛОВИЕ
8

Тема1.

ЭСТЕТИКА КАК НАУКА
1. Предмет эстетики. Эволюция взглядов

на сущность «эстетического»

2. Эстетика в современной системе гуманитарного знания: поиск новой методологической парадигмы. Задачи эстетики
20

Тема 2.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
1.Феномен античного мира

2. Эстетика Древней Греции и Рима

3. Эстетика Византии и западноевропейского средневековья

4. Эстетика Возрождения

5. Эстетика Классицизма



6. Эстетика Просвещения

7. Немецкая классическая эстетика

(конец XVIII — начало XIX вв.)

8. Проблемы, эстетики в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса

9. Западноевропейская эстетика второй половины XIX в.

10. Эстетика XX в.
65

Тема 3.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЭСТЕТИКИ

1. От чувства к теории. Русская эстетика XI-XVIII вв.

2. Русская эстетика XIX века: поиски и противоречия

3. Развитие эстетических идей в России

конца XIX — начала XX вв.

4. Советский этап развития эстетической мысли
96

Тема 4.

КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ

1. Прекрасное и безобразное

2. Возвышенное и низменное

3. Трагическое и комическое

4. Методологическая роль категорий эстетики

в художественном творчестве
108

Тема 5.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА

  1. Эстетическое сознание — идеальный продукт субъектно-объектных отношений

  2. Структура эстетического сознания

3. Исторические формы и типы эстетического сознания
122

Тема 6.

ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО

И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Эстетика природы

2. Эстетические начала трудовой деятельности

3. Эстетика быта и человеческих отношений
135

Тема7.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА

  1. Понятие искусства. Отличие искусства от науки

2. Специфика объекта искусства
147
Тема 8.

ПРЕДМЕТ ИСКУССТВА И ПРОЦЕСС ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

  1. Предмет искусства

2. Основные этапы процесса художественного творчества
159

Тема 9.

ВИДЫ ИСКУССТВА

  1. Виды искусства и их природа

  2. Качественная характеристика видов искусств и их взаимодействие

3. Синтез искусств
171
Тема 10.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ИСКУССТВА

1. Природа художественного образа

2. Сущностные характеристики чувственного образа

3. Основные направления формирования современного художественно-образного сознания
183

Тема 11.

ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВОСПРИЯТИЯ ИСКУССТВА. ИСКУССТВО КАК КАТАРСИС

1. Художественное произведение, его эстетическая природа и основные черты,

  1. Восприятие произведений искусства как сотворчество. Феномен катарсиса


196

Тема 12.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

1. Понятие эстетической и художественной культуры личности 2. Эстетическое и художественное воспитание:

цель, задачи, эффективность 3. Искусство в системе эстетического воспитания личности

Предисловие

В современном российском обществе происходят сложные и весьма противоречивые процессы. Развитие рыночных отношений, утверждение принципов демократии, развитие широких связей со странами Запада наряду с позитивными моментами принесли в нашу жизнь и массу негативных последствий. И здесь следует, прежде всего, назвать чрезмерную коммерциализацию культуры в целом и искусства, в частности, отсутствие действенной поддержки их со стороны государства, широкое распространение различных проявлений так называемого «эрзац-искусства», общее снижение уровня духовной жизни граждан. Противостоять всем этим негативным тенденциям в жизни общества и отдельных граждан в какой-то мере может помочь эстетическое воспитание населения.

Эстетическое воспитание предполагает и изучение теоретического курса эстетики. Однако изучение эстетики было затруднено тем, что в течение длительного времени центральными издательствами не было издано ни одного учебного пособия. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие в определенной мере позволяет решить эту проблему. По своему содержанию и структуре данное учебное пособие в полной мере соответствует «Государственным требованиям (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по дисциплине «Эстетика». Авторы пособия стремились к тому, чтобы студенты смогли освоить наиболее важные категории эстетики, получили представление об основных этапах развития эстетической мысли, познакомились с решением ключевых эстетических проблем.

Пособие подготовлено с таким расчетом, чтобы максимально облегчить усвоение программы дисциплины «Эстетика». Для удобства освоения курса каждая тема подразделена на несколько относительно самостоятельных вопросов, которые могут стать предметом выступления на семинарском занятии, послужить темой реферата или доклада, в конце каждой темы предлагается краткий список литературы. Последовательность тем отражает логику освоения нового для читателя круга проблем.

Пособие состоит из 12 тем, подготовленных следующими авторами: проф. Куценко В. А. («Эстетика как наука»; «Основные сферы эстетического отношения и деятельности»; «Творческий характер восприятия искусства. Искусство как катарсис»; «Формирование эстетической и художественной культуры личности»); доц. Пархоменко И. Т. («Основные этапы развития западноевропейской эстетической мысли»; «История русской эстетики», вопрос 4; «Виды искусства»; «Художественный образ как интегральная структура искусства»); доц. Курочкина Л. Я. («История русской эстетики», вопросы 1-3); доц. Авдеев В. И. и проф. Радугин А.А. («Категории эстетики»); проф. Титов С.Н. («Эстетическое сознание и его структура », вопрос 1; «Эстетическая природа и специфика искусства», «Предмет искусства и процесс художественного творчества»); доц. Авдеев В.И. («Эстетическое сознание и его структура», вопросы 2 и 3).

Научный редактор академик Международной Академии Наук Высшей школы, доктор философских наук, профессор Радугин А. А.



Тема 1.

Эстетика как наука

I/ Предмет эстетики. Эволюция взглядов на сущность «эстетического» 2/ Эстетика в современной системе гуманитарного знания:

поиск новой методологической парадигмы. Задачи эстетики
1.

Предмет эстетики.

Эволюция взглядов на сущность «эстетического»
Истоки эстетической практики и эстетических знаний уходят вглубь человеческой истории. Свидетельства проявления первобытными людьми эстетического отношения к окружающей действительности, своих художественных наклонностей в виде орнаментально украшенных орудий труда и быта, наскальных изображений, животных наука относит к ориньяко-солютрейскому периоду верхнего палеолита (35-10 тыс. лет назад). Со времени открытия археологами в 1879 г. в испанских пещерах наскальных рисунков в научный обиход вошло понятие «палеолитическое искусство».

Возникновению у древних людей непосредственно художественного творчества предшествовал достаточно длительный период освоения окружающей действительности в сугубо утилитарных целях. Все, с чем сталкивался человек, — земля и вода, растения и животные, солнце и луна, свет и мрак, тепло и холод,— осознавалось им как полезное или вредное, хорошее или плохое, а стало быть приносящее добро или зло. В представлениях о «полезном» и «добром» отражались самые существенные (содержательные) характеристики предметов и явлений действительности, взятые в их значении для человека. На этой основе, вследствие расширяющейся практики и углубления познания, постепенно возникало и восприятие человеком предметов и явлений со стороны их формы как красивых или безобразных.

Содержание мифов у разных народов мира, в частности, иллюстрирует характерную особенность ценностного сознания древнейших людей, связанную с его синкретичностью. Оценка «полезности», «добра» и «красоты», как впрочем «вреда», «зла» и «уродства», изначально предстает недифференцированной, слитной, фиксирующей лишь в самом общем виде положительное или отрицательное значение для человека предметов и явлений, попадавших в сферу их практического освоения и познания.

В последующем, уже на стадии более зрелых состояний человеческого общества, инерция первоначальной синкретичности ценностного смысла утилитарно-этически-эстетических представлений своеобразно проявляется в языке. Отголоском этой особенности в наше время можно считать употребление понятия «прекрасного» как в эстетическом значении (очень красивый), так и в этическом (прекрасный человек, прекрасный поступок), а также утилитарном (очень хорошее, очень полезное или удобное). Полисемантизм слова »прекрасное» характерен при его использовании не только в русском, но и во многих других европейских языках.

Опираясь на комплекс современных научных знаний о человеке, следует исходить из того, что его развитая и достаточно самостоятельная способность к собственно эстетической рефлексии, эстетическому чувствованию (переживанию) и эстетической оценке — итог длительной эволюции, становления человека как общественного существа в процессе активного освоения им окружающей действительности, приспособления к своим нуждам естественно-природных сил, условий и факторов социального взаимодействия, их прогрессирующего очеловечивания, приложения к ним «человеческой меры». Проявившись наиболее ярко в художественном творчестве, в искусстве, эта способность стала в истории человечества одним из мощных и уникальных факторов сохранения и закрепления духовного опыта, облагораживания окружающей человека среды, воспитания и утончения его чувств.

Эстетический опыт человечества, накапливаемый и кристаллизуемый в довольно разветвленной системе культуры, богат и разнообразен. Эстетические знания — его неотъемлемая часть. Их накопление и развитие прослеживается во всех культурно-исторических периодах всемирной истории — от древнешумерской цивилизации (3-2, 5 тысячелетий до н. э.) через античность к средневековью и от эпохи Возрождения к Новому и Новейшему времени, вплоть до наших дней. Между тем, общественному сознанию потребовались тысячелетия, чтобы вплотную заняться уяснением специфики эстетического отношения человека к окружающему миру, поставить в плоскость научного рассмотрения вопрос о природе и сущности этого отношения.

Возникновение эстетики в середине XVIII века как специальной области гуманитаристики, генетически связанной с философией, собственно, и стало ответом на данную потребность в развитии эстетического знания. В этом отношении, при всей случайности конкретных условий, несовершенстве форм проявления и логического выражения этой потребности, оформление эстетики в самостоятельную научную дисциплину явилось закономерным следствием развития познавательного процесса, обогащения и дифференциации знаний. Гносеологические, логико-содержательные предпосылки новой области научного знания заключали в себе одновременно и осознание растущей роли эстетического фактора в практическом освоении и преобразовании окружающей действительности.

Своим названием наука эстетика (от древнегреческого «aisthetikos», то есть относящийся к чувствам, ощущениям) обязана немецкому просветителю Александру Готлибу Баумгартену (1714-1762), опубликовавшему в 1750 г. работу «Эстетика, предназначенная для лекций». Представление о предмете науки ограничивалось в ней областью сугубо чувственного познания. «Эстетика, - писал Баумгартен, — (теория свободных искусств, низшая гносеология, искусство прекрасно мыслить, искусство аналога разума) есть наука о чувственном познании» (История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли.— Т. 2.— М., 1964.— С. 452). По существу, в поле зрения автора «Эстетики» находились лишь два явления — красота, отождествляемая им с «совершенством чувственного познания», и искусство, как наивысшее ее выражение. Отдавая дань заслугам «крестного отца» в самоопределении «Эстетики», необходимо учитывать ограниченность такого понимания ее предметной сферы.

Абсолютизация чувственного начала в эстетическом познании неизбежно связывается с утратой, в конечном счете, аналитических способностей, с фактической легализацией субъективизма в исследованиях, с описательностью и вкусовщиной.

Одним из создателей философской эстетики Нового времени по праву считают немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804). Его идеи, метод обоснования и исследования эстетических проблем оказали огромное воздействие на мировую эстетическую мысль и художественную практику XIX-XX вв. Сердцевиной кантовской эстетики является его учение об эстетическом суждении. Последнее не зависит от созерцания предмета и понятия, свободно от всякого интереса, основу его составляет внутреннее чувство, возникающее в свободной игре познавательных сил рассудка и воображения — таковы его основные характеристики. В соответствии с этим за эстетикой закрепляется статус науки, предмет которой, по выражению самого И. Канта, ограничивается рамками «учения о внешних чувствах» (И. Кант. Соч. В 6-и тт. Т. 5.— М., 1966.— С. 154). Односторонность субъективистской эстетики в известном отношении преодолевается в философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). В его системе объективного идеализма эстетике отведено место учения об идее прекрасного, порождающей в своем развитии его различные модификации в природе и обществе и, в частности, в Искусстве. Искусство, по Гегелю, есть ни что иное, как самопознание абсолютного духа в форме созерцания. Несмотря на идеалистическую мистификацию в гегелевской эстетике содержатся весьма ценные и реалистические по своему смыслу обоснования и разработки как общих, так и специфических законов искусства. После Гегеля первоначальный смысл эстетики как теории чувственного восприятия постепенно утрачивается и к концу XVIII в. она уже повсеместно предстает то в значении «философии прекрасного», то как «философия искусства», либо и того и другого одновременно. Этому в немалой степени способствовали философско-эстетические работы Фридриха Шиллера (1759-1805), позднее Фридриха Шеллинга (1785-1854) и др.

Кстати, рецидивы такого усеченного понимания предмета эстетики нередко имеют место и сегодня. В ряде работ современных отечественных авторов явно просматривается крен в понимании эстетики как «философии прекрасного». В последнее время, правда, оно чаще используется лишь в качестве исходного пункта рассуждении. В известной мере это можно объяснить влиянием того, что традиционно было присуще русской эстетической мысли на протяжении XVIII-XIX вв., тяготевшей к анализу художественного познания, к философскому осознанию практики искусства.

Связь эстетики с искусством известна со времен Аристотеля (384-322 до н. э.), она неоспорима. Вместе с тем, очевидно, что эстетическое, как специфическое отношение человека к миру, окружающей действительности, отнюдь не исчерпывается прекрасным и его художественно-образным отражением в искусстве. Эстетика равно проявляет интерес к многочисленным его разновидностям — трагическому, комическому, возвышенному, низменному, безобразному, ужасному и др., представленным не только в формах искусства, но и в жизни, в реальной действительности.

Данный акцент в понимании предмета эстетики, однако, не связан с умалением места и роли искусства в эстетических исследованиях. Искусство, выражая эстетическое отношение человека к миру посредством художественно-образного моделирования, занимает в предметном поле эстетики свое определенное и весьма заметное место. Важно однако учитывать диалектику соотношения эстетического и художественного, их связь и различие, единство и относительную самостоятельность. Отмечаемая же тенденция к автономизации, с одной стороны, собственно эстетической (чувственно-ценностной) проблематики, а с другой — общефилософской теории искусства не является абсолютной и имеет значение лишь в плане отражения ее в структуре предмета самой науки, определяемого в целом характером и спецификой эстетического отношения человека к миру, окружающей действительности.

Природа эстетического отношения к миру в своей основе едина и в этом смысле между искусством и реальной жизнью нет непроходимой грани. Неслучайно, мы постоянно сравниваем реальную действительность с творениями искусства, которые, в свою очередь, проверяем, соотносим с жизнью. Попытки игнорировать или вовсе исключать из этого взаимодействия ту или иную сторону несостоятельны и ведут в тупики либо голого эстетизма, либо ползучего утилитаризма и бытовизма жизни, исключительно рассудочного к ней отношения.

Из истории эстетической мысли известны примеры сведения предмета эстетики к некой совокупности норм и канонов для искусства. Наиболее последовательно данная точка зрения была выражена в теории и практике классицизма. Никола Буало (1636-1711) — яркий представитель этого направления в эстетике, в частности, призывал художников «прислушаться чутко к достойным доводам и знанья, и рассудка», представленным в виде свода отвлеченных идей и правил, коим надлежало неукоснительно следовать при создании произведений искусства.

Стремление сделать искусство образной интерпретацией выработанных эстетикой правил, вопреки и без учета постоянных изменений в сфере художественного творчества, эстетического сознания и в самой жизни общества, в характере его взаимодействия с природой, по существу, исходит из противопоставления эстетики и искусства, эстетики как свода канонических правил и эстетического сознания во всей широте его проявления в реальной действительности и в искусстве. Великие художники, творившие в эпоху классицизма, — Мольер, Пуссен, Давид, Расин и др., — стали таковыми в определенной мере, благодаря преодолению в своем творчестве навязываемых классицистской эстетикой схем.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница