Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для специальности 030501



страница1/2
Дата30.12.2017
Размер0.66 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ


Кафедра философии и социологии права

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА»
Для специальности 030501– юриспруденция

(очная форма обучения)

Составители рабочей программы

Д.ю.н., профессор Посконина О.В.

Ст. преподаватель Балобанов Я.В.

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «14» июня 2007 г.


Зав. кафедрой _______________________/_________________________/
Согласовано с методической комиссией факультета (института) «____»___________200_г.
Председатель МК ____________________/_________________________/

ИЖЕВСК


2007
ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ГОС)

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 021100 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Общие требования к образованию дипломированного специалиста:

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Юрист должен:


  • обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

  • понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.


Требования по циклу общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин:

Юрист должен в области социологии:

  • иметь научное представление об обществе как о целостной социокультурной системе, о социологическом подходе к личности, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах социальных процессов;

  • знать основные функции социологии, главные цели применения социологического знания, современные социально-политические проблемы российского общества, основные методы и направления исследований политической социологии, структуру, содержание и функции юридической социологии;

  • владеть навыками по методике и технике социологических исследований.


Основная образовательная программа подготовки специалиста – юриста формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студентов в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

Содержание регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки специалиста-юриста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. Перечень дисциплин регионального (вузовского)компонента, указанный в настоящем государственном образовательном стандарте носит рекомендательный характер.

ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ РЕГИОНАЛЬНЫЙ (ВУЗОВСКИЙ) КОМПОНЕНТ
ГСЭ.Р.03 Социология.

История становления и развития социологии; общество как социо-культурная система; социальные общности как источник самодвижения, социальных изменений; культура как система ценностей, смысла жизни, образца действий индивидов; влияние культуры на социальные и экономические отношения; обратное влияние экономики, социально-политической жизни на культуру; личность как активный субъект; взаимосвязь личности и общества; ролевые теории личности; социальный статус личности; социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами: групповая динамика, социальные поведение, обмен и сравнение как механизм социальных связей; социальная структура и стратификация; социальные институты и организация; гражданское общество и государство; социальный контроль; массовое сознание и массовые действия; социальные движения; источники социального напряжения, социальные конфликты и логика их разрешения; социальные изменения; глобальность социальных и культурных процессов в современном мире; социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества; возможные альтернативы его развития в будущем; методология и методы социологического исследования.


При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

  • формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать пять обязательных дисциплин федерального компонента, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, дисциплины регионального компонента и дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом. Количество часов для дисциплин федерального компонента определены настоящим государственным образовательным стандартом. Количество часов для остальных гуманитарных и социально-экономических дисциплин определяется вузом;

  • осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

  • устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач из профессиональной деятельности.

1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА “СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА”


Данный курс входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, являясь при этом профессионально ориентированным курсом по выбору студента. Он адресован студентам третьего года обучения, обладающими знаниями как в области философии, так и теории государства и права.

В системе современного юридического образования социология права представляет собой самостоятельную юридическую дисциплину общетеоретического статуса. Изучение общества как социальной системы, социальных отношений, институтов социализации и социального контроля в подготовке юристов должно тесно взаимоувязываться с правом как средством социального регулирования.



Для успешного изучения курса студент должен иметь представления об основных проблемах и этапах развития социальной философии, в рамках которой в XIX веке вызревают гносеологические предпосылки возникновения новой науки об обществе – социологии; знать о социальной роли и значимости права; уметь анализировать взаимодействия и взаимосвязи права с другими явлениями социальной жизни.

Ядро курса составляют исследования социальной природы и назначения права, его взаимодействия с другими социальными явлениями, что позволяет рассматривать в более широком социально-историческом контексте такое важнейшее средство социального регулирования, каким является право, анализировать его в качестве важнейшей подсистемы общества, выявляя их взаимосвязи и взаимодействия. При этом общеметодологические проблемы социологии права тесно увязываются с конкретными методиками эмпирических исследований правовых явлений.

Программа курса включает 14 лекционных тем.

Курс предполагает: написание реферативных работ или выполнение практических заданий, связанных с подготовкой материалов для проведения социологических опросов в качестве самостоятельной работы; два семинара для проведения тестового контроля.

Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью зачета.

ЦЕЛИ КУРСА “СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА”
После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен иметь представление:

  • об истории возникновения и развития социологии права как юридической дисциплины, о социально-правовых воззрениях зарубежных и отечественных ученых;

  • об основах формирования социологического подхода к изучению права;

  • о социальном механизме действия права;

  • об основных формах и способах сбора эмпирической информации для поведения конкретных социологических исследований в области юриспруденция.


В ходе изучения курса студент должен:

  • добиться усвоения базовых понятий социологической науки;

  • сформировать представление о социологии права как науке, ее общих проблемах и тенденциях развития;

  • добиться понимания основных функций, главных целей исследований в области политической и юридической социологии;

  • усвоить представления об обществе как целостной социокультурной системе, о месте в ней политики и права;

  • завершить формирование собственного профессионального юридического мировоззрения и правовой культуры;

  • сформировать активную жизненную позицию.


СТРУКТУРА КУРСА


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА “СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА”.
Распределение часов по темам курса и видам занятий

Каталог: download -> kafedra fis
kafedra fis -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для направления 521400
download -> Лекция «Предмет и метод философии науки»
download -> Методология и методика психолого-педагогических исследований
download -> Матричная модель анализа урока: возможности и перспективы Е. Коротаева
kafedra fis -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для специальности 030501
kafedra fis -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для направления 030500
kafedra fis -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и методология юридической науки»: часть I «история и философия науки»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница