Учебное пособие для студентов и самообразования Владивосток Издательство Дальневосточного университета 1998



страница1/64
Дата25.08.2018
Размер2.02 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   64

ФИЛОСОФСКАЯ БИБЛИОТЕКА ДВГУ

ВЫПУСК 2


А.А. Биневский
ФИЛОСОФИЯ

В ИСТОРИИ ЕЕ ИДЕЙ

И КОНЦЕПЦИЙ

2. ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДА

Античность. Средние века. Новое время

Учебное пособие для студентов

и самообразования

Владивосток

Издательство Дальневосточного университета

1998
Рекомендовано к изданию решением

Совета факультета истории и философии ДВГУ.

Биневский А.А.



Философия в истории ее идей и концепций: 2. Философия Запада: Античность. Средние века. Новое время / Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998. - 160 с.

ISBN 5-7444-0851-7 (ч. 2).

ISBN 5-7444-0749-9

Пособие рассматривает Западные философские школы от Древности до философии Нового времени и может послужить добротным справочником для тех, кто изучает Западную историю и культуру. В приложении даны библиография, схемы и словарь терминов.

Для студентов и всех, интересующихся философией.

Введение
На Западе (имеется в виду прежде всего Европа, западная и восточная, а в дальнейшем — и Северная Америка) философия обрела свой собственный статус, она стала сама собой. Она отделилась от других форм человеческого сознания: мифологии, религии, искусства. Еще долго, вплоть до настоящего времени, философия черпала вдохновение в этих явлениях духа, отталкивалась от них в своих размышлениях, или, наоборот, искушала их осмыслением собственных основ. Иногда невозможно отделить философию от религии по вполне понятным причинам: религия без своего вероучения осталась бы рядом ритуальных действий. Поэтому она нуждается в философском оформлении своих мировоззренческих устремлений. Философия использует миф, притчу, иносказание, чувственно-образное выражение для уяснения своих идей, но она не может раствориться в этих формах, потому что исчезнет её специфика, она утратит главное — критический анализ любых оснований сознаний.

Вся история философской мысли есть поиск ею своего предмета и адекватной формы его воспроизведения. То, что в конечном итоге философы так и не находят единственного результата, который удовлетворял бы всех, тоже не случайно. В отличие от других видов мировоззрения, философия не останавливается на чем-то одном и притом окончательном, она всегда в пути, в поисках выхода из запутанного лабиринта бытия и его познания. Хорошо сказан об этом Б. Рассел, задумавшийся об особенностях западного типа мышления: "Ценность философии, в действительности, должна быть найдена именно в её недостоверности... Философия, хотя она не может сказать определённо, в чем истинный ответ на возбуждённые ею сомнения, способна открыть ряд возможных ответов, расширяющих кашу мысль и освобождающих её от тирании обычая."1

Именно на Западе философская мысль освободилась от случайной формы своего существования и обрела своё истинное и необходимое: чистая мысль сама по себе — это высшее слово философии, вершина, откуда всё видно, и ясно, в каком направлении спускаться, чтобы обрести искомое. Стихия философского мышления — это выраженная в понятийной, идейной форме мысль, достигшая категориального уровня всеобщего и конкретного знания. Такое знание есть, конечно, энергическая продуктивная сила, которая, познавая действительность, может в то же время разрушать её, искажать и трансформировать, что таит в себе угрозу и для самого бытия, и для человека.

Западная философия далеко не всегда устанавливала гармонию между человеком и миром, но через противопоставления их находила разрешение противоречий в создании новых форм жизни и существования человека в этом мире. Поэтому её история но сравнению с восточной более драматична, а иногда даже трагична. Велики её соблазны и заблуждения, масштабны открытия и побуждения к познанию и изменению условий человеческого бытия. Идти всегда вперед, по неизведанным дорогам, поднимаясь к новым вершинам, — таков урок западной философии в её современном варианте.

Что же было сделано в западной философии с самого начала, у истоков её возникновения, что определило её движение по особому пути, в отличие от восточной философии? Прежде всего ранняя западная философия, а это была преимущественно древнегреческая мысль, усвоила лучшие достижения восточной, по не просто повторила, а систематизировала эти идеи и произвела их рациональный синтез. На протяжении нескольких столетий в ряде поколений философов, которые знали друг друга непосредственно, а не понаслышке, были выдвинуты и сформулированы новые принципы познания и понимания окружающего мира и самого человека, которые расширили горизонт знания и потребовали поиска новых фактов и подтверждений. Они как бы перевернули человеческое сознание: от медленного накопления, собирания знаний (в надежде на далёкое обобщение и приобретения на этой основе мудрости) европейские мыслители предложили иной путь — путь прорыва в теоретические области, где сам порядок чистой мысли предопределяет всё многообразие возможных знаний.

Рассматривая два типа "философий" — восточную и европейскую, — Э. Гуссерль приходил к выводу: "Однако только у греков мы находим универсальный ("космологический") жизненный интерес в существенно новой форме чисто теоретической установки. Только у них появляется форма общности, в которой этот интерес развертывается из своего внутреннего основания, и возникает соответствующая этой форме сущностно новая установка философов и ученых (математиков, астрономов и пр.). Это люди, которые не в одиночку, а вместе друг с другом и друг для друга, т.е. будучи связаны друг с другом как личности совместной работой, занимаются теорией и только теорией, развивают только ее."2

Для западных мыслителей теория — это последовательность общих понятий и представлений в их внутренней связи по определенным логическим закономерностям. Открытие Логоса и создание формальной логики как особой науки, регулирующей течение философской мысли и выводящей ее на берег истины, — безусловно, завоевание западного типа мышления. Формальная логика придала философской мысли строгость и методичность. Философы стали обращать внимание не только на объекты познания, но и на способы осмысления, рассуждения. Формировалось методологическое сознание: все положения философии должны быть обоснованы, доказаны и приведены в соответствие друг с другом, требовалась точность, выверенность понятий и определений, не допускалась подмена понятий и т.д. Анализ и критический дух по отношению к любым высказываниям, особенно основополагающим, предопределили обособление философии от других форм сознания, допускающих произвольные и сомнительные предположения, взятые на веру и поддержанные эмоциональными устремлениями.

В рамках теоретических построений философской мысли стали возможны выделение и дифференциация философских проблем, осмысление путей и направлений их решений. Это: учение о мире, о сущности бытия — онтология, учение о познании — гносеология, учение о человеке — антропология, учение об обществе — социальная философия, учение о ценностях культуры, этики и эстетики — аксиология. Как бы ни спорили философы о проблемах жизни, в какие бы школы и направления ни объединялись, — осмысление проблем осуществляется через устоявшиеся формы сознания с помощью разработанных в истории философии мыслительных клише, что значительно облегчает трудные задачи, стоящие перед философией.

И наконец, нужно сказать, что западная философия породила пауки, в том числе и рациональные: логику, математику, теоретическое естествознание. Философия — мать большинства наук. Пронизывающее

западное мышление стремление к объективности, к реальному познанию проявилось в специфическом подходе к познанию. Все рассматривалось через объектно-субъектные отношения. Такое раздвоение знания дало мощный толчок прогрессу знаний. Уйти от этой схемы познания невозможно: синтез знания предполагает анализ и различение необходимого и произвольного. Смешение элементов знания погружает познавательный процесс в трясину неразрешимых проблем. Рационализм философской мысли не может быть перечеркнут, меняются лишь формы рациональности. Связь философии и научного познания взаимообогащает их. И сегодня движение философской мысли происходит благодаря научному поиску, как и в древности, но так же, как и в древности, философия стремится выйти за пределы достигнутых науками результатов и открыть новые горизонты знания, построить общее мировоззрение, не ограниченное частными положениями и отдельными фактами.

Философия Запада не только рационалистична, но и конструктивна. Связь с практикой, с реальной деятельностью по изменению жизни человека и окружающего его бытия — еще одна специфическая особенность этого типа мышления. Можно указать на перекосы этого взаимоотношения теории и практики, но не замечать положительных достижений этой установки западного мышления было бы также неразумно. Много раз мыслители, как на Востоке, так и на Западе, указывали на кризисные явления Запада, его культуры и достижений цивилизации, но каждый раз удавалось преодолевать эти препятствия и делать принципиально новые шага в направлении совершенствования человеческого разума и разрешения встающих перед человеком проблем, достойного его существования на Земле.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА

Философия Древней Греции — принципиально новый скачок в развитии мировой философии. Она просуществовала 1200 лет от VI века до н.э. Опираясь на философские идеи, которые курсировали на Востоке, в Египте, Месопотамии, Иране, Индии, греческие мыслители создали новый тип философствования, они вычленили и систематизировали философские категории, придали философии последовательный теоретический характер, разработали формальные критерии логического обоснования философских знаний, тезисов, положений, расширили основную проблематику и направления в ее разработке'3. В недрах греческой философии родилась наука, положившая начало тому прогрессу, который привел к возникновению современной западноевропейской цивилизации. В дальнейшем философское знание стало строиться по типу научного: факты, обобщения, доказательства, логические выводы. Такая методология привела к расчленению философии на отдельные отрасли знания: онтологию, гносеологию, этику, эстетику и т.д. Каждый из этих отделов философии также, в свою очередь, подвергся научной обработке. Все это проделывалось уже не ради практических соображений — государственно-правовых или моральных, а ради получения самого знания как носителя природной божественной и человеческой истины.

Надо отметить, что в греческом сознании произошло размежевание мифологии и философии — в отличие от Востока, где они постоянно переплетались. В Греции мифология имела идеологический статус государственной религии, а философия стала частным целом, которое на практике могло дополнять государственную идеологию, а могло и противостоять ей. Философия предлагала иной способ упорядочивания мира, человек сам его "устрояет" на основе общих законов космоса (по гречески "космос" - строй, порядок), а не в результате подчинения правителю или божественному провидению, которое предписало все раз и навсегда4.
Ранняя греческая философия
Расцвет культуры в Древней Греции V в. до н.э. является поразительным. Одновременно, как вспышки сверхновых звезд, появляются: поэзия-лирика Сапфо и Алкея, драма — Эсхила, Софокла и Эврипида, скульптура — Фидия и Поликлета, Парфенон и театр Диониса, законодательство Солона и установление афинской демократии Перикла, Геродот и Фукидид, — все не перечислить! С легкой руки Эрнеста Ренана этот момент в истории Греции (да и всего мирового развития) получил наименование ''греческого чуда", — конечно, не в смысле его сверхъестественности, а в смысле важности и значительности по своим последствиям. Хотя на этот счет есть и другие мнения. Швейцарский историк греческой культуры А. Боннар писал о греческом народе: "Его цивилизация распускалась и взращивалась на том же черноземе суеверий и мерзостей, на котором выросли все народы мира, — в этом нет никакого чуда, но сказывается влияние некоторых благоприятных обстоятельств и тех изобретений, появление которых было вызвано повседневным трудом и нуждами самого греческого народа"5. Правда, одно не мешает другому — "чудо" сотворено руками и мыслью греков.

Является ли это явление уникальным?

Для объяснения возникновения философского сознания немецкий философ К. Ясперс предложил понятие "осевого времени"6. Ось мировой истории, когда возникла цивилизация, обнаруживается эмпирически — в древней Индии, Китае, Иране и Греции в V веке до н.э. Именно тогда возникает стремление человека изменить мир вокруг себя, свое общественное бытие и самого себя по высоким меркам добра, гуманизма и справедливости, а также красоты. Конечно, это относится не только к Греции. В чем же специфика греческого поворота оси истории?

Одна из главных особенностей греческой философской мысли это плюрализм, демократическая терпимость к чужому мнению, соревновательность, осознание необходимости поступательного развития, критический дух свободного исследования и вера в успех человеческих дерзаний и творческой деятельности.7


Ионийская философия
Греция — страна, бедная полезными ископаемыми, плодородными землями; климат островной, — то засуха, то ливни и паводки; горы безлесные, склоны каменистые. Так описывает условия жизни в Греции А. Боннар. Греки рано занялись мореплаванием (а заодно — и морским разбоем), они основывали колонии на островах и на побережье Малой Азии8. Ионийские поселения распространялись на западное побережье Малой Азии, на острова Хиос и Самос, и включали 12 городов: Милет, Эфес, Самос и др. Метрополией греческих поселений в Малой Азии были Афины. Климат Ионии был мягким, а земля плодородна, но главное в том, что эти города стояли на перекрестке торговых путей, в том числе и путей на Восток.

Ионийцы — это типичные переселенцы, которые могут или стремиться сохранять традиции метрополии до бесконечности, или рассчитывать на свои собственные силы, свой разум и умение принимать нетрадиционные решения в зависимости от обстоятельств. Скитальчество, приключения на море и на суше — удел отошедших, отпавших от общины (филы). "Впервые появились философы. Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе"9. Человек должен был стать свободным от привязанностей общины, от давления управляющих и впервые встать в равные отношения к не им установленным правилам жизни, чтобы решиться на собственное, частное знание обо всем окружающем мире, космосе, богах, человеке, — на что раньше могли претендовать только священники и вожди от имени богов и государства. Там, где сохранялись привычки и установления прежних времен, например в Спарте, — не было философов; и наоборот, в Афинах, где установился демократический строй полиса, — возникла самая блестящая в истории философская школа. Но философия в Греции началась не с Афин. Первая школа самостоятельного независимого мышления возникла в Милете — в Малой Азии, в ионийских поселениях.10


Милетская школа
В VIII-VI вв. до н.э. Милет был самым процветающим городом в Малой Азии. Здесь столкнулись два мира — Европы и Азии. Смешение наций, культур, языков и верований, которые невозможно было совместить, соединить. Милетцы искали общезначимые истины, независимые от различных мифологий и местных представлений. Они обратились к общей природе вещей.

Своеобразие взглядов милетцев, в отличие от восточной мудрости, заключается в том, что в центр своего философствования они поставили не нормы морального поведения человека, а проблемы космоса, Вселенной. Ход их рассуждений, очевидно, был таков: прежде чем говорить о природе человека, нужно определить, что такое природа, ведь человек — это только часть мироздания. Их мышление космично, они мыслят мирами, для них человеческий мир — это только малое проявление более объемных миров. Таким образом, греческая философия начинается с натурфилософии.

Для милетцев главное — определить вещи как объективные совокупности свойств, которые можно наблюдать, описывать, подсчитывать, измерять и т.д. Они ставят вопрос: что является основанием вещей, какова их субстанция? Вот как оценивал эту особенность Аристотель: "...большинство первых философов считали началом всего одни лишь материальные начала, а именно: то, из чего состоят все вещи, из чего, как первого, они возникают, и во что, как последнее, они, погибая, превращаются; причем сущность хотя и остается, но изменяется в своих проявлениях, — это они считают элементом и началом всех вещей“11.

Учение о первоэлементах также возникло у милетцев — земля, воздух; затем последующие мыслители прибавили к ним огонь и воду. Первоначала милетцев — это вещественные элементы, из которых строится мир, как у ремесленника из деталей возникают предметы быта и посуда, предметы труда. Иное дело — "вода", "огонь", "земля", "дерево" и "металл" у китайцев, выступающие как символы нумерации вещей, благодаря которым группировались вещи, как сделанные из дерева, из металла, из земли и т.д. Не случайно милетских философов называли физиками, поскольку они выводили многообразие вещественного мира и причины возникновения вещей из физических элементов, вопрос же теории познания и устройства общества они не ставили. Хотя полностью "материалистами" их назвать нельзя, — они скорее "реалисты", так как для них нет еще противопоставления "объект - субъект", различия вещи и мысли, из своего подхода они могли извлечь все преимущества — естественное объяснение многообразия свойств и вещей окружающего мира и возможность рационализации исследования этого мира.

Говорят о трех представителях милетской школы: Фалесе, Анаксимандре и Анаксимене12. Фалес все объясняет одной причиной и основой — водой. У него мир — это плоский остров, омываемый рекой по имени Океан. Никаких книг он не писал, а учил устно, и сделал много полезного для своего города.

Анаксимандр, ученик Фалеса, более может быть назван философом в силу высокой абстрактности его рассуждений. Он — автор первого философского сочинения "О природе" — название, которое даже стало жанром подобных произведений. До нас дошли лишь его отрывки. Характерен следующий: "Из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое время исчезает по необходимости. Все получает возмездие друг от друга за несправедливость и согласно порядку времени"13. Анаксимандру приписывается понятие "апейрон" как бесконечной и неопределенной субстанции, хотя наличие такой высокой абстракции ставится некоторыми исследователями под сомнение. Мир у него выглядел как геоцентрическая модель. В центре — Земля в виде барабана, куска колонны или головки сыра. На одной стороне живут люди, на другой, вниз головой — антиподы. По хрустальному своду, по его желобам, движутся солнце, луна и планеты, неподвижные звезды прикреплены к куполу свода. Человек произошел от рыбы, а вообще жизнь возникла в воде и т.п.

Анаксимен основным началом считал воздух, одновременно воздух есть божество. У Анаксимена Вселенная дышит, как живое существо. Все многообразие вещей есть результат разрежения и сгущения воздуха. "Разрежаясь, (воздух) становится огнем, сгущаясь, — ветром, потом — облаком, (сгустившись) еще больше, — водой, потом — землей, потом — камнями, а из них — все остальное”14.

На каждой пылинке — свои города и селения. Он не видел качественной определенности материи, абсолютизировав количественные характеристики вещей.




Каталог: philosophy
philosophy -> Роль античной философии в становлении научной рациональности
philosophy -> Основы философии
philosophy -> Контрольные вопросы к экзамену кандидатского минимума
philosophy -> Вопросы для подготовки к экзамену по философии Часть 1
philosophy -> Психика и мозг
philosophy -> Примерная программа дисциплины «философия»
philosophy -> Д. П. Грибанов философское мировоззрение эйнштейна
philosophy -> Лекции № Раздела Наименование лекций
philosophy -> «сми как фактор формирования религиозного и морального сознания в современной россии»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   64


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница