Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений Для специальности 080504 государственное и муниципальное управление



страница1/44
Дата25.08.2018
Размер2.95 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Балашихе


КАФЕДРА Гуманитарных и социально-экономических дисциплин



Д Е М О Г Р А Ф И Я



Учебно-методический комплекс


для студентов очного и заочного отделений

Для специальности 080504 - государственное и муниципальное управление

Балашиха - 2009

Учебно-методический комплекс


Автор-составитель:

Канд. пед. наук, доцент Борисова Т.Ф.


Рецензент: ????????

Ответственный редактор (????)


Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин «___» _______ 2009 г., протокол № ______

Российский государственный гуманитарный университет, 2009

СОДЕРЖАНИЕ



Предисловие………………………………………………………………………………

4

1. Программа курса

5

1.1. Пояснительная записка

5

1.2. Содержание курса

8

1.3. Список источников и литературы

10

2. Планирование учебно-познавательной деятельности студентов

14

2.1. Учебно-тематический план курса для студентов очной формы обучения.

14

2.2. Учебно-тематический план курса для студентов заочной формы обучения.

15

2.3. Планирование учебно-познавательной деятельности студентов очной формы обучения.

16

2.4. Планирование учебно-познавательной деятельности студентов заочной формы обучения.

18

3. Положение о промежуточной и итоговой аттестации по курсу «Демография»

19

4. Промежуточная аттестация:

20

4.1. Планы семинарских занятий (для студентов очной формы обучения).

20

4.2. Варианты контрольной работы (для студентов очной и заочной форм обучения).

26

4.3. Задания по самостоятельному конспектированию (для студентов очной формы обучения).

31

4.4. Банк тестовых заданий для промежуточной аттестации (для студентов очной формы обучения).

32

4.5. Темы рефератов.

42

5. Задания для подготовки к итоговой аттестации

43

5.1. Вопросы для подготовки к экзамену (по билетам)

43

5.2. Подготовка тестовых заданий по курсу для промежуточного и итогового тестирования

44


5.3. Темы для подготовки презентаций по курсу «Демография»

45

5.4. Проектные задания к итоговой аттестации

45

6. Краткий курс лекций

46

7. Приложения

119

7.1. Формулы по курсу «Демография» (таблица).

119

7.2. Коэффициент ежегодного прироста населения

121

7.3. Коэффициент естественного прироста населения

122

7.4. Коэффициент ежегодного миграционного прироста

123

7.5. Численность населения на 1 января (тыс. чел.), 1950 – 2007 гг.

124

7.6. Федеральный закон о всероссийской переписи населения от 25.01.2002 №8-ФЗ.

125

ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методический комплекс по курсу «Демография» предназначен для преподавателей и студентов очной и заочной формы обучения Филиала Российского государственного гуманитарного университета в г. Балашихе. Изучение курса по специальности «Государственное и муниципальное управление» включено в план в седьмом семестре на дневном отделении и в восьмом семестре на заочном отделении.

Комплекс включает в себя программу курса «Демография», разработанную в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, учебно-тематические планы для студентов очного и заочного отделений с указанием часов аудиторной нагрузки под руководством преподавателя и часов самостоятельной работы по изучению учебного курса, положение о промежуточной и итоговой аттестации, соответствующее требованиям модернизации системы высшего профессионального образования по формированию профессиональных и социально-личностных компетенций будущих специалистов в области государственного и муниципального управления и развитию различных форм самостоятельной работы студентов. Организационно-методические принципы построения курса основаны на сочетании обучения студентов теоретическим основам демографии и практическим навыкам использования методов демографического анализа и прогнозирования.

Предлагаемые виды промежуточной и итоговой аттестации составляют основу рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами при изучении курса «Демография». Все формы промежуточной аттестации являются обязательными и направлены на активизацию самостоятельной работы студентов в изучении курса «Демография» и рефлексию успешности поэтапного освоения учебного материала.

Итоговая аттестация – экзамен, проводимый в вариативных формах, что обуславливает развитие творческой активности студентов. Форма экзамена выбирается студентом самостоятельно при условии успешной работы по всем видам промежуточной аттестации



1. ПРОГРАММА учебного курса «Демография»


    1. Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины «Демография» предназначена для реализации государственных требований к содержательному минимуму уровня подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления. Учебная дисциплина «Демография» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.

Объем курса для студентов Филиала Российского государственного гуманитарного университета в г. Балашихе составляет: на очном отделении (4 курс, 7 семестр) - 60 аудиторных часов, из них 36 часов – лекции, 24 часа – семинарские занятия; для студентов заочного отделения (4 курс, 8 семестр) - 22 часа - лекции.

Демография является отраслью знаний о населении, в которой изучаются теоретические аспекты народонаселения, разрабатывается методология его исследования. Специалистам в области государственного и муниципального управления предстоит заниматься как вопросами общественно-политического управления, так и социально-экономическим развитием территорий, которое в значительной степени определяется демографическими процессами на муниципальном, региональном и мировом уровнях.

Специалисты в области государственного и муниципального управления должны рационально подходить к вопросам экономического и стратегического развития города, области, страны, проводить оптимальную социально-демографическую политику, способствующую выходу страны из демографического кризиса и созданию благоприятных условий для развития семьи и брака как социальных институтов. Принимаемые данными специалистами решения будут эффективными при условии формирования у студентов профессиональных (общих и специальных) и социально-личностных компетенций средствами учебной деятельности, в том числе и при освоении курса «Демография».

Учитывая специфику преподавания в условиях перехода от традиционной модели преподавания к двухуровневой системе, в основе которой лежит компетентностный подход, цели и задачи курса формулируются как в терминологии традиционного подхода, так и в логике компетентностного подхода, что нацелено на перспективу адаптации программы к принципам преподавания в логике компетентностного подхода при осуществлении полного перехода на двухуровневую подготовку в системе высшего профессионального образования.

Определяя цели и задачи курса в логике компетентностного подхода, мы берем за основу определение, что «компетентность» - это уровень владения человеком технологиями профессиональной деятельности, а также наличие соответствующих этой деятельности качеств личности вне предметного характера (ответственность, самостоятельность, способность принятия индивидуальных и совместных решений, творческий подход к делу, умение постоянно учиться, гибкость теоретического и профессионального мышления, коммуникативность и др.)



Предмет курса - народонаселение, исторические и социально-экономические факторы непрерывного воспроизводства общества в контексте с разработкой управленческих решений в области демографической политики в стране и мире.

Цель курса:

  • в логике компетентностного подхода: формирование у студентов общих и специальных (инструментальных) компетенций, а также социально-личностных компетенций средствами учебной деятельности при освоении курса «Демография»;

  • в логике традиционного подхода: - формирование теоретических представлений о динамике и приоритетах демографических процессов в стране и мире, понимание современной демографической и миграционной ситуации, изучение законов естественного воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности и использование демографических знаний в анализе социальных, экономических и др. проблем, прогнозирование демографических изменений.

Задачи курса:

а) в логике компетентностного подхода:

  • формирование общепрофессиональных компетенций - системы научных знаний о народонаселении, общих закономерностях его развития в социально-экономическом и управленческом аспектах и методах исследования, направленных на позитивное изменение основных демографических показателей;

  • формирование специальных профессиональных (инструментальных) компетенций как умений и практических навыков по использованию методов сбора, хранения и обработки информации, применяемых в демографическом анализе, прогнозировании и формировании демографической политики на муниципальном, региональном и мировом уровнях;

  • развитие общекультурных (инструментальных и социально-личностных) компетенций в процессе освоения современных технологий планирования и осуществления собственной учебно-исследовательской деятельности и рефлексии уровня освоения учебной дисциплины.

б) в логике традиционного подхода: приобретение знаний и навыков в области основ демографии; формирование умений рассчитывать, понимать и пользоваться демографическими показателями; приобретение первоначальных знаний в области с анализа демографических процессов: рождаемости и репродуктивного поведения, смертности и самосохранительного поведения, брачности, разводимости и брачного поведения; приобретение первоначальных знаний в области анализа демографической обстановки в стране и мире и тенденций ее изменения; освоение основных приемов разработки демографических прогнозов; ознакомление с мерами демографической политики; умение использовать полученные знания при решении конкретных задач и практической деятельности.

Уровень освоения содержания курса предполагает знание системы понятий демографической науки, умение применять эти понятия в анализе демографической ситуации в стране или регионе, а также ознакомление с различными точками зрения и концепциями теоретического характера в демографической науке.



Требования к уровню освоения дисциплины:

а) студент должен знать и уметь использовать:



  • систему понятий демографической науки, ее историю и современное состояние, связь со статистикой, социологией, социальной политикой;

  • основные теоретические концепции в демографической науке и демографические показатели, характеризующие демографические процессы и явления;

  • применять полученные знания в анализе демографической ситуации в регионе, стране и в мире;

  • уметь использовать аналитические данные для прогнозирования основных параметров движения населения и будущей демографической ситуации и разработки мероприятий демографической политики;

б) студент должен иметь навыки:

  • самостоятельной работы с научной литературой;

  • ведения научной дискуссии;

  • использования баз данных об основных демографических показателях и процессах;

  • самостоятельного (индивидуального или в группе) исследования по конкретной научной проблеме и подготовки отчетности в виде реферата, презентации или исследовательского проекта;

в) студент должен иметь представление о:

  • современных тенденциях демографических процессов в стране и мире;

  • управленческих подходах в решении современных демографических проблем;

  • информационно-ресурсной базе по демографии.

Место учебного курса в системе наук: исходной базой для усвоения материала курса являются знания, приобретенные и ходе изучения дисциплин на первых трех курсах по гуманитарным, естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам, в том числе по: философии, культурологии, истории, математике и информатике, социологии, экономической теории, статистике, геополитике и др. Знания в области демографии будут необходимы для успешного освоения таких дисциплин как «Территориальная организация населения», «Региональная экономика и управление», «Управление общественными отношениями», «Социология управления», «Исследование социально-экономических и политических процессов» и др. В условиях перехода на модульный принцип подготовки в системе высшего профессионального образования вышеуказанные дисциплины могут составить единый модуль, в рамках освоения которого у студентов будут сформирования как профессиональные (общие и специальные), так и социально-личностные компетенции, определенные образовательной программой.
Принципы организации учебного процесса:

Организация учебного прочеса по изучению дисциплины основана на рейтинговой системе оценки качества освоения учебного материала. Курс состоит из лекционных, семинарских (на очном отделении), индивидуальных занятий, самостоятельной работы студентов и завершается итоговой аттестацией по курсу в различной форме по выбору студента при условии успешной работы по всем видам промежуточного контроля. Учебным планом и программой по дисциплине предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий (часть из них в виде семинаров-дискуссий), домашнее конспектирование, выполнение письменных работ, тестирование предварительное и итоговое, подготовка рефератов, презентаций и разработка проектов по самостоятельно выбранной теме. При проведении аудиторных занятий используется иллюстративный материал: диаграммы, таблицы, раздаточный материал и т.д.

Формы контроля:

  1. Промежуточный контроль:

1.1. Подготовка и участие в семинарских занятиях.

1.2. Заполнение сводных таблиц по темам: «Зарождение демографической науки и ее эволюция», «История переписей населения в России и мире».

1.3. Конспектирование по темам: «Динамика процессов брачности и разводимости в России», «Региональные различия рождаемости в России и других странах», «Особенности смертности в современной России».

1.4. Подготовка реферата.

1.5.Подготовка домашней контрольной работы.

1.6. Тематическое промежуточное тестирование.

1.7. Рецензирование реферата (аудиторная самостоятельная работа).

2. Итоговый контроль - экзамен, форма которого выбирается студентом:

2.1. Итоговое тестирование по всему учебному курсу.

2.2. Подготовка презентации на заданную тему.

2.3. Подготовка проекта по заданной теме.

2.4. Устный экзамен по билетам.





    1. Содержание курса


Тема 1. Демография как отрасль знаний о населении. Объект, предмет, задачи и методы демографии.

Демография как отрасль знаний о населении, о социально-исторической обусловленности и закономерностях воспроизводства народонаселения. Объект и предмет изучения демографии в прошлом и настоящем. Основные задачи демографии. Основные исторические этапы формирования демографических научных знаний. Методы, применяемые в демографии: общенаучные, демографические, статистические, математические, социологические и др.

Структура демографии и ее взаимосвязь с другими науками. Место демографии в системе наук, ее история и современное состояние.

Основные понятия демографии: воспроизводство населения, демографическое состояние, демографическое событие, демографический процесс, народонаселение.

Основные характеристики современной глобальной демографической ситуации. Динамика численности населения мира, её региональные особенности. Региональные аспекты демографической политики в России, в развитых странах мира.
Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах. Перепись населения.

Виды информации о населении. Требования, предъявляемые к демографической информации. Основные виды источников первичной демографической информации о населении и демографических процессах.

Понятие переписи населения, ее виды и формы. Программа переписи населения и принципы ее проведения.

Текущий учет движения населения. Категории населения, учитываемые при переписи. Понятия постоянного и наличного населения. Информация о рождениях, смертях, браках, разводах, прибывших, выбывших. Организация и полнота текущего учета.

Выборочные демографические обследования по отдельным аспектам демографического воспроизводства.

Регистры населения. Списки и картотеки населения.


Тема 3. Основные демографические показатели воспроизводства и движения населения.

Показатели численности населения и их динамика. Абсолютные и относительные показатели. Общие и специальные демографические коэффициенты. Уравнение демографического баланса.

Естественное движение населения, показатели его характеризующие. Абсолютные показатели общего, естественного и миграционного прироста населения, коэффициенты, их определяющие. Коэффициенты роста и прироста населения за период. Среднегодовые коэффициенты и темпы роста и прироста. Период удвоения численности населения.
Тема 4. Основные демографические структуры населения.

Понятие структуры населения. Основные показатели состава населения, связанные с его воспроизводством, как основа построения демографических структур населения: пол, возраст, брачный и семейный статус.

Пол и половая структура населения. Возраст и возрастной состав населения. Основные группировки населения: моложе трудоспособного возраста, в трудоспособном возрасте, старше трудоспособного возраста. Средний возраст. Старения населения, его показатели. Половозрастные пирамиды населения. Типы половозрастной структуры населения.

Брачно-семейная структура населения. Тенденции развития брачно-семейных отношений в современной России.

Демографические типы семей. Средний размер семьи в России. Распределение семей по числу членов семьи. Полные и неполные семьи.

Этническая структура населения. Показатели, характеризующие население по признаку национальной принадлежности, различным языковым показателям.


Тема 5. Брачность и разводимость населения.

Брак как демографическая категория. Типы и формы брака. Брачный возраст. Брачность и показатели брачности, применяемые в демографическом анализе: общие и специальные коэффициенты брачности. Таблицы брачности и ее показатели, классификация таблиц. Потенциал брачности.

Развод и разводимость. Показатели разводимости: общие, частные, повозрастные, суммарные и специальные коэффициенты разводимости. Индекс разводимости. Динамика процессов брачности и разводимости в России. Факторы брачности и разводимости.
Тема 6. Рождаемость и репродуктивное поведение.

Рождаемость в демографии как центральная проблема. Рождаемость и плодовитость. Показатели рождаемости: общий, специальный, частный, повозрастной и суммарный коэффициенты рождаемости, индекс детности. Факторы рождаемости. Динамика рождаемости в России.

Репродуктивное поведение, его влияние на уровень рождаемости. Эмпирический и нормативный подход к определению уровня естественной рождаемости.
Тема 7. Смертность и здоровье населения.

Понятие смертности. Основные показатели смертности населения: общий и частные коэффициенты. Коэффициент младенческой смертности. Таблицы смертности: история, значение для демографического анализа, параметры, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни.

Факторы и причины смертности, их классификация. Самосохранительное поведение населения. Актуальные проблемы здоровья населения и состояние смертности населения в России.
Тема 8. Воспроизводство населения. Естественный прирост и показатели воспроизводства населения

Понятие воспроизводства населения. Коэффициент общего прироста населения. Компоненты общего прироста населения. Естественный прирост населения. Показатели замещения поколений. Брутто - и нетто - коэффициенты воспроизводства. Длина демографического поколения. Модели стационарного и стабильного населения и их применение. Режим воспроизводства населения. Потенциал демографического роста.


Тема 9. Миграция населения, её роль в изменении численности и состава населения. Государственная миграционная политика в РФ.

Понятие миграции населения. Типы и формы миграции: внешняя, внутренняя, временная, принудительная, вынужденная.

Влияние миграции на демографические процессы и рынок труда. Причины миграции, её зависимость от социально-экономического положения страны и политической ситуации.

Миграционные процессы в России и за рубежом. Основные тенденции миграционных процессов в 20 – начале 21 вв. Прогнозирование миграционных потоков.

Миграционная политика в современной России.
Тема 10. Урбанизация и ее влияние на демографические процессы воспроизводства населения.

Основные черты урбанизации в современном мире. Особенности урбанизации в России. Плотность населения и система расселения. Экономические аспекты роста населения. Влияние особенностей расселения и производства на демографические процессы. Демографические факторы и занятость населения.


Тема 11. Демографическое прогнозирование и демографическая политика.

Понятие и цели демографического прогнозирования. Классификация демографических прогнозов. Примеры построения прогнозов. Прогнозы численности населения Мира и России.



Понятие и принципы демографической политики. Демографическая политика: отечественный и зарубежный опыт. Сущность и методы демографической политики: поддержка детства, материнства, отцовства, государственное регулирование миграционных процессов.


    1. Каталог: binary
      binary -> Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ)
      binary -> Особенности репрезентации культурной идентичности в интернете
      binary -> Стратегии личностной идентификации в сетевом пространстве компьютерной симуляции: культурологический аспект
      binary -> Жизненное самоопределение молодежи в современном российском обществе
      binary -> Формирование образа семьи в средствах массовой информации россии
      binary -> Религиозно-философская и психоаналитическая интерпретации проблемы пола: В. В. Розанов и з. Фрейд
      binary -> Программа по социологии «Социология семьи, детства и гендерных отношений»
      binary -> Мурадян Овик Хачикович
      binary -> Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология личности»
      binary -> Презентация тела в советской фотографии «оттепели»


      Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница