Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса специальности Д



Скачать 90.63 Kb.
страница1/2
Дата12.05.2018
Размер90.63 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2



БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филологический факультет

Кафедра теоретического и славянского языкознания

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса

специальности Д 21.05.02 "Русская филология"

Минск 2010



ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. Язык и общество. Язык и мышление. Функции языка


  1. Общие сведения о языках мира: количество, коммуникативная значимость, общность и различие структурных характеристик и др.

  2. Моно- и полифункционализм в языкознании.

  3. Язык как средство передачи информации. Коммуникативная функция языка.

  4. Язык и мышление. Внутренняя речь. Мыслительная (когнитивная) функция языка.

  5. Язык в аспекте отражения действительности. Номинативная и познавательная функции языка. Теория лингвистической относительности Э. Сепира и Б. Уорфа.

  6. Регулятивная, фатическая и корпоративная функции.

  7. Эмотивная и магическая функции.

  8. Эстетическая и метаязыковая функции.

Задачи: 1.28, 1.30, 1.51, 1.52 (по Норман Б.Ю. Сборник задач по введению в языкознание. Мн., 1989).

Занятие 2. Фонетика

  1. Строение речевого аппарата.

  2. Артикуляционные характеристики гласных.

  3. Артикуляционные характеристики согласных.

  4. Принципы фонетической транскрипции.

Задачи: 2.20-2.25, 2.27-2.31, 2.120-2.125 (Норман, 1989)
Занятие 3. Взаимодействие звуков в речи


  1. Позиционные звуковые изменения (редукция, явления конца слова, протеза).

  2. Комбинаторные звуковые изменения (аккомодация, ассимиляция, диссимиляция).

  3. Явления диэрезы, гаплологии, метатезы, эпентезы.

Задачи: 2.214-2.218, 2.220, 2.221, 2.228 (Норман, 1989).
Занятие 4. Фонология


  1. Понятие фонемы. Отличительные признаки звука и фонемы.

  2. Фонологическая оппозиция.

  3. Дифференциальные и интегральные признаки фонем.

  4. Сильная и слабая позиция фонемы. Гиперфонема.

  5. Принципы фонологической транскрипции.

Задачи: 2.141-2.146, 2.155, 2.159,2.160, 2.169, 2.170 (Норман, 1989).
Занятие 5. Лексикология


  1. Структура лексического значения слова.

  2. Внутренняя форма слова. Этимология.

  3. Полисемия и ее виды (метафора, метонимия, синекдоха).

  4. Пути развития словарного состава языка. Архаизмы и историзмы, неологизмы. Заимствования.

Задачи: 3.20, 3.25, 3.54-3.60, 3.111- 3.114 (Норман, 1989).
Занятие 6. Лексикология. Системность лексики


  1. Полисемия и омонимия: критерии разграничения.

  2. Омонимы и их виды (полные омонимы, омофоны, омоформы, омографы).

  3. Типы отношений внутри лексической системы (синонимия, антонимия, энантиосемия, гипонимы и гиперонимы).

Задачи: 3.47, 3.49, 3.80 (Норман, 1989).


Занятие 7. Морфемика


  1. Понятие морфемы, ее основные свойства.

  2. Основные виды морфем.

  3. Виды аффиксов (префикс, инфикс, интерфикс, трасфикс, суффикс, конфикс, флексия, амбификс).

  4. Исторические изменения в морфемном составе слова.

Задачи: 4.33, 4.36-4.38, 4.46 (Норман, 1989).
Занятие 8. Грамматика


  1. Сущность грамматического значения и его основные отличия от лексического значения.

  2. Способы выражения грамматических значений.

  3. Грамматическая категория и грамматическая форма.

  4. Синтетические и аналитические языки.

Задачи: 4.14, 4.108, 4.110-4.113 (Норман, 1989).


ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗУЧЕНИЯ В РАМКАХ КСР
ТЕМА 1. Происхождение и первоначальное развитие языка

  1. Научные источники получения данных для решения вопроса о происхождении языка.

  2. Основные сложившиеся с античных времен гипотезы (теории) происхождения языка и их критический анализ.

  3. История развития человечества в хронологическом аспекте.

  4. Эволюционное развитие человека и появление языка как средства общения.

  5. Проблема происхождения языка с точки зрения современной науки.


Литература

  1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1998. – С. 457-464.

  2. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963.

  3. Якушкин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984.

  4. Норман Б.Ю. Основы языкознания. Мн., 1996.

  5. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004.

  6. Николаева Т.М. Теория происхождения языка и его эволюция – новое направление в современном языкознании // Вопросы языкознания. 1996, № 2.

ТЕМА 2. Письмо и орфография

  1. Письмо как одна из основных форм существования языка.

  2. Основные этапы и формы развития начертательного письма.

  3. Основные принципы орфографии.

  4. Принципы орфографии русского, белорусского, английского (немецкого, французского, итальянского) языков.

  5. Исторические причины совпадения многих букв латинского и русского (кириллического) алфавита.

Литература

  1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1998. – С. 347-375.

  2. Павленко Н.А. История письма. Мн.,1987.

  3. Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. М., 1982.

  4. Будерман Ганс. Энциклопедия символов. М., 1996.

  5. Ремнева М.А. Аз, Буки, Веди. М., 1995.

  6. Потапов В.В. Краткий лингвистический справочник. Языки и письменность. М., 1997.

  7. Булахов М.Г. Славянские языки: происхождение, история, современное состояние. Мн., 2001.

  8. Леонтьева А.И. Палеография, хронология, археография, геральдика. М., 2000.

  9. Лурия А.Р. Письмо и речь: нейролингвистическое исследование. М., 2002.

  10. Фридрих И. История письма. М., 1979.


Вопросы к экзамену



  1. Язык и наука о языке. Предмет, структура и задачи языкознания.

  2. Язык и речь. Теория речевых актов.

  3. Язык и общество. Коммуникативная, регулятивная и фатическая функции языка.

  4. Язык и мышление. Мыслительная (когнитивная) функции языка.

  5. Эмотивная, магическая, эстетическая и метаязыковая функции языка.

  6. Знаковые системы в природе и обществе. Основные свойства знака.

  7. Язык как семиотическая система.

  8. Познавательная и номинативная функции языка. Теория лингвистической относительности Сепира-Уорфа.

  9. Гипотезы происхождения языка.

  10. Акустика речи. Строение речевого аппарата.

  11. Классификация гласных звуков.

  12. Классификация согласных звуков.

  13. Звук речи и фонема.

  14. Фонологическая оппозиция и дифференциальные признаки фонем.

  15. Фонема и ее варианты. Понятие редукции.

  16. Позиционные изменения фонем.

  17. Комбинаторные изменения фонем. Аккомодация.

  18. Ассимиляция и диссимиляция.

  19. Метатеза, диэреза, эпентеза, гаплология.

  20. Фонетическая и фонологическая транскрипция.

  21. Морфема и ее свойства.

  22. Морфемная структура слова. Виды морфем.

  23. Сущность грамматического значения (в сопоставлении с лексическим).

  24. Грамматическое значение и грамматическая категория.

  25. Способы выражения грамматических значений. Аффиксация и внутренняя флексия.

  26. Порядок слов. Служебные слова. Повторы.

  27. Сложения. Супплетивизм. Ударение. Интонация.

  28. Агглютинация и фузия. Исторические изменения в структуре слова.

  29. Синтетический и аналитический строй языка.

  30. Предложение, его функции и признаки.

  31. Словарный состав языка и пути его развития.

  32. Значение слова. Внутренняя форма (мотивировка) слова.

  33. Этимология, ее задачи, методы и результаты. Ложная этимология.

  34. Структура лексического значения слова.

  35. Типы переноса значений.

  36. Полисемия и омонимия: принципы разграничения.

  37. Лексико-семантические группировки слов. Гипонимы и гиперонимы.

  38. Системные отношения в лексике. Синонимы и антонимы.

  39. Причины и характер языковых изменений.

  40. Антиномии как причина изменений в языке.

  41. Пути развития словарного состава языка. Архаизмы и историзмы. Неологизмы.

  42. Фразеология. Типы и национальная специфика фразеологизмов.

  43. Табу и эвфемизмы.

  44. Формы существования языка.

  45. Социальная дифференциация словаря.

  46. Диалекты и литературный язык.

  47. Генеалогическая классификация языков.

  48. Типологическая классификация языков.

  49. Функциональная (социальная) классификация языков.

  50. Основные типы языковых ситуаций.

  51. Письмо как одна из форм существования языка, этапы и формы его развития.

  52. Принципы орфографии.

Каталог: documents -> Кафедра%20тэарэтычнага%20і%20славянскага%20мовазнаўства -> Папкі%20выкладчыкаў
documents -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
documents -> I методология психологии, предмет и методы психологического исследования
documents -> Положение о научно-методической работе преподавателей
documents -> Тесты для проверки самостоятельной подготовки студентов 1 курса социологического факультета мгу им. М. В. Ломоносова по курсу «Общая социология»
Папкі%20выкладчыкаў -> Тесты Для студентов IV курса стационара специальности 1-21 05 02 Русская филология минс к 2016


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница