Учебное пособие для студентов языковых специальностей Павлодар ’ 27 (075. 8)



страница1/39
Дата25.08.2018
Размер0.63 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


Р.А. Омарова, А.А. Мадеева

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ


Учебное пособие

для студентов языковых специальностей

Павлодар

УДК 81’ 27 (075.8)

ББК. 81.2 – 923

П 69


Рекомендовано к изданию методическим советом факультета иностранных языков ПГУ им. С. Торайгырова



Рецензенты:

А.Ф. Горбенко - кандидат филологических наук, доцент

Г.Х. Демесинова - кандидат филологических наук, доцент ПГУ им.С.Торайгырова

0-57 Омарова Р.А, Мадеева А.А.


Теория и практика межкультурной коммуникации: учебное

пособие для студентов языковых специальностей. – Павлодар,

2008. – 114 с.

Требования настоящего времени пробудили широкий интерес к такому феномену человеческих отношений как межкультурная коммуникация. Термин «межкультурная коммуникация» отражает особую область человеческих отношений.

В данном учебно-методическом пособии предложен материал фольклорного и этнологического характера в русле двух направлений исследований межкультурной коммуникации.

Пособие предназначено для студентов, магистрантов филологических специальностей с английским и немецким языками обучения, в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования, а также для всех тех, кто интересуется проблемами межкультурной коммуникации.

УДК 81’ 27 (075.8)

ББК. 81.2 – 923

© Омарова Р.А., Мадеева А.А., 2008

© Павлодарский государственный

университет им.С.Торайгырова, 2008

Введение
Стремление понять чужие культуры и их представителей, разобраться в культурных различиях и сходствах существует столько времени, сколько существует культурное и этническое разнообразие человечества.

Процесс глобализации постепенно стирает культурные, политические и идеологические границы между странами и континентами, народами и этническими группами. Современные средства передвижения и коммуникации, интернет сделали мир настолько тесным, что взаимодействие стран, народов и культур стало неизбежным.

Культурное многообразие современного человечества увеличивается.

И составляющие его народы находят все больше средств, чтобы сохранять и развивать свою целостность и культурный облик.

Люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, национальной кухне, одежде, нормах поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. В сегодняшних противоречивых условиях жизни возникает потребность более внимательно рассмотреть проблему общения и взаимопонимания различных народов и культур, имеющего непосредственный выход в проблему языковой и культурной идентификации, подтверждается приоритетностью исследований межкультурного и межнационального общения в условиях национально-культурной чувствительности и складывающейся межнациональной толерантности.

Цель курса – выявление и анализ причин культурных несоответствий при общении носителей разных культур и определение путей устранения данных несоответствий с целью осуществления полноценной коммуникации.

Для достижения поставленной цели необходимо:

1) уточнить терминологический аппарат курса: язык, культура, коммуникация;

2) систематизировать сведения по межкультурной коммуникации (уточнить данное понятие );

3) на основе конкретных примеров культурных несоответствий, осложняющих процесс коммуникации между представителями разных культур, осуществить анализ причин появления данных несоответствий;

4) предложить возможные пути устранения подобных культурных несоответствий в процессе общения между представителями разных лингвокультурных сообществ.

Объектом курса являются межкультурные несоответствия, возникающие между носителями различных культур в процессе общения и обозначен процесс межкультурной коммуникации с позиции возникающих культурных несоответствий при общении представителей разных культур.

Практическим материалом послужили речевые реакции представителей немецкой и русской культур, а также данные специализированных литературных источников по межкультурной коммуникации, лингвокультурологии, этнопсихологии и др.

При работе над предлагаемым заданиями рекомендуется использовать следующие методы и приемы: описательный, сопоставительный, общенаучные методы и приемы, как анализ и синтез, классификация и обобщение.

Положения, необходимые для усвоения:

Понятие межкультурная коммуникация включает в себя три составляющие: язык, культура, общество. Язык не может существовать вне культуры, как и культура не может существовать без языка, они представляют собой нерасторжимое целое, любое изменение каждой из частей которого ведет к обязательным изменениям другой его части. При этом человеческая цивилизация есть продукт языка, а язык есть продукт развивающейся цивилизации. Следовательно межкультурная коммуникация – это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.

На основе представленных примеров культурных несоответствий при вербальной коммуникации между носителями разных культур, основной из причин неполноценности данного вида коммуникации являются культурные стереотипы, и отсутствие фоновых знаний у коммуникантов. Стереотип представляет собой обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры. Фоновые же знания – это социокультурные сведения характерные лишь для определенной нации или национальности, освоенные массой их представителей и отраженные в языке данной национальной общности.

При неполноценной межкультурной коммуникации возникают конфликты. Под конфликтом понимается процесс, который зарождается, когда одна из сторон предполагает, что другая сторона препятствует или собирается препятствовать осуществлению намерений первой стороны. Имеют место пять стилей поведения при разрешении такого типа конфликта: соревнование, сотрудничество, уступчивость, компромисс, уход от конфликта.




Каталог: fulltext -> buuk
fulltext -> Учебно-методическое пособие для преподавателей физики Павлодар Кереку 2008
fulltext -> Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М. А. Василика. М: Гардарики, 1999. 384 с
fulltext -> «сибирская государственная геодезическая академия»
fulltext -> Гуманитарный аспект инженерной деятельности
fulltext -> Лекция 1 Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества 1
fulltext -> Планы семинарских занятий по курсу «история экономических наук»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница