Учебное пособие для вузов. М.: Форум-инфра-м, 1998. 272 с



страница1/51
Дата23.07.2018
Размер3 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998. 272 с.


Предисловие

3

Раздел I. Воспитание в первобытном обществе

3

Глава 1. Возникновение воспитательного процесса

3

1.1. К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания

3

1.2. Концепции генезиса первобытного воспитания

3

1.3. Зарождение воспитания как особого вида деятельности

4

1.4. Возникновение семьи. Воспитание детей в семье

5

1.5. Появление организованных форм воспитания

5

Вопросы-задания

6

Литература

7







Раздел II. Школа и воспитание в древнем мире

8

Глава 1. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций древнего востока

8

1.1. Общее и особенное в генезисе воспитания и школы

8

1.2. «Дома табличек» в древней Месопотамии

10

1.3. Школа в древнем Египте

13

1.4. Воспитание и школа в древней Индии

15

1.5. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае

19

Вопросы-задания

22

Источники и литература

22







Глава 2. Воспитание и школа в античном мире Средиземноморья

23

2.1. Воспитание и школа в древней Греции

23

2.2. Философы древней Греции о воспитании

27

2.3. Воспитание и образование в эпоху эллинизма

32

2.4. Воспитание и школа в древнем Риме

34

2.5. Педагогические идеи древнего Рима

35

2.6. Влияние раннего христианства на воспитание и обучение

38

Вопросы-задания

39

Источники и литература

40







Раздел III. Воспитание и школа в эпоху Средневековья

41

Глава 1. Воспитание и школа в Византии

41

1.1. Особенности развития просвещения и педагогической мысли

41

1.2. Педагогическая мысль

42

1.3. Система воспитания и образования

43

1.4. Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение

46

Вопросы-задания

47

Литература

47







Глава 2. Воспитание и школа на средневековом востоке

48

2.1. Педагогическая мысль и образование на ближнем и среднем востоке (VII–XVII вв.)

48

2.2. Воспитание и обучение в средневековой Индии

53

2.3. Воспитание и школа в средневековом Китае

55

Вопросы-задания

58

Источники и литература

58







Глава 3. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья

59

3.1. Общий взгляд

59

3.2. Философско-педагогическая мысль

59

3.3. Воспитание и обучение

61

Вопросы-задания

71

Источники и литература

72







Глава 4. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации

73

4.1. Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации

73

4.2. Школа в XV – начале XVII в.

80

Вопросы-задания

88

Источники и литература

88







Раздел IV. Школа и педагогика в новое и новейшее время

90

Глава 1. Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке (середина XVII – конец XVIII в.)

90

1.1. Общий взгляд

90

1.2. Педагогическая мысль начала нового времени

90

1.3. Педагогическая мысль Просвещения

95

1.4. Педагогические идеи и школьные проекты французской революции

106

1.5. Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений

108

Вопросы-задания

114

Источники и литература

115







Глава 2. Школа и педагогика в странах Западной Европы и в США в XIX в.

116

2.1. Общий взгляд

116

2.2. Педагогические идеи в философии

116

2.3. Классики педагогики XIX столетия

119

2.4. Полемика вокруг школы

124

2.5. Главные направления развития школы

128

Вопросы-задания

139

Источники и литература

139







Глава 3. Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX в.

141

3.1. Общий взгляд

141

3.2. Основные течения в педагогике

141

3.3. Итоги школьных реформ к середине XX в.

149

3.4. Попытки модернизации общеобразовательной школы

151

Вопросы-задания

155

Источники и литература

155

Предисловие


Школа и педагогика за рубежом прошли многовековой исторический путь. Постепенно из суммы идей и концепций педагогика превращалась в науку. На определенных этапах утрачивались позитивные педагогические идеи, чтобы затем возродиться в ином выражении.

Развитие образовательно-воспитательных институтов – многообразный, подчас противоречивый процесс, масштабы и результаты которого с течением времени становились для общества все более значимыми.

Школа и педагогика всегда были ареной столкновения экономических, классово-сословных, политических и иных интересов. Нередко эта борьба выливалась в серьезные конфликты, приходя к кардинальным переменам в сфере просвещения.

Изучение истории зарубежной школы и педагогики как важной составляющей общей и педагогической культуры дает представление о главных направлениях развития педагогической мысли, но позволяет понять характер взаимоотношений общества и школы на разных ступенях исторического развития, а также роль сферы образования в накоплении и сохранении социальных и культурных ценностей, приобретенных человечеством. Школа и педагогика в значительной степени определяют прогресс культуры и общества.

Познание истоков зарубежной педагогической мысли и процесса ее развития способствует формированию мировоззрения и профессиональных качеств будущих педагогов.

РАЗДЕЛ I. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

Глава 1. Возникновение воспитательного процесса

1.1. К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания


Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить, изучая памятники материальной и духовной культуры, языка, фольклора.

Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии первобытного развития.

Реконструировать элементы воспитания первобытной эпохи помогают этнографические данные о жизни немногочисленных сохранивших черты первобытности племен – редкостных сообществ, не затронутых современной цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.).


Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница