Учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики»



страница1/117
Дата02.01.2018
Размер2.55 Mb.
ТипУчебная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   117


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
учебно-методический комплекс
для студентов технических

специальностей дневной формы обучения

автор-составитель С.В. Андриевская

Новополоцк, 2015

УДК 159.9

Основы психологии и педагогики: учебно-методичекий комплекс/ Автор-составитель С.В. Андриевская. – Новополоцк: ПГУ, 2016. – 211 с.

В учебно-методическом комплексе представлен учебный материал по дисциплине «Основы психологии и педагогики», согласно модулям и темам рабочей программы. УМК «Основы психологии и педагогики» содержит лекционный материал, семинарские задания по каждой теме, творческие задания, тематику докладов и рефератов, тесты, список рекомендуемой для подготовки литературы по каждой теме.

Содержание учебного материала УМК «Основы психологии и педагогики» направлено на формирование у будущих специалистов универсальных психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение широкого круга социально-личностных и профессиональных задач в любой профессии.



Предназначен для студентов технических специальностей.


СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ




Учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики»




КОНСКПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Основы психологии и педагогики»




Вводная лекция. Введение в курс «Основы психологии»




Лекция 1. Биологическая и психологическая подструктуры личности




Лекция 2. Социальная подструктура личности




Лекция 3. Направленность личности




Лекция 4. Межличностные отношения и взаимодействие людей в малых группах




Лекция 5. Личность и группа как субъект и объект управления










Лекция 6. Введение в курс «Основы педагогики». Педагогика в системе наук о человеке




Лекция 7. Образование как социокультурный феномен




Лекция 8. Развитие и воспитание личности




Лекция 9. Самосовершенствование личности





СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ




МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»




Семинар 1. Эмоции и психические состояния личности. Свойства личности



Семинар 2. Роль и психологические функции руководителя в системе управления




Семинар 3. Модуль контроля знаний. Заключительная диагностика освоения курса «Основы психологии»










МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»




Семинар 4. Система образования в Республике Беларусь в контексте мировых тенденций




Семинар 5. Развитие и воспитание личности




Семинар 6. Семейное воспитание




Семинар 7. Личность и творчество




Семинар 8. Модуль контроля знаний. Заключительная диагностика освоения курса «Основы педагогики»




Тесты к семинарам




Критерии оценки знаний и компетенций студентов




Темы рефератов




Вопросы к экзамену




Список литературы по дисциплине «Основы психологии и педагогики»






ВВЕДЕНИЕ
Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов технических специальностей, изучающих дисциплину «Основы психологии и педагогики» в рамках обязательного модуля «Философия».

Психология и педагогика помогают практически реализовать определенные философско-мировоззренческие идеи в сфере образования. Философия разрабатывает общую теоретическую картину взаимосвязи человека и мира, раскрывает глубинные основания культуры. Педагогика с психологией указывают пути освоения личностью содержания культуры, необходимого для вхождения в самостоятельную жизнь и плодотворной самореализации. Философия изначально имеет образовательную направленность; в свою очередь, педагогика и психология по существу пронизаны философскими идеями о человеке и его единстве с окружающим миром. Поэтому обязательный модуль «Философия» включает две обязательные дисциплины: «Философия» и «Основы психологии и педагогики».

В данном учебно-методическом комплексе представлен учебный материал по дисциплине «Основы психологии и педагогики», согласно модулям и темам рабочей программы. УМК «Основы психологии и педагогики» содержит лекционный материал, семинарские задания по каждой теме, творческие задания, тематику докладов и рефератов, тесты, список рекомендуемой для подготовки литературы по каждой теме.

Современное образование – это прежде всего самостоятельная работа обучающегося. Задача педагога заключается не в том, чтобы представить готовый материал, делая студента пассивным слушателем, а чтобы сориентировать творческий учебный и научный поиск студента, стимулируя познавательную активность личности. Эту цель и преследуют представленные в учебно-методическом комплексе лекции, творческие задания, тематика семинаров, список рекомендуемой литературы.

Цель семинарских занятий – синтез изученной студентами информации из учебной литературы, соотнесение её с материалом лекций, формирование умений анализировать и критически оценивать различные источники знаний, развитие творческих и поисково-исследовательских способностей студентов. Для обсуждения на семинарах выносятся узловые или наиболее сложные, спорные вопросы, знание и усвоение которых влияет на общую и профессиональную подготовку студентов, способствует развитию самостоятельного мышления.

При оценке выполненного студентом исследования преподаватель ориентируется на следующие критерии, выработанные педагогической практикой:

− уровень исследовательских навыков студента: качество плана сообщения, подбора литературы, систематизации и анализа фактов и идей;

творческий характер авторских суждений, замечаний, выявленных им противоречий и недостатков;

− самостоятельность мышления студента: обоснованность, точность и полемичность оценок идей и основных положений теории;

− понимание автором значения теоретических изысканий для жизненной практики и выбранной профессии;

− умение студента публично защищать, аргументировать собственные выводы, вести диалог с оппонентами, отвечать на вопросы аудитории.

Основные требования, предъявляемые к студенческому реферату (докладу), тезисам публичного выступления:

− актуальность темы исследования;

− критически-творческая интерпретация научных идей, фактов, положений и выводов, использованной литературы;

− самостоятельность и доказательность авторских суждений о научной проблеме.

Успеваемость студентов по дисциплине оценивается в рамках рейтинговой системы контроля и оценки знаний и компетенций студентов. Складывается из результатов промежуточного контроля в течении семестра в устно-письменной форме с использованием принятых оценочных средств.




Учебная программа по дисциплине

«Основы психологии и педагогики»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Основы психологии и педагогики» входит состав обязательного модуля «Философия»

Содержание учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» реализует тесные междисциплинарные связи с учебной дисциплиной «Философия». При этом содержание модулей курса «Основы психологии» логично и последовательно дополняется соответствующими прикладными педагогическими аспектами, включенными в содержание курса «Основы педагогики».

Основной целью изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» является формирование у будущих специалистов универсальных психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение широкого круга социально-личностных и профессиональных задач в сфере любой профессии.

Такие универсальные психолого-педагогические компетенции включают:

• компетенции в области теоретических основ образования, определяющих его функции и целевые установки, условия и механизмы его функционирования и развития;

• компетенции межличностного взаимодействия и коммуникации специалиста как субъекта социальной, гражданской, профессиональной сфер;

• компетенции решения социально-воспитательных задач в коллективе, управления коллективом;

• компетенции в области повышения квалификации и переподготовки персонала;

• компетенции непрерывного самообразования и профессионального самосовершенствования;

• компетенции в области семейной жизни, воспитания и развития детей.



Задачи освоения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» определяются требованиями к овладению студентами обобщенными психолого-педагогическими знаниями и умениями, лежащими в основе представленных выше универсальных психолого-педагогических компетенций.
Методы (технологии) обучения: при изучении дисциплины применяются следующие эффективные методики и технологии:

- технология проблемно-модульного обучения (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы);

- система интерактивных методов (дискуссия, лекция-конференция, учебные дебаты, круглый спор);

- рейтинговые технологии;

- информационные технологии (презентации, электронный конспект лекций);

- проектный метод.

В процессе изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» у студентов должно обеспечиваться формирование следующих групп компетенций:


  1. академические компетенции:

  1. владеть базовыми научно-теоретическими знаниями в области общественных, гуманитарных дисциплин и применять их для решения теоретических и практических задач профессиональной деятельности;

  2. владеть методикой системного и сравнительного анализа, междисциплинарным подходом к решению проблем, находить решения на стыке разных дисциплин, связанных с теорией и практикой дизайна;

  3. владеть исследовательскими навыками;

  4. уметь работать самостоятельно;

  5. владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;

  6. обладать навыками устной и письменной коммуникации;

  7. уметь учиться, быть расположенным к постоянному повышению профессиональной квалификации.

  1. социально-личностные компетенции:

    • обладать зрелым гражданским сознанием;

    • совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, повышать проектно-художественное мастерство;

    • обладать способностью к межличностным коммуникациям и социальному взаимодействию.

  2. профессиональные компетенции:

    • осуществлять дизайн-проектирование с учетом соотношения смыслообразующих формообразующих факторов (художественно-формальных, эргономических, инженерно-психологических, конструктивных, социально-культурных) в условиях как аналогового, так и безаналогового проектирования;

    • осуществлять развитие научно-теоретической и практической базы обеспечения дизайн-деятельности;

    • работать с научно-исследовательской литературой.

Требования к освоению учебной дисциплины:

Студент должен знать:

• понятия и категории, общекультурное значение и место психологии и педагогики в системе наук о человеке и обществе;

• положения современных концепций образования и развития личности, педагогические методы и технологии личностного и профессионального развития и самосовершенствования;

• индивидуально-психологические качества и особенности личности, способы мотивации и регуляции поведения и деятельности личности (группы);

• мировые образовательные тенденции, структуру и направления развития системы образования в Республике Беларусь;

• основы семейной педагогики.



Студент должен уметь:

  • учитывать социокультурные тенденции, закономерности и принципы обучения и воспитания при анализе социально-образовательной практики;

  • организовывать продуктивное межличностное и профессиональное взаимодействие и общение, в том числе в условиях поликультурной среды;

  • определять и учитывать при взаимодействии и коммуникации в социальной и профессиональной сферах индивидуально-психологические и личностные особенности людей с учетом возрастных и гендерных различий;

  • использовать психолого-педагогические знания, методы и технологии обучения и воспитания в профессиональной деятельности, при проведении обучающих занятий с персоналом;

  • осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования, самовоспитания и профессионального самосовершенствования;

  • обеспечивать полноценное развитие и воспитание детей в семье, взаимосвязь поколений.

Для мониторинга качества изучения дисциплины и компетентности студентов используются следующие методы и средства диагностики:

  • устный опрос во время занятий;

  • рефераты;

  • коллоквиумы;

  • доклады на семинарских занятиях;

  • оценивание на основе деловой игры;

  • тесты;

  • контрольные опросы

  • оценивание на основе модульно-рейтинговой системы;

  • экзамен.

Цель самостоятельной работы студентов – повышение конкурентоспособности выпускников учреждений высшего образования посредством формирования у них компетенций самообразования.

  • Методы организации самостоятельной работы студентов: выполнение промежуточных тестов; психолого-педагогических задач или ситуаций с презентацией результатов; выполнение самостоятельно разработанных творческих заданий, проектов (индивидуальных или коллективных); подготовка и участие в активных формах учебно-исследовательской деятельности; изучение статей по психолого-педагогической проблематике и составление на них аннотаций, рецензий, рефератов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел 1

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ



Модуль 0. Введение в курс «Основы психологии»
Психология как наука. Место психологии в системе наук и ее структура. Житейские и научные психологические знания. Основные задачи психологической науки на современном этапе. Объект и предмет психологии. Понятие о психике. Сознание, предсознательное и бессознательное психическое. Психика и деятельность. Психологическая наука и психологическая практика.

Требования к компетентности:

знать сущность психологии как науки и ее связи с другими науками о человеке;

уметь отличать научное и житейское психологическое знание;

знать функции психики, структуру психического, роль его компонентов в жизнедеятельности человека и способы регуляции поведения личности;

уметь различать «деятельность» и «поведение», знать условия и способы успешной деятельности и адаптивного поведения человека;

знать специфику различных видов психологической практики.



Модуль 1. Биологическая и психологическая подструктуры личности

Роль организации и строения нервной системы в психической регуляции.

Структура приема и обработки информации. Ощущение, восприятие и представления. Виды ощущений. Чувствительность и ее развитие. Адаптация. Свойства восприятия: целостность, константность, предметность, структурность, осмысленность, избирательность, апперцепция. Виды восприятия. Индивидуальные различия в восприятии.

Понятие о внимании. Функции, виды и основные свойства внимания. Развитие внимания. Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Процессы памяти. Виды памяти. Механизмы развития и тренировки памяти.

Сущность и определение мышления. Основные стадии и формы мышления. Мыслительные операции. Типы и виды мышления. Важнейшие качества мышления. Понятие интеллекта.

Понятие о представлении. Функции представления и их сущность. Виды представлений и их основные особенности. Понятие о воображении и его виды. Формы проявления воображения. Психологический характер процессов воображения. Функции воображения. Воображение и мышление. Воображение и творчество.

Понятие о речи и языке. Речь как средство общения. Речь как средство мышления. Основные функции и качества речи. Развитие речи. Виды речи и их основные характеристики. Взаимосвязь и особенности письменной и устной речи.

Требования к компетентности:

знать организацию, строение и функционирование нервной системы в процессе регуляции психической жизни человека;

знать сущность психических процессов, относящихся к познавательной сфере человека, механизмы и условия повышения познавательной активности, уметь использовать эти знания в целях самообразования и самосовершенствования;

знать свойства, характеристики и закономерности психических процессов, их классификации;

уметь устанавливать связь между различными психическими процессами; использовать эти знания и умения в личной и профессиональных сферах;

уметь выявлять индивидуальные особенности психических процессов других людей и использовать их при профессиональной деятельности, в социальном взаимодействии.



Модуль 2. Социальная подструктура личности

Психологические аспекты социализации личности. Механизмы социализации: имитация, копирование, подражание, идентификация и др. Стадии социализации личности. Основные социальные процессы и поведение человека: социальная фасилитация, социальное научение, социальное подкрепление, социальный контроль. Просоциальное и асоциальное поведение.

Жизненный путь личности. Периодизация жизненных циклов. Самоактуализация. Психосоциальная адаптация личности.

Требования к компетентности:

знать и уметь раскрывать сущность и механизмы социализации личности, использовать эти знания и умения в сфере воспитания и профессиональной деятельности;

знать закономерности усвоения социальных моделей поведения через наблюдение за образцом и при использовании различных способов подкрепления;

знать способы социального регулирования поведения человека и использовать эти знания в работе с людьми;

уметь выявлять различительные признаки просоциального и асоциального поведения и использовать адекватные способы социального воздействия в конкретной ситуации;

знать этапы жизненного цикла личности, уметь выявлять различительные признаки адаптивной и дезадаптивной личности.


Модуль 3. Направленность личности

Понятие потребности. Классификация потребностей. Трансформация потребностей. Механизм удовлетворения потребностей. Реализация потребностей.

Мотивы поведения: инстинкт, влечение, стремление, желание. Мотивационный процесс. Полимотивированность. Механизмы формирования мотивации. Мотивация и эффективность деятельности.

Интересы. Ценностные ориентации. Мировоззрение. Я-концепция личности. Психологические защиты.



Требования к компетентности:

знать сущность и основные компоненты направленности личности для регуляции поведения, уметь создавать условия для реализации потребностей и мотивов;

уметь анализировать мотивацию человека и использовать эти знания для стимулирования активности личности и повышения эффективности ее деятельности;

знать сущность и особенности развития самосознания для формирования активной жизненной позиции.

уметь обосновать сущность «я-концепции» как динамической системы представлений человека о себе;

знать механизмы психологических защит, уметь их распознавать в поведении человека для повышения эффективной социальной коммуникации.



Модуль 4 . Эмоции и психические состояния личности

Общее понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Психологическая структура эмоций. Классификация эмоций. Формы эмоционального реагирования. Понятие о психических состояниях. Фрустрация. Депривация. Агрессия. Стресс. Взаимосвязь психических состояний и поведения. Функциональные состояния. Состояние оптимальной активности. Утомление. Переутомление. Монотония. Психическое пресыщение. Сон. Регуляция и саморегуляция психических состояний. Аутогенная тренировка.



Требования к компетентности:

знать значение, функции и структуру эмоций и уметь различать эмоциональные состояния человека;

знать и уметь давать характеристику фундаментальным эмоциям для самопознания и познания окружающих людей;

знать виды эмоциональных и функциональных психических состояний, уметь использовать эти знания в профессиональной деятельности;

знать возможности регуляции и саморегуляции эмоциональных состояний, уметь их использовать для аутогенной тренировки.

Модуль 5. Свойства личности

Темперамент. Происхождение понятия «темперамент». Темперамент и свойства нервной системы. Свойства и типы темперамента. Типология темперамента. Индивидуальный стиль деятельности.

Характер. Характерология и теория черт. Формирование характера. Строение тела и характер. Акцентуации характера. Типы акцентуаций.

Способности. Понятие способности. Происхождение способностей. Способности и задатки. Виды способностей. Одаренность. Талант. Гениальность.



Требования к компетентности:

знать психологическую сущность и отличительные особенности различных типов темперамента и характера и использовать эти знания в работе с людьми;

знать и уметь определять доминирующий тип темперамента, давать сравнительную характеристику типов темперамента по их внешнему проявлению, применять эти знания и умения в семейной и социально-профессиональной сферах;

знать сущность способностей и уметь создавать условия для их развития на основе врожденных и социально-обусловленных качеств человека в целях повышения самоэффективности в личной, семейной и профессиональной сферах;

знать и уметь находить отличительные особенности одаренных, талантливых и гениальных людей, использовать эти знания и умения в работе с людьми для решения социально-профессиональных задач.
РАЗДЕЛ II


Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Методы научного познания
123456789 -> Ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв
123456789 -> Национальная идентичность в социально-конструктивистской перспективе а. Л. Ластовский
123456789 -> Методические рекомендации для студентов факультета «Социальный менеджмент»
123456789 -> Средств массовой информации
123456789 -> Конфликт разума и чувств в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»
123456789 -> Учебно-методический комплекс для студентов факультета журналистики специальности 1-23 01 07-02 «Информация и коммуникация


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   117


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница