Учебно-методическое пособие для преподавателей физики Павлодар Кереку 2008



страница1/23
Дата09.01.2018
Размер0.99 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова

А.А. Ермекова


ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

Учебно-методическое пособие

для преподавателей физики

Павлодар


Кереку

2008


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова


Колледж
Цикловая комиссия информационных технологий
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

Учебно-методическое пособие

для преподавателей физики

Павлодар


Кереку

2008


УДК 377.031(07)

ББК 74.265

Ф 79

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом колледжа ПГУ им. С. Торайгырова

Рецензенты:

А.К.Нургалиева – доктор педагогических наук, профессор;

Н.Ф. Мачнев – кандидат педагогических наук, профессор;

Составитель Ермекова А.А.
Ф 79 Формирование научной картины мира у учащихся колледжа:

учебно-методическое пособие для преподавателей физики / сост.

А.А.Ермекова. − Павлодар : Кереку, 2008. − 67 с.
ISBN

Учебно-методическое пособие подготовлено в помощь преподавателям средне-специальных учебных заведений для проведении факультативных занятий по физике. В пособии рассмотрены педагогические условия формирования научной картины мира у учащихся колледжа. В приложении представлены образцы нестандартных уроков по физике.


УДК 377.031(07)

ББК 74.265
ISBN

© Ермекова А.А., 2008

© ПГУ им. С. Торайгырова, 2008

Отображение мира с помощью научных методов происходит на основе предварительного создания его целостного образа.

А. Энштейн
Введение
Современный период характеризуется становлением в Казахстане новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Овладение учащимися систематизированными понятиями о мире, обществе и человеке неслучайно выделено в Государственной программе развития образования нашей страны. Эти понятия будут основой дальнейшего формирования научного мировоззрения будущего компетентного специалиста [1]. Процесс формирования представлений о научной картины мира у подрастающего поколения является проблемой системы образования.

Мир, в котором протекает наша жизнь - это сплав субъективного и объективного, того, что зависит, и того, что вовсе не зависит от нас. Эта сложная диалектика каждый раз конкретно рассматривается философией на новом уровне и в новой исторической обстановке. На начало XXI века стали допустимы вненаучные формы познания, которые вызывают наибольший интерес у современной молодежи. Основные сведения о мире подрастающее поколение получает из средств массовой информации. Эта информация оказывает сильнейшее влияние на сознание подростка, воздействует на формирование менталитета, физического и нравственного здоровья подростка.

Многочисленные социологические исследования показывают, что роль средств массовой информации в жизни каждого человека и общества в целом всё возрастает. Незнания и ошибки одного человека, растиражированные средствами массовой информации могут стать заблуждениями миллионов людей. Российские социальные педагоги ввели такое понятие как «параллельная школа» СМИ, которая искажает научную картину мира. Останавливаясь на фактах воздействия средств массовой информации на формирование картины мира приводятся следующие примеры. Реклама содержит массу невероятных фактов. Например, телевизионная реклама: «Человек состоит из молекул, молекулы состоят из атомов. Атомы состоят из элементарных частиц. Элементарные частицы - это волны, а волны – это свет. Свет - это энергия, а энергия не материя. Значит человек нематериален. Приходите в центр .., и все Ваши проблемы будут решены». Тексты на упаковках некоторых товаров содержат ошибки, например: «Эта соль - чистый хлорид натрия с пониженным содержанием натрия». Кандидат медицинских наук в научно-популярной программе «Здоровье» сообщает детям, что в состав зубной эмали входит кальций и при этом достает яичную скорлупу. Постулат Евклида о том, что параллельные прямые не пересекаются, знают благодаря рекламе бытовой техники «ZANUSSI». Примеров много, они лишь еще раз доказывают огромную роль средства массовой информации в формировании мировоззрения подрастающего поколения [2].

Интеграция естественнонаучных знаний и внедрение в образовательный процесс множества современных информационных ресурсов и информационно - коммуникационных технологий, на наш взгляд, способствуют формированию научной картины мира.

Цель предлагаемого пособия является содействие повышению теоретического и методического уровня преподавания физики, развитиию у учащихся современного научного стиля мышления.

В первой главе пособия «Исторические этапы становления научной картины мира» рассматриваются теоретические аспекты развития представлений о мире, дается характеристика религиозной, мифологической, этнической картин мира, приводится анализ философских источников, рассматриваемых идеалистические и материалистические представления образа мира.

Во второй главе пособия «Формирование научной картины мира у учащихся колледжа» рассматриваются психолого-педагогические особенности формирования понятий о научной картине мира у учащихся средне-специальных учебных заведений, приводятся примеры дидактических приемов, способствующих формированию научной картины мира у учащихся.


Каталог: fulltext -> transactions


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница