Учебные вопросы



Скачать 296.29 Kb.
страница1/5
Дата23.04.2018
Размер296.29 Kb.
  1   2   3   4   5


Тема 4

Социальные общности и социальные группы.

Социальная стратификация общества
Учебные вопросы:

1. Социальные общности.

2. Социальная группа и ее виды.

3. Социальная стратификация общества.
1. Социальные общности
Социальная общность – это совокупность людей, связанная сходством жизненных условий, единством ценностей и норм, отношениями организации и осознанием социальной идентичности (самопричислением). (Слайд № 2)

Признаки социальных общностей:

сходство, близость условий жизнедеятельности людей;

общность потребностей людей (сходство интересов);

наличие взаимодействия, совместной деятельности;

формирование собственной культуры: системы внутренних норм, взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности и др.;

организация сообщества (система управления и самоуправления);

социальная идентификация (самопричисление).

Социальные общности являются относительно устойчивыми совокупностями людей, отличающихся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Таким образом, в качестве основных черт социальных общностей можно выделить следующие:

реальность – социальные общности не являются умозрительными абстракциями или экспериментальными искусственными образованиями, а существуют реально, в самой действительности. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить;

целостность – социальные общности не являются простой совокупностью индивидов, социальных групп или иных социальных, а целостность с вытекающими характеристиками целостных систем;

выступление в качестве объекта социального взаимодействия – социальные общности сами являются источниками своего развития.

Становление и функционирование социальных общностей происходит на основе социальных связей, социального взаимодействия и отношений.

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуационно обусловленных видов и форм.

Разнообразные виды общностей образуются на различной объективной основе. В качестве таких оснований можно выделить следующие характеристики: (Слайд № 3)



характер общественного производства (производственный коллектив, социально-профессиональная группа);

этническая принадлежность (народности, нации), которые отличаются спецификой экономической деятельности, окружающей природной среды и другими качествами;

естественные социально-демографические факторы (пол, возраст, принадлежность к социальному слою, например, студенчество и т. д.);

культурные особенности (различные культурные объединения: театральные, кинематографические и т. д.);

политические ориентации (политические партии и общественные движения).

Всю совокупность существующих общностей подразделяют на два основных вида:

массовые (участники общественных движений, аудитории, толпы и др.);

групповые (классы, слои, социально-демографические, профессиональные группы и т.д.).

Социологи выделяют два больших вида общностей:

номинальные, классификационные группы, искусственно выделяемые исследователем;

реальные социальные группы или собственно общности. При исследовании реальных общностей выделяют:

фиксированные в социальной структуре общества; и

нефиксированные в социальной структуре массовидные образования.

К фиксированным относятся: статусные группы (элиты, безработные и т.п.); функциональные группы (шахтеры, военные, директора и т.п.), территориальные группы (городские и сельские сообщества).

К нефиксированным относятся: толпы, аудитории средств массовой коммуникации, зарождающиеся коллективные движения.

 

Массовые общности и их разновидности

Массовая общность – это совокупность индивидов, характеризующаяся аморфностью образования, неупорядоченностью, случайностью связей, размытостью границ, неустойчивостью. (Слайд № 4)

Массовые общности характеризуются целым рядом признаков:



они представляют собой аморфные образования, не имеющие четкой структуры и определенных границ, с неопределенным количественным и качественным составом;

они неустойчивы, так как образуются и меняются в зависимости от ситуации;

разнородность состава, межгрупповая природа;

они не способны выступать в качестве структурных единиц более широких общностей.

Массовые общности не имеют жесткого строения, носят непостоянный характер. В них, как правило, объединяются случайные, ничем не связанные люди, осознающие не общность целей, а общность эмоций. Поведению массовой общности свойственны эмоциональное заражение и аффект. Чаще всего массовые общности существуют непродолжительное время, после чего или окончательно распадаются, или под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы.



Основными формами массовых общностей являются: толпа, публика, аудитория и др.

Толпа – это бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общностью целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим элементом внимания.

Толпа представляет собой временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Структура толпы очень проста, часто не бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных.

Чаще всего толпы имеют определенные характеристики:



внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся вне ее. Они с большей готовностью разделяют мнения, чувства и действия большинства;

анонимность. Индивид чувствует себя незначительным и неузнанным в толпе. Члены толпы не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов;

спонтанность (самопроизвольность). Люди, составляющие толпу, не задумываются над своими действиями, их поведение в толпе зависит исключительно от эмоций;

неуязвимость. Так как члены толпы анонимны, они ощущают себя вне социального контроля. При осуществлении своих действий участники толпы снимают с себя ответственность, действуя со всеми вместе как одно целое (например, действия футбольных болельщиков).

По характеру поведения выделяют четыре типа толпы:

случайную (связанную с любопытством к неожиданно возникающему происшествию);

экспрессивную (совместно выражающую какое-либо чувство и общее отношение к какому-либо событию);

конвенциональную (связанную с интересом к какому-либо мероприятию);

действующую, которая в свою очередь, включает: агрессивную толпу (объединенную ненавистью к некоторому объекту), паническую толпу (спасающуюся от реального или воображаемого источника опасности); стяжательную (вступающую в неупорядоченный конфликт за обладание какими-либо ценностями); повстанческую.

Публика - это формально не организованная группа, члены которой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контакте.

Именно с точки зрения этих интересов воспринимает публика информацию. Публика отличается от толпы. Часто публика является заранее планируемым и относительно структурированным собранием людей.

Несмотря на то, что публика является одной из форм стихийной группы, элемент стихийности выражен в ней слабее, чем в толпе, и она более управляема. На поведение индивидов, составляющих публику, определенным образом влияют заранее установленные социальные нормы, принятые в данном типе организации зрелищ. Например, публика, собравшаяся на представление в театре, ведет себя по-другому, чем публика на стадионе.

Публика бывает собранной (собравшейся) и несобранной. Собранную в одном месте публику иногда называют аудиторией, а не собранную, не объединенную публику, установки и стремления которой все же поляризованы в одном направлении, - поляризованной массой.



Аудитория – это социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой), владеющим информацией и доводящим ее до этой общности.

Аудитория осуществляет как непосредственное воздействие с коммуникаторами (уличный оратор, объявление администратора в магазине и т.д.), так и опосредованное (средства массовой информации).

Наиболее характерной чертой аудитории является одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь с коммуникатором. Она представляет собой сложное и неоднородное социальное образование, обусловленное различием в восприятии и усвоении информации различными индивидами в силу особенностей личностных качеств и культурных ценностей и норм. Любая аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные общности, в которых начинается взаимное общение и обмен полученной информацией. В повседневной жизни все мы сталкиваемся с аудиториями. Слушая лекцию, тамаду за праздничным столом, передачу по радио или читая газету – во всех этих случаях мы являемся членами аудитории.
Групповые общности и их разновидности

Групповые общности – это совокупности людей, которые отличаются устойчивым характером взаимодействия, высокой степенью сплоченности, однородностью.

Они чаще всего входят в более крупные социальные общества в качестве структурных элементов.

Любая общность формируется на основе одинаковых условий жизни людей, из которых она образуется. Однако совокупность людей становится общностью только тогда, когда они могут осознать эту одинаковость, проявить свое отношение к ней. В связи с этим у них вырабатывается отчетливое понимание того, кто является «своим», а кто «чужим».

Соответственно возникает понимание единства своих интересов по сравнению с другими общностями.

Осознание данного единства присуще любой социальной общности. При этом существует прямая зависимость между характером основы общества и осознанием единства; чем больше общих условий лежит в основе их формирования, тем больше единство данной общности. Поэтому наиболее присуще осознание единства для этнических общностей: наций, народов, народностей.
Стадии формирования общностей (Н. Смелзер)

Известный американский социолог Нейл Смелзер, в своей книге «Массовое поведение» (1967) выделил следующие стадии процесса формирования социальных общностей: (Слайд № 5)



формирование максимально обобщенных представлений относительно идеалов, целей, задач будущей ассоциации;

нагнетание определенной напряженности на основе общего видения проблемы, как правило, за счет преувеличения угроз и выявления «общего врага»;

формирование неявного, предварительного, достаточно туманного верования о принципах действия общности, воспитание предпочтений относительно будущей модели активности (легальной/нелегальной, насильственной/мирной и т.п.);

обращение к истории в поисках образцов для заимствования;

мобилизация для действий, расширение числа сторонников и подготовка их к организации;

введение внутреннего социального контроля, т.е. прав и обязанностей, позволяющих требовать, наказывать, поощрять, изгонять, носить символику;

вхождение новой массовой организации в существующие общественные структуры.

Как правило, последний этап означает внедрение новой общности в систему сложившихся общественных связей – образование партии, или другой юридически фиксированной организации.

 

Механизм конструирования новых общностей (А. Турен)

Французский ученый Ален Турен, анализируя процессы возникновения и функционирования социальных общностей, выявил наиболее существенные элементы механизма конструирования новых ассоциаций. (Слайд № 6)



Обратная («отрицательная») логика искусственной мобилизации общности. Наиболее действенный механизм консолидации не единство целей, а наличие общего врага, поэтому необходимо обеспечить возможность осознания противника, а не апеллировать к общим интересам, ценностям и целям.

Максимальная простота и примитивность лозунгов, очень привлекательных по содержанию и туманных по подтексту. Они должны привлекать наибольшее число сторонников и при этом не поддаваться анализу и контролю.

Демонстрация силы. Для привлечения сторонников необходимо провести впечатляющий «смотр сил», или организовать фальсификацию силы. Социальная мощь организации ассоциируется с большой массой (многочисленностью), хорошо отлаженной организацией (дееспособностью), функциональной монополией (значимостью) и наличием специфических ресурсов влияния (властью).

Привлекательный харизматический лидер. Это скорее «богоизбранный» руководитель, которому приписываются исключительные личностные и социальные качества. Он несет избавление от проблем, выполняя великую общественную миссию и открывая своим последователям новые перспективы. Он воспринимается членами общности как вождь, полумистическая фигура, отношение к которой предполагает полную эмоциональную самоотдачу, подчинение и доверие.  
Этнические общности

Люди, населяющие земной шар, образуют множество разнообразных общностей. Помимо классов, слоев и других социальных групп, важное место в социальной структуре занимают этнические общности. Древнейшая этническая общность – это племя. Племя как тип этнической общности, характеризовалось коллективной собственностью, общим языком, специфической социальной организацией (вождь, совет, общеплеменное собрание и т.д.), общеплеменными обычаями и культами.

В результате развития общества, племя сменил другой тип общности – народ. Народ характеризуется особенностями своего происхождения, язык, культура, этническое самосознание и т.д. В отличие от племени народ достигает большей социально-этнической консолидации, более высокого развития своего языка, материальной и духовной культуры. В это время начинают складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. (Слайд № 7)

Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя более 5000 различного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.), которые объединились и составили более 200, в основном, полиэтнических государств. Например, только в Индии проживает несколько сотен этни­ческих общностей разного типа, в Индонезии их насчитывается более 350, население Африки включает в себя 300-500 народов (этносов), из них в Нигерии официально живет 200 народов, в Кении – более 70.

Эта пестрота этнической структуры, собранная на одной территории, как правило, в пределах одного государства, порожда­ет различного рода проблемы, противоречия, напряженность, которые, в итоге, порождают конфликты в отношениях между этническими группами. Одни из них носят за­тяжной характер и продолжаются уже несколько десятилетий (ирландцы и англичане в Ольстере, фламандцы и валлоны в Бель­гии, англо- и франко-канадцы в Канаде), другие резко обострились в последние 15-20 лет (бывшие республики СССР, Югославия, ряд стран Африки).

Россия, имеющая в своем составе более 160 национальностей, также тяжело страдает от проблем межнациональных отношений:



Этнос (греч. ethnos - группа, племя, народ) - исторически возникшая устойчивая социальная группа людей, представленная племенем, народностью, нацией. Основным условием возникновения этноса является общность: самосознания - сознания своего единства и отличия от всех других подобных образований; территории; языка; и культуры (обычаев и традиций). (Слайд № 8)

Дополнительными условиями могут быть общность религии и близость в расовом отношении. Нередко этнос складывается из разноязычных элементов. Для более устойчивого существования этносы стремятся к созданию своей социально-территориальной организации (государства, автономии). Д. Горовиц, например, полагает, что нации и государства выросли из этнических сообществ.

Одной из наиболее интересных гипотез, описывающих процес­сы появления этноса, является концепция этногенеза Л.Н. Гумилева. Согласно его гипотезе, процесс этногенеза связан с созданием этнического поля (аналогичного биополям), которое имеет физиче­скую природу и характеризуется единой частотой колебания. Пас­сионарии (пассионарий - активный человек, стремящийся к обновлению, развитию, лидерству) тянутся друг к другу потому, что их собственные пассио­нарные поля колеблются с одинаковой частотой. Более того, пассио­нарии «заражают» своими идеями нормальных людей, ведут их за собой, передавая им свой ритм колебаний. Именно так создается эт­нос, а люди, входящие в него, проникаются общими интересами, приобретают общий стереотип поведения. Очевидно, что этническое поле каждого этноса действует и при встрече с другими этносами. Если колебания их этнических полей совпадут или будут гармоничны, этносы будут доброжелательны друг к другу, почувствуют то, что Гумилев называет комплиментарностью, неосознанным чувством расположения. Если нет - контакт будет невозможен или очень затруднен, люди ощутят «чужого».

Наряду с понятием «этноса» для характеристики отношений между народами широко используется понятие «нация».



Нация - тип этноса; исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера, развития национального самосознания. (Слайд № 9)

Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т.д. Обычно нации возникают из народностей и сохраняют их названия.

В мировой практике понятие «нация» означает союз граждан одного государства. В этом смысле данное слово используется, например, в названии – Организация Объединенных Наций. ООН - это организация не каких-то экономических или культурных сообществ, а именно суверенных государств, которые принято называть национальными потому что, как правило, государства Нового времени формировались на базе одного или нескольких крупных этносов. Поэтому, определяя соотношение понятий «этнос» и «нация», многие ученые исходят из того, что нация – это этнос, обретший свою государственность. Только при этом обязательно подчеркивается, что границы между государствами никогда точно не совпадали с границами локального проживания представителей конкретных этносов. Многие этносы вообще часто оказывались разделенными границами государств (поляки, армяне, русские и др.). В то же время практика образования крупных государств диктовала необходимость объединения множества этносов под одну государственную «крышу» (например, при создании Социалистической Федеративной Республики Югославии, состоявшей из шести республик, основным критерием их образования был этнический состав населения: в Боснии и Герцеговине боснийцы-мусульмане составляли 43,7% населения, сербы - 31,4%, хорваты - 17,3%; в Черногории проживало 61,5% черногорцев, в Хорватии 77,9 % составляли хорваты, в Сербии 65,8 % - сербы, это с автономными краями: Воеводина, Косово и Метохия, без них же в Сербии сербы составляли 87,3 %; в Словении словенцев - 87,6 %, Таким образом, в каждой из республик проживали и представители титульных национальностей, и значительное количество других этносов; американцы (граждане США) – это одна нация, хотя этносов в ней перемешано видимо-невидимо, французы – это нормандцы, бретонцы, гасконцы, пикардийцы, овернцы, бургундцы и др.).

Основоположниками теории нации являются: (Слайд № 10)



И.Г.Фихте (1762-1814), который делил нации на «нормальные» и «дикие», неспособные к «духовному творчеству».

Э.Ренан (1823-1892), который считал, что суть нации есть ее «дух», который складывается из «общей славной истории» и «желания жить вместе». Общность территории, язык, экономические связи, считал он – второстепенны. Типы этнических общностей, по Ренану, не дифференцируются и называются «Nation». В отличие от И.Фихте, он был противником расизма и шовинизма.

М.Вебер (1864-1920), который критиковал традиционные признаки нации на примере евро-американских наций.

К.Маркс (1818-1883), который делил этносы на стадиальные типы – племена, народности, нации, на основе соответствия определенным общественно-экономическим формациям. Согласно его теории, нация – особая форма этнической общности людей, присущая буржуазной эпохе (капиталистической формации).

В.И. Ленин (1870-1924), который выделил 5 признаков нации – общность территории, языка, культуры и обычаев, национальное сознание, экономические связи. При этом экономический фактор он считал доминирующим в определении нации.

2. Социальная группа и ее виды
Социальная группа – это совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Это может быть семья, группа друзей, класс и т.п. (Слайд № 11)

Первые попытки создания социальной теории групп были предприняты в XIX – начале XX вв. Э. Дюркгеймом, Г. Тардом, Г. Зиммелем, Л. Гумпловичем, Ч. Кули, Ф. Теннисом.

Под социальной группой обычно понимают любую совокупность людей, выделенных по определенным критериям.

Признаки группы: взаимодействие; членство (чувство принадлежности к данной группе); идентичность (восприятие другими как члена группы).

Общество представляет собой совокупность самых различных групп:



больших и малых,

реальных и номинальных,

первичных и вторичных.

и другие.

Один и тот же человек может являться членом множества социальных групп, поэтому численность групп на Земле превышает численность индивидов.

Все существующее многообразие социальных групп можно классифицировать по следующим критериям: по характеру взаимоотношений между членами группы; по социальным критериям; по принадлежности индивида к группе.

По характеру взаимоотношений выделяют группы:

первичные - состоят из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на индивидуальных особенностях (влюбленные, друзья);

вторичные - образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенной цели. Социальные отношения в таких группах носят безличностный характер, в них больше ценится умение выполнять определенные функции (политические, религиозные, производственные организации).

По социальным критериям:

номинальные группы (условные): выделяемые для статистического учета населения (больные, покупатели, пассажиры, бездетные и т.д.);

реальные группы: выделяемые на основе реально существующих признаков (пол, доход, национальность, возраст, профессия и т.д.).

По принадлежности индивида к группе выделяют:

ингруппы: в которых индивид чувствует свою принадлежность и идентифицирует себя с другими членами (член такой группы расценивает других членов как «мы»);

аутгруппы: группы людей, по отношению, к которым индивид не ощущает чувства идентичности или принадлежности. Члены такой группы определяются индивидом как «чужие».

Большие социальные группы редко выступают в качестве объекта социологических исследований, что обуславливается их масштабом.

Гораздо чаще в качестве элементарной частицы общества, сосредотачивающей в себе все виды социальных связей, выступает малая социальная группа.
Понятие малой группы

Малая группа – это небольшая по численности социальная группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом. Ими могут быть: спортивная команда, класс, семья и т.д. (Слайд № 12)

К основным признакам малой группы ученые относят:

ограниченное число членов группы (в среднем 7 человек, но не более 20);

стабильный состав, основанный на индивидуальной неповторимости и независимости участников;

внутренняя структура - как система неформальных ролей и статусов, норм и правил поведения, социального контроля;

принадлежность к группе, основанная на удовлетворении личных интересов.

Существует две исходных формы малой группы: диада и триада.



Диада – это группа, состоящая из двух человек, характеризующаяся более интимными отношениями, например, пара влюбленных.

Триада – активное взаимодействие трех человек, для которых менее характерны эмоциональность и интимность, но в большей степени развито разделение труда.

В социологии применяются различные подходы к классификации малых групп. В рамках одной из них принято выделять первичные и вторичные группы.



Первичная группа – разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления и неформальным контролем над поведением ее членов, например, семья, группа сверстников, компания друзей и т.д.

Впервые термин «первичная группа» ввел в научный социологический оборот Ч. Кули. Автор рассматривал его как элементарную клеточку всего социального организма.



Вторичная группа – это социальная группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер.

Эмоциональные характеристики в такой группе отходят на второй план, а на первый выходит способность осуществлять определенные функции и достигать общей цели. Вторичной группой можно назвать социальные общности, связанные между собой внешней связью, которая, однако, оказывает существенное влияние на их поведение.

В классификации малых групп выделяют также референтные группы.

Референтная группа – это реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, цели, ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Разработка этого социального явления были проведены американским социологом Г. Хайменом. В ходе исследований он выяснил, что каждый человек включает себя сразу в несколько референтных групп, хотя и не принадлежит им формально.

При рассмотрении малых социальных групп принято выделять также группы членства – группы, к которым индивид реально принадлежит.

В обыденной жизни нередки случаи, когда между группами членства и референтными группами возникает ценностный конфликт. Результатом этого может стать разрыв межличностных связей, что грозит разрушением социальной группы. В современном обществе такие явления имеют значительные масштабы. Прежде всего, это связано с развитием информационных технологий. Официальная мораль, если она не поддерживается в средствах массовой информации, отвергается в процессе социализации.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница