Учебное пособие Челябинск Издательский центр юургу 2012 ббк ч448. я7 К734 Одобрено учебно-методической комиссией



страница1/36
Дата11.08.2018
Размер2.08 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»

Ч448.я7


К734

Котлярова И.О., Тягунова Ю.В.



Педагогика высшей школы

Учебное пособие

Челябинск

Издательский центр ЮУрГУ

2012
ББК Ч448.я7

К734

Одобрено

учебно-методической комиссией

механико-технологического факультета

Рецензенты:

Р.А. Циринг, И.Н. Ишимова


Котлярова, И.О.

К734


Педагогика высшей школы: учебное пособие / И.О. Котлярова, Ю.В. Тягунова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. – 134 с.


В учебном пособии представлено целостное описание педагогики высшей школы как учебной дисциплины, рассмотрены её цели, содержание, организационные формы, условия, особенности, связанные с направлением подготовки студентов. Приведены задания для самостоятельной работы студентов, вопросы для самопроверки и литература.

Учебное пособие «Педагогика высшей школы» предназначено для профессионального образования магистрантов, изучающих данную учебную дисциплину.

ББК Ч448.я7

© Издательский центр ЮУрГУ, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ





  1. Введение………………………………………………………………….

4

1.

  1. Предмет и задачи «Педагогики высшей школы» как научной и учебной дисциплины……………………………………………………

6


2.

  1. Непрерывное образование человека через всю жизнь………………..

11

3.

  1. Нормативно-правовые основы профессионального образования……

26

4.

  1. Системы профессионального образования…………………………….

33

5.

  1. Образовательный процесс и образовательные технологии в высшей школе……………………………………………………………………..

42


6.

  1. Образовательные программы основного и дополнительного профессионального образования……………………………………………….

54


7.

  1. Организация дополнительного профессионального образования в высшей школе и на предприятии……………………………………….

56


8.

  1. Компетенции преподавателя высшей школы и педагогические компетенции руководителя организации………………………………….

70


9.

Качество профессионального образования……………………………

75

10.

Задания для аудиторных занятий……………………………………….

89

11.

Самостоятельная работа студентов…………………………………….

92




Библиографический список……………………………………………..

94




Приложения………………………………………………………………

113


Введение
Учебное пособие «Педагогика высшей школы» предназначено для профессионального образования магистрантов, изучающих данную учебную дисциплину.

Ее типичное расположение в учебных планах: дисциплина общенаучного цикла, вариативная часть (ДВ 01.01).

Ведется дисциплина в первом семестре и опирается на дисциплина гуманитарного социально-экономического цикла бакалавриата. «Педагогика высшей школы» является предшествующей к педагогической и научно-педагогической практике магистров.

В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) третьего поколения для магистров для значительной части направлений указана такая составляющая профессиональной деятельности выпускников как педагогическая. Для ее осуществления в ФГОС указываются необходимые компетенции, как среди общекультурных компетенций (ОК), так и среди профессиональных компетенций (ПК). Проведенный авторами анализ педагогических компетенций позволил выявить, что среди них выделяются собственно педагогические компетенции и компетенции управления образованием (сотрудников организации, предприятия).

В числе педагогических компетенций способность к:


  • самообразованию, профессиональному самосовершенствованию,

разработке образовательных программ, созданию методического обеспечения образовательного процесса,

  • реализации образовательного процесса,

  • оценке качества образования.

Среди компетенций управления образованием сотрудников способность к:

  • выстраиванию корпоративных систем образования сотрудников, личных траекторий их образования,

  • организации образовательного процесса,

  • организации деятельности подразделений, занимающихся образовательной деятельностью на предприятии.

В соответствии с этим группами компетенций нами выделены следующие разделы учебного пособия.

1. Предмет и задачи «Педагогики высшей школы» как научной и учебной дисциплины.

2. Непрерывное образование человека через всю жизнь. Мировые системы непрерывного профессионального образования.

3. Нормативно-правовые основы профессионального образования.

4. Образовательный процесс и образовательные технологии в высшей школе.

5. Образовательные программы основного и дополнительного профессионального образования.

6. Организация дополнительного профессионального образования в высшей школе и на предприятии.

7. Компетенции преподавателя высшей школы и педагогические компетенции руководителя организации.

8. Качество профессионального образования.

В разделе 9 «Планы практических и семинарских занятий» представлены названия занятий, их цели и логика проведения.

В разделе 10 «Самостоятельная работа студентов» приводится примерный перечень заданий для самостоятельного выполнения студентами, способы педагогического сопровождения их выполнения и формы и методы контроля ее результатов.

Прилагается расширенный библиографический список основной и дополнительной литературы по дисциплине «Педагогика высшей школы».

В Приложениях содержатся:


  • выдержки из Федеральных государственных стандартов, содержащие педагогические и организационно-педагогические компетенции выпускников магистратуры разных направлений;

  • примеры рабочих программ;

  • таблицы обеспеченности дисциплины литературой на 2012–2013 г.

Пособие содержит разделы, полезные для преподавателей дисциплины и для студентов, изучающих «Педагогику высшей школы» в рамках магистерской программы.



  1. Предмет и задачи «Педагогики высшей школы»

как научной и учебной дисциплины
Традиционно предметом педагогики является образовательный процесс. Педагогика изучает образование человека как специально организованную сферу. В настоящее время в силу складывающейся тенденции интеграции формального, неформального и информального образования педагогика расширяет свои границы. Ее предметом становится образование человека, происходящее разных сферах его жизнедеятельности. Она выходит за рамки образовательного учреждения, и изучает также образование вне специально организованной сферы образования (самообразование, образование как вид развития).

Педагогические компетенции, которые ранее были необходимы лишь учителю в общеобразовательной школе и преподавателю в учреждения среднего и высшего профессионального образования становятся необходимыми и другим категориям профессионалов, а также людям в повседневной жизни.

В данном пособии педагогика высшей школы рассматривается в плане ее значимости для профессиональной деятельности магистров. Прежде всего, возникает вопрос, почему этот курс необходим магистрам.

Во-первых, в Федеральных государственных образовательных стандартах практически всех направлений образования указывается педагогическая деятельность как одно из ведущих направлений профессиональной деятельности магистра (научно-исследовательская, управленческая и педагогическая). Раскрываются общекультурные и профессиональные компетенции, связанные с ее осуществлением. Подробно они рассмотрены в главе 8.

Педагогика высшей школы является разделом педагогики. Педагогика как наука об образовании человека подразделяется на разделы, также как на практике в образовании можно выделить естественные подсистемы по критериям разных возрастных групп обучающихся, уровней образования видов образовательных учреждений.

Несмотря на современное понимание образования как целостности обучения и воспитания, в педагогике по-прежнему выделяются части: дидактика (наука об обучении) и теория воспитания.

Если интерпретировать педагогику, как науку, изучающую образовательный процесс и управлением образовательным процессом, как современное их состояние, так и в исторической ретроспективе, то в составе педагогики можно выделить такие разделы как история педагогики, теория образования, теория управления образованием.

В случае рассмотрения педагогики на разных уровнях обобщенности отражения образовательной действительности, можно вычленять в ней теорию образования и частные методики образования.

По социально-возрастному признаку и по уровням образования принято различать дошкольную педагогику, школьную педагогику, педагогику профессионального образования (и, в частности, педагогику высшей школы), андрагогику.

По критерию начальной готовности обучающихся к образованию различают специальную педагогику, сурдопедагогику, тифлопедагогику, олигофренопедагогику, логопедагогику, коррекционную педагогику, кондуктивную педагогику, реабилитационную педагогику одаренных детей, акмеологию и др.



Педагогика высшей школы как раздел педагогики изучает образование студентов в системе высшего образования, а также подготовку и переподготовку научно-педагогических кадров для высшей школы. Таков традиционный взгляд на педагогику высшей школы. Однако в настоящее время задачами высшей школы является не только профессиональное образование, подготовка кадров для всех отраслей экономики, но и дополнительное профессиональное образование, причем не только педагогических работник, а самых различных категорий слушателей. Поэтому закономерно дополнительное профессиональное образование также включать в предмет изучения педагогики высшей школы.

Педагогика высшей школы как часть педагогики профессионального образования изучает подсистему, которая входит в систему непрерывного профессионального образования. Профессиональное образование включает в себя следующие уровни образования: среднее профессиональное образование и высшее образование – бакалавриат, подготовку специалиста, магистратуру, подготовку кадров высшей квалификации.

Современное представление о ней дано в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации».

Приводим выдержки из глав 8, 10 настоящего Закона.

Статья 68. Среднее профессиональное образование

1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

Статья 69. Высшее образование

1. Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно–педагогической квалификации.

2. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

3. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

4. К освоению программ подготовки научно–педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры–стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры–стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Лицам, успешно освоившим образовательную программу высшего образования и прошедшим итоговую аттестацию, присваиваются следующие квалификации или академические степени высшего образования:



  • по результатам освоения программы академического бакалавриата – академическая степень «бакалавр»;

  • по результатам освоения программы прикладного бакалавриата – квалификация «бакалавр», определенная федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующим направлениям подготовки;

  • по результатам освоения программы подготовки специалиста – квалификация «специалист», определенная федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующим направлениям подготовки (специальностям);

  • по результатам освоения программы магистратуры – академическая степень «магистр»;

  • по результатам освоения программы подготовки научно–педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) – квалификация «Преподаватель высшей школы» или «Исследователь», в случае защиты диссертации в установленном порядке также выдается диплом кандидата наук;

  • по результатам освоения программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки – квалификация, определенная федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующим направлениям подготовки (специальностям);

  • по результатам освоения программ подготовки управленческих кадров высшей квалификации – квалификация «Мастер делового администрирования» (MBA) или «Мастер государственного (муниципального) управления» (MPA).

5. Обучение лиц, получивших высшее образование за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, рассматривается как получение повторно (второго или последующего) высшего образования по следующим образовательным программам высшего образования:

  • по программам бакалавриата (академического, прикладного) или программам подготовки специалиста – лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;

  • по программам магистратуры – лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами;

  • по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки – лицами, имеющими соответственно диплом об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки;

  • по программам подготовки научно-педагогических кадров – лицами, имеющими диплом исследователя или преподавателя высшей школы;

  • по программам подготовки управленческих кадров высшей квалификации – лицами, имеющими диплом с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования» (MBA) или «Мастер государственного (муниципального) управления» (MPA).

Получение повторно высшего образования соответствующего уровня осуществляется с оплатой обучения физическими и (или) юридическими лицами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Высшая школа сегодня предполагает не только осуществление базового высшего образования, но и дополнительного (преимущественно профессионального) образования (статья 76).

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Государственные и социальные требования к высшей школе, завяленные в Федеральном государственном образовательном стандарте компетенции определили постановку следующих задач учебной дисциплины «Педагогика высшей школы» для магистров:


  • изучить особенности профессионального образования в высшей школе;

  • ознакомиться с категориями и основными понятиями педагогики высшей школы;

  • изучить нормативно-правовую базу осуществления профессионального образования;

  • ознакомиться с педагогическими компетенциями преподавателя высшей школы и руководителя организации;

  • освоить теорию и практику проектирования образовательных программ профессионального образования (основного и дополнительного);

  • приобрести опыт разработки плана занятия (в разных организационных формах) и его проведения;

  • освоить компетенции управления дополнительным образованием сотрудников в организации, на предприятии.

В соответствии с педагогическими компетенциями магистров и поставленными задачи в «Педагогике высшей школы изучаются следующие вопросы.

Профессиональное образование как явление и предмет педагогики.

Категории и понятия педагогики профессионального образования.

Научно-образовательный процесс в высшей школе. Образовательный процесс в организации. Компоненты образовательного процесса.

Нормативно-правовое обеспечение высшего профессионального образования.

Проектирование образовательных программ основного и дополнительного образования.

Компетенции преподавателя высшей школы (преподавание, методическая работа, научная работа, предпринимательство).

Педагогические компетенции руководителя организации: (стимулирование развития квалификации сотрудников, организация образовательного процесса персонала предприятия (обучения и воспитания), аттестация кадров). Качество профессионального образования.




  1. Непрерывное образование человека через всю жизнь



Каталог: drupal -> sites -> default -> files -> method


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница