Учебно-методическое пособие по дисциплине «Основы культурной политики»



страница1/63
Дата18.04.2018
Размер1.56 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

(фгбоу впо «пвгус»)

Кафедра Философия и культурология





СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Протокол УМС № __________

Проректор по УРиКО

от «____» ___________ 201__г.

_______________ О.Н. Наумова

Проректор по УМР




______________ С.П. Ермишин

«____» ____________ 201__г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине «Основы культурной политики»

для направления 071800.62

«Социально-культурная деятельность»

Составитель: д.и.н., профессор В.П. Овсянников

Тольятти 2012

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Основы культурной политики»

разработано в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по направлению 071800.62 "Социально-культурная деятельность", утверждённого Министерством образования и науки РФ 2011 г.

Составил: д.и.н., профессор В.П. Овсянников

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

Философия и культурология

Протокол № _______ от «____» __________________ 2012 года.


Зав. кафедрой д.и.н., профессор ______________________________ В.П. Овсянников
Согласовано научно-методическим советом по направлению подготовки 071800.62 "Социально-культурная деятельность"
Протокол № _______ от «____» __________________ 2012 года.
Председатель научно-методического совета направления подготовки 071800.62 "Социально-культурная деятельность"
к.фл.н., доцент ________________________________________________ С.П. Ермишин

Рецензент: д.и.н., доцент А.М. Дубовиков



СОДЕРЖАНИЕ





Введение

4

1.

Конспект лекций (структурированный по темам)

6

2.

Практические занятия (лабораторные работы)

47

3.

Самостоятельная работа

49

4.

Образовательные технологии

53

5.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)

54

6.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

57

7.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

62

8.

Глоссарий

62


Введение

Учебная дисциплина «Основы культурной политики» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению "Социально-культурная деятельность", имеет статус исторического социокультурного знания. В соответствии с концепцией ФГОС дисциплина является фундаментальной основой для подготовки выпускника (бакалавра), владеющего научно-исследовательскими, учебно-педагогическими, производственно-практическими, научно-методическими, экспертно-консультационными видами и механизмами профессиональной деятельности.

Курс рассчитан, прежде всего, на формирование профессиональной позиции выпускника направления "Социально-культурная деятельность" по современным функциям и принципам государственной культурной политики, овладение научными основами внедрения перспективных социокультурных направлений в практику отраслевых органов управления и учреждений.

Предметом данного курса является политика России-СССР-РФ и мира в области культуры. со всеми ее актуальными проблемами, имевшими место в прошлом и присутствующими в настоящем времени. Исходя из специфики дисциплины, в ее предмете выделяются практически два аспек­та: проблемы культурной политики как современных социогуманитарных исследований и государственная культурная политика России, ее основные направления и структурные взаимосвязи

. Способом объединения этих двух научных направлений является ориентация курса на выявление закономерностей истори­ческого развития России-СССР-РФ и мира как целостности, состоящей из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Культурная политика, как и любая отрасль научного знания, имеет свой инструментарий, свой особый глоссарий и свои специфические дефиниции. Освоение которых позволит в целом повысить общекультурную эрудицию, сформирует «научный язык» будущего бакалавра, ознакомит с проблемами современной культурной политики страны и мира, тесно связанными и культурными, политическими, экономическими и другими проблемами, от решения которых зависит уровень и качество жизни всего общества. С этими проблемами тесно связаны основные задачи курса «Основы культурной политики». В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



знать:

  • характерные черты и особенности развития российской культурной политики, ее воздействие на государство, политический процесс и управление, СМИ, гражданское общество, бизнес;

  • структуру, уровни, носители, типологию и функции культурной политики России и мира;

  • основные научные школы и подходы к её изучению, идеологии концепции в области культуры, их роль в общественной жизни;

  • основные проблемы и тенденции развития социально-культурной деятельности на разных этапах истории государства, пути преодоления объективных общественных препятствий;

  • закономерности возникновения и развития социально-культурных институтов управления отраслью культуры;

  • основные нормативные и правовые документы регламентирующие культурную политику в стране и регионе;

  • значение культурных ценностей в институтах и организациях сферы культуры, возможности использования потенциала культурной политики для оптимизации их деятельности;

  • механизмы трансляции социокультурного опыта, их особенности в Российской Федерации и других странах;

уметь:

  • оценивать достижения в социально-культурной сфере на основе знания исторического контекста их создания;

  • планировать и осуществлять свою деятельность с учётом результатов анализа,

  • анализировать свои возможности в условиях развития науки изменяющейся социокультурной практики;

  • разбираться в содержании и основных параметрах культурной политики в современной России и за рубежом;

  • критически оценивать собственные стратегии анализа и представления результатов анализа текстов;

  • находить организационно-управленческие решения с учетом международного российского опыта социально-культурной деятельности;

  • выявлять характер взаимоотношений и возможностей согласования между политикой, правом и моралью, политикой и политической этикой;

  • формулировать задачи и цели современной социокультурной деятельности, выявляя самодеятельные общественные инициативы и прогнозировать их социально-культурную направленность, критически оценивать уровень своей квалификации и необходимость ее повышения;

  • составить исследовательскую программу изучения взаимосвязей культурной политики на примере страны, региона;

владеть:

  • навыками подготовки, написания и произнесения устных сообщений

  • навыками организационной работы в сфере культуры

  • методологией поиска и использования действующих технических регламентов, стандартов, сводов правил в области культуры;

  • компетенциями руководителя предприятий социокультурной сферы;

  • навыками саморазвития и методами повышения квалификации;

  • навыками социокультурного анализа и моделирования среды;

  • навыками использования информации, полученной из сети Интернет

  • методикой прикладных исследований в сфере политики и культуры с использованием компьютерных методов обработки и анализа полученных данных; ориентироваться в научной литературе, знать сайты информационных баз в сфере политики и культуры.


Распределение фонда времени по темам и видам занятий:

п.п.


Наименование разделов

по темам

Аудиторные

занятия

Сам. раб.

Всего

часов

Лек.

Пр. зан.

1

Культурная политика как предмет современных социогуманитарных исследований.

2

2

7



11

2

Определение понятия «культурная политика»: современные концепции и подходы

2

2

7

11

3

Институционально-организованные формы и механизмы, объекты и субъекты культурной политики.

2

4

12

18

4

Культурная политика в России-СССР-РФ

2

2

7

11

5

Структура и функции современной культурной политики

4

4

10

18

6

Культурная политика в социокультурном развитии региона

2

4

12

18

7

Культурная политика стран Запада.

2

4

7

13

8

Культурная политика стран ближнего зарубежья, Балтии и Грузии.

2

2

7

11

9

Культурная политика в художественной сфере. Охрана культурного наследия.

2

4

10

16

10

Молодежная культурная политика

2

4

8

14

11

Тенденции развития культурной политики России

2

4

6

12




Экзамен










27




всего

24

36

93

180

Как видно из таблицы, особенностью курса является его ориентация на самостоятельную работу студента. Это накладывает свой отпечаток и на проведение аудиторных занятий: первые темы имеют вводный характер, помогают сформировать у слушателя представления о предмете дисциплины, методологических проблемах; о множестве подходов, концепций, теорий современной науки в области культурной политики; далее раскрываются основные особенности культурной политики в стране и мире; показываются направления развития культурной политики у наших ближайших соседей; заключительная тема обобщает материал курса и дает представление о основных тенденциях реализации культурной политики.

Часы, отведенные на самостоятельную работу студента, представляют собой вид занятий, которые каждый слушатель организует и планирует сам. Прежде всего следует обратить внимание на изучение литературы, рекомендуемой преподавателем. По каждой теме предлагаются контрольные вопросы для самопроверки и обсуждения на практических занятиях; в конце пособия находится глоссарий, где кратко сформулированы основные понятия курса (дается в алфавитном порядке). Итоговая форма контроля – экзамен.

Предлагаемое учебное пособие рассматривается автором прежде всего как приглашение к совместному поиску ответов на актуальные вопросы современной культурой политики в стране и мире.





  1. Конспект лекций (структурированный по темам)



Каталог: site -> upload
upload -> Методические рекомендации для преподавателя Методические указания студентам по изучению дисциплины
upload -> С. П. Ермишин "26" октября 2012 г
upload -> Русская культура
upload -> Рабочая Учебная программа дисциплины «Мировая культура и искусство» для студентов направлений 071800. 62 «с оциально-культурная деятельность»
upload -> Рабочая Учебная программа дисциплины «Основы социально-культурного проектирования»
upload -> Эссе по фильму "Город Бога"
upload -> Культурология
upload -> Рабочая учебная программа по дисциплине «Культура массовых коммуникаций» (наименование дисциплины) для студентов направлений подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница