Учебные материалы для студентов заочной формы обучения



Скачать 384.37 Kb.
страница1/8
Дата14.01.2018
Размер384.37 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)
Институт социальных наук, психологии и педагогики

Факультет социологический

Кафедра философии

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для студентов заочной формы обучения
по философии
для всех направлений подготовки (специальности)

20.03.01 «Техносферная безопасность» профиль «Безопасность технологических процессов и производств»



код и наименование направления подготовки (специальности)

Общая трудоемкость дисциплины (модуля)




Виды занятий

Распределение по семестрам

в часах


Всего часов

1

семестр


----

семестр


----

семестр


1

2

3

4

5

Общая трудоемкость

108

-

-

108

Аудиторные занятия, в т.ч.:

8

-

-

8

лекционные (ЛК)

-

-

-

-

практические (семинарские) (ПЗ, СЗ)

8

-

-

8

лабораторные (ЛР)

-

-

-

-

Самостоятельная работа студентов (СРС)

100

-

-

100

Форма промежуточного контроля в семестре*

зачет

-

-

-

Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП)













Краткое содержание курса

Перечень изучаемых тем, разделов дисциплины (модуля).

1. Предмет философии

2. История философии

3. Философия бытия

4. Философия познания


Форма текущего контроля

Контрольная работа

Задания для выполнения контрольной работы

Первый вариант

1

Кто был основателем субъективного идеализма?

1) Э. Мах 2) Дж. Беркли

3) Д. Юм 3) И. Кант

2

Автором термина «философия» является:

1) Пифагор 2) Платон

3) Аристотель 4) Гераклит

3

Что такое онтология?

1) Наука о бытии 2) Наука о сознании

3) Наука о мышлении 4) Наука о религии

4

Какой из законов диалектики не является основным?

1) единства и борьбы противоположностей 2) отрицания отрицания

3) взаимного перехода количественных и 4) соответствия формы содержанию

качественных изменений

5

Что есть истина?

1) то, что признаёт большинство людей 2) господствующая в обществе идея

3) соответствие знаний объективной 4) субъективное представление об

реальности объективном объекте


Второй вариант

1

Подберите понятие к следующему определению: «Признание материальной и духовной субстанции равноправными началами»

1) религия 2) догматизм

3) дуализм 4) механицизм

2

Найдите, какой из вариантов ответа не отвечает трактовке основного вопроса философии Ф. Энгельсом?

1) вопрос о том, что первично: дух или природа? 2) познаваем ли мир?

3) как относятся наши мысли к окружающей 4) в чём состоит смысл истории?

нас действительности?

3

Р. Декарт считается основателем

1) материализма 2) дуализма

3) агностицизма 4) субъективного идеализма

4

Наука о самоорганизации систем называется:

1) онтология 2) физика

3) синергетика 4) механика

5

Дайте определение понятию "субъект":

1) субстанциональное начало мира 2) обладающий сознанием и волей

3) единство психической деятельности индивида 4) активное начало в познавательном

процессе

Третий вариант

1

Что такое сенсуализм?

1) теория, отрицающая возможность 2) теория, согласно которой

познания мира источником и основание знания

являются данные органов чувств

3) теория, утверждающая, что знания 4) теория, утверждающая, что человек-

могут быть почерпнуты только из ума может познавать только свои ощущения

2

Философское учение, связанное с представлением правдоподобного вместо истинного, основанное на субъективной трактовке истины в свою пользу и отрицании законов человеческого мышления,  это...

1) синкретизм 2) софистика

3) агностицизм 4) релятивизм

3

Назовите имя известного философа Нового времени, автора высказывания «Знание  сила».

1) Ф. Бэкон 2) Т. Гоббс

3) Р. Декарт 4) Дж. Локк

4

Основателем какого направления считается древнегреческий философ Платон?

1) скептицизма 2) софистики

3) объективного идеализм 4) атомистического материализма

5

Дополните: формы логического познания включают в себя понятие, суждение и _______________________________


Четвёртый вариант

1

Что такое идеализм?

1) признание существования идей 2) отрицание материализма

3) признание первичности сознания 4) утверждение идеологии

2

Р. Декарт считается основателем

1) материализма 2) дуализма

3) агностицизма 4) субъективного идеализма

3

Что из перечисленного не является масштабным уровнем организации материи?

1) микромир 2) агрегатное состояние

3) макромир 4) мегамир

4

Что такое агностицизм?

1) отрицание существования мира 2) признание высшей идеи

3) отрицание возможности познания 4) отрицание бытия

5

Что такое гносеология?

1) философская дисциплина, в которой 2) учение о первосущности

исследуется сам процесс познания

3) учение об оценке знаний 4) раздел философии, где

осмысливаются проблемы бытия

Пятый вариант

1

Какое философское направление не является разновидностью агностицизма?

1) релятивизм 2) скептицизм

3) учение о «вещи в себе» 4) догматизм

2

Подберите понятие к следующему определению: «Система взглядов человека на мир, определяющая его поведение и его отношение к миру»

1) воспитание 2) наука

3) мировоззрение 4) нравственность.

3

Какое философское течение не связано с решением основного вопроса философии?

1) материализм 2) агностицизм

3) идеализм 4) эмпиризм

4

К какому понятию относится следующее определение: «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях»?

1) идея 2)материя

3)представление 4)интуиция

5

Дополните список основных законов диалектики:


  1. закон единства и борьбы противоположностей

  2. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

  3. ________________ __________________ ______________________

Шестой вариант

1

Что не является атрибутом материи?

1) движение 2) прерывность

3) пространство 4) время

2

Что не является формой чувственного познания?

1) ощущения 2) восприятие

3) фантазия 4) представление

3

Какое определение истины можно считать классическим?

1) истина  это соответствие знания 2) истина  это опытная подтверждаемость

действительности

3) истина  полезность знания, его 4) истина  это свойство самосогласованности

эффективность знаний

4

Назовите философский метод познания, разработанный представителем немецкой классической философии Г. Гегелем:

1) диалектика 2) метафизика

3) индуктивная логика 4) универсальная математика

5

Абсолютизация устойчивой стороны наших знаний ведет к догматизму, абсолютизация изменчивости знаний ведёт к__________________________
Рекомендации по определению варианта

Выберите любой из предложенных шести вариантов.



Методические рекомендации по выполнению заданий

Выберите из предложенных четырех вариантов ответов один верный.



Реферат

Рекомендации по определению варианта

Выберите из предложенного списка одну тему для написания реферата.



Темы для написания реферата

1. Мировоззрение, его сущность, содержание, структура.

2. Философия: смысл и функции. Специфика философского знания.

3. Генезис философии: мифологическое, религиозное, обыденное сознание.

4. Философия и наука: история и современность.

5. Размышления о природе (греческая «физика») как исток и начало западной философии.

6. Греческая предфилософия: Гомер, Гесиод, семь мудрецов.

7. Ранние греческие мыслители о первоначалах и происхождении мира (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, пифагорейцы.)

8. Бытие и его выражение в мышлении (Парменид). Парадоксы движения, пространства и времени (Зенон).

9. Атомизм Демокрита: материалистическое понимание бытия.

10. Античная философия: от космоса к человеку и обществу (софисты, Сократ).

11. Философия Платона: мир идей и мир вещей.

12. Философская система Аристотеля: учение о природе, познании и морали.

13. Греческие философы в поисках нравственных ориентиров и смысла жизни: киники, стоики, эпикурейцы.

14. Религиозные основания средневековой философии. Бог как абсолютное бытие. Идеи творения и откровения (Августин, Фома Аквинский).

15. Проблема веры и разума в средневековой философии: Тертуллиан, Августин, Абеляр, Фома Аквинский).

16. Антропологизм и гуманизм мыслителей эпохи Возрождения.

17. Научная ориентация философии Нового времени. Ф. Бэкон об очищении разума от «идолов».

18. Сомнение как принцип научного познания (в философии Р. Декарта).

19. Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) и эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) Нового времени о познании.

20. Философия французского Просвещения: идеалы разума, свободы и прогресса (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах и др.).

21. Кант о чувственности, рассудке и разуме. Проблема познаваемости мира.

22. Философия Гегеля: диалектическая концепция развития бытия и познания.

23. Классическая философия: основные принципы. Защитники и критики классической философии.

24. Неклассическая философия XIX в.: иррационалистская ориентация (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Фр. Ницше).

25. Научная ориентация философии XIX в.: позитивизм О. Конта и Г. Спенсера.

26. Философия К. Маркса и марксизм.

27. Основные направления и проблемы русской философии XIX в. (по выбору студента).

28. Философско-этические идеи Ф.М. Достоевского.

29. Проблема цельного знания в философии Вл.С. Соловьева.

30. Основные философские ориентации в ХХ в.: космоцентризм и антропоцентризм.

31. Проблемы науки в философии ХХ в. (Б. Рассел, К. Поппер).

32. Философия ХХ в.: направления, идеи, представители (общий обзор). 33. Философия ХХ в.: направления, идеи, представители (одно направление по выбору студента).

34. Общество как предмет философского анализа.

35. История как предмет философского анализа. Линейные и нелинейные концепции исторического развития.

36. Государство как предмет философского анализа. Основные теории происхождения государства в трудах философов.

37. Культура как предмет философского осмысления: духовные ценности современной цивилизации.

38. Ценности человеческой жизни. Философское осмысление проблем жизни, смерти, любви (и т.д. и т.п. - по выбору студента).

39. Мораль как предмет философского анализа. Основные понятия и проблемы этики.

40. Искусство как предмет философского анализа. Основные понятия и проблемы эстетики и философии искусства.

41. Глобальные проблемы и противоречия современной цивилизации.

42. Философия познания: чувственное и рациональное; интуитивное и логическое; знание и вера; истина и заблуждение.

43. Язык как предмет философского анализа. Основные задачи философии языка.

44. Философское понимание мира: проблема бытия и современная картина мира.

45. Наука и ее место в культуре. Соотношение науки, философии и религии.

46. Философия науки Т. Куна (основные идеи).

47. Философия науки К. Поппера (основные идеи).

48. Формы и методы научного познания.

49. Возникновение и развитие научного знания (основные вехи истории науки).

50. Понятие научной революции. Научная революция XVI-XVII вв., ее ход, содержание и значение.

51. Основные черты современной науки: философский анализ.

52. Естественные науки, их дифференциация и интеграция, взаимодействие между ними.

53. Физическая картина мира, ее содержание и развитие: философский анализ.

54. Структурность и системность материального мира: философский анализ.

55. Химическая картина мира: ее содержание и развитие, философско-мировоззренческое значение.

56. Развитие представлений о пространстве и времени. Общие свойства пространства-времени.

57. Философско-мировоззренческие выводы из специальной и общей теории относительности.

58. Природа как предмет философского анализа. Предмет и задачи философии природы.

59. Представления о природе в эпоху античности.

60. Представления о природе в эпоху Средних веков.

61. Представления о природе в эпоху Возрождения: пантеизм и гелиоцентризм Н. Коперника и Дж. Бруно.

62. Понятие Вселенной. Космологические модели Вселенной: философский анализ.

63. Модели эволюции Вселенной: философский анализ.

64. Проблема происхождения и сущности жизни. Идеи эволюции в биологии: философский анализ.

65. Человек как биологический вид. Проблема происхождения человека: философский анализ.

66. Психическая жизнь человека. Структура человеческой психики: философский анализ.

67. Психические процессы и проблемы психического регулирования деятельности человека.

68. Сознание и бессознательное. Философское значение психоанализа З. Фрейда.

69. Проблема человека в философии (эпоха, учения, философы – по выбору студента).

70. Проблема человека в философии ХХ в. (общий обзор по направлениям либо с точки зрения одного направления, течения или философа – по выбору студента).

71. Понятие биосферы. Эволюция представлений о биосфере.

72. Экология как наука. Философские проблемы экологии и перспективы жизни на Земле.


Методические рекомендации по написанию реферата

Основные требования к написанию и оформлению реферата
Реферат – один из видов самостоятельной творческой работы студентов. Реферат должен показать умение автора работать с литературой по выбранной теме; систематизировать и анализировать материал; делать обоснованные выводы.
Структура реферата


  1. Титульный лист

  2. План-оглавление

  3. Введение

  4. Основной текст

  5. Заключение

  6. Список использованной литературы


Оформление письменной работы согласно МИ 4.2-5/47-01-2013 Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации

Другие формы текущего контроля

Задания и материалы к творческой работе

Форма проведения контрольной работы: внеаудиторная письменная.

Контрольная работа состоит из двух частей:

часть 1: работа с текстом (отрывок из произведения известного философа). В первой части необходимо определить к какому философскому направлению принадлежит автор текста, объяснить свой вывод и доказать цитатами из текста.

часть 2: ответы на вопросы.

Вариант I

Часть 1. К каким философским направлениям принадлежит автор и почему (доказать цитатами из текста). Дать определения этим направлениям и указать их особенности.

«Современное естествознание вынуждено было заимствовать у философии положение о неуничтожимости движения; без этого положения естествознание теперь не может существовать. Но движение материи – это не одно только грубое механическое движение, не одно только перемещение; это теплота и свет, электрическое и магнитное напряжение, химическое соединение и разложение, жиры и, наконец, сознание. Говорить будто материя за все время своего бесконечного существования имела только один-единственный раз – и то на одно лишь мгновение по сравнению с вечностью ее существования – возможность дифференцировать свое движение и тем самым развернуть все богатство этого движения и что до этого и после этого она навеки ограничена одним простым перемещением, – говорить – это значит утверждать, что материя смертна и движение преходяще. Неуничтожимость движения надо понимать не только в коллективном, но и в качественном смысле. Материя, чисто механическое перемещение которой, хотя и содержит в себе возможность требования при благоприятных условиях в теплоту электричество, химическое действие, жизнь, но которая в состоянии породить из самой себя эти условия, такая материя потерпела определенный ущерб в своем движении. Движение, которое потеряло способность превращаться в свойственные ему различные формы, хотя и обладает еще dynamis, но не обладает уже energia, и, таким образом, частично уничтожено. Но и то и другое немыслимо.

С. 360, 361.

Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением. Само собой разумеется, что изучение природы движения должно было научиться понимать их прежде, чем могло дать что-нибудь для объяснения высших и более сложных форм его. И действительно, мы видим, что в историческом развитии естествознания раньше всего разрабатывается теория простого перемещения, механика небесных тел и земных масс; за ней следует теория молекулярного движения, физика, а тотчас же вслед за последней, почти наряду с ней, а иногда и опережая ее, наука о движении атомов, химия. Лишь после того как эти различные отрасли познания форм движения, господствующих в области неживой природы, достигли высокой степени развития, можно было с успехом приняться за объяснение явлений движения, представляющих процесс жизни. Объяснение этих явлений шло вперед в той мере, в какой двигались вперед механика, физика и химия, таким образом, в то время как механика уже давно была в состоянии удовлетворительно объяснить происходящие в животном теле действия костных рычагов, приводимых в движение сокращением мускулов, сводя эти действия к своим законам, имеющим силу также в неживой природе, физико-химическое обоснование прочих явлений жизни все еще находится почти в самой начальной стадии своего развития. Поэтому, исследуя здесь природу движения, мы вынуждены оставить в стороне органические формы движения. Сообразно с уровнем научного знания мы вынуждены будем ограничиться формами движения неживой природы.

С. 391, 392.

Всякое движение связано с каким-нибудь перемещением – перемещением небесных тел, земных масс, молекул, атомов или частиц эфира. Чем выше форма движения, тем незначительнее становится это перемещение. Оно никоим образом не исчерпывает природы соответствующего движения, но оно не отделимо от него. Поэтому его необходимо исследовать раньше всего остального.

Вся доступная нам природа образует некую систему, некую совокупную связь тел, причем мы понимаем здесь под словом тело все материальные реальности, начиная от звезд и кончая атомом и даже частицей эфира, поскольку признается реальность последнего. В том обстоятельстве, что эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга и это их взаимное воздействие друг на друга и есть именно движение. Уже здесь обнаруживается, что материя немыслима без движения. И если далее материя противостоит нам как нечто данное, как нечто несотворимое и неуничтожимое, то отсюда следует, что и движение несотворимо и неуничтожимо. Этот вывод стал неизбежным лишь только люди познали вселенную как систему, как взаимную связь тел. А так как философия пришла к этому задолго до того, как эта идея укрепилась в естествознании, то понятно, почему философия сделала за целых двести лет до естествознания вывод о несотворимости и неуничтожимости движения.

С. 392.


Всякое движение состоит во взаимодействии притяжения и отталкивания. Но движение возможно лишь в том случае, если каждое отдельное притяжение компенсируется соответствующим ему отталкиванием в другом месте, ибо в противном случае, если каждое отдельное притяжение компенсируется соответствующим ему отталкиванием в другом месте, ибо в противном случае одна сторона должна была бы получить с течением времени перевес над другой, и, следовательно, движение в конце концов прекратилось бы. Таким образом, все притяжения и все отталкивания во вселенной должны взаимно компенсироваться. Благодаря этому закон неуничтожимости и несотворимости движения получает такое выражение: каждое притягательное движение во вселенной должно быть дополнено эквивалентным ему отталкивательным движением и, наоборот, или же, – как это выражала задолго до установления в естествознании закона сохранения силы, энергии прежняя философия, – сумма всех притяжений во вселенной равна сумме всех отталкиваний.


Каталог: files -> html document -> documents -> fixed
fixed -> Учебные материалы для студентов заочной формы обучения
fixed -> 1. Общие тенденции развития современной теоретической социологии Тема Теории конфликта в современной социологии
fixed -> Учебные материалы для студентов заочной формы обучения
fixed -> Учебные материалы для студентов заочной формы обучения
fixed -> Учебные материалы для студентов заочной ускоренной формы обучения
fixed -> Учебные материалы для студентов заочной формы обучения
fixed -> Учебные материалы для студентов заочной формы обучения
fixed -> Учебные материалы для студентов заочной формы обучения
fixed -> 1. Предмет и объект психологической науки Общая характеристика психологии как науки. Объект и предмет психологии. Задачи психологической науки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница