Учебная программа курса, темы семинарских занятий, вопросы к экзамену Самара 2009 Печатается по решению Редакционно-издательского совета



Скачать 425.02 Kb.
страница1/9
Дата02.07.2018
Размер425.02 Kb.
ТипУчебная программа курса
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

а


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

История русской культуры XIX века

Учебная программа курса, темы семинарских занятий, вопросы к экзамену

Самара 2009

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Самарского государственного университета

Программа курса истории русской культуры XIX века является необходимым пособием для студентов исторического факультета при изучении наиболее яркого периода – «золотого века» отечественной культуры. В программе отражены основные тенденции и специфика культурного развития русского народа на всех этапах его развития, на всех социальных уровнях и с учётом особенностей трансформации ключевых культурных явлений в повседневные практики. Изучение миров городской и крестьянской культур, специфики их культурного диалога и культурной конфронтации позволят студентам – историкам глубже проникнуть в особенности социальной жизни дореволюционной России. В ходе изучения курса по истории русской культуры студенты должны не только научиться ориентироваться в культурных стилях различных эпох, но и овладеть навыками герменевтического анализа культурных символов эпохи для более глубокого проникновения в «живую» ткань истории. Программа курса разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта и ставит своей целью изучение отечественной культуры с учётом её места во всемирном культурно-историческом процессе, выработку умений использовать знания по истории отечественной культуры в профессиональной деятельности.


Составитель: к.и.н., доцент З.М.Кобозева


Рецензент: д.и.н., проф. О.Б.Леонтьева

Содержание курса



Введение

Предмет и задачи курса. Периодизация. Понятийный аппарат. Культура и быт. Художественные стили. Искусство и его виды. Герменевтика и понимание художественного текста. Художественное творчество. Эстетические идеалы. Анализ литературы и источников по курсу истории русской культуры XIX века. Методология курса. Обоснование структуры курса в контексте междисциплинарных подходов к его изучению.




  1. Особенности русской культуры первой половины XIX века.

Предпосылки «золотого века» русской культуры. Особенности генезиса русской культуры. Рецепция византийской культуры в Древней Руси. «Немотствующий логос» древнерусской культуры. На пути к секуляризации культуры. Индивидуальное начало в русской культуре, аристократический писатель. Культура высшего российского привилегированного сословия и его этос. Европейский классицизм и сознание русской эстетики. Реформа языка и «взрыв русской художественности» в первой половине XIX века. Война 1812 года и подъём национального самосознания. Особенности русской эстетики XIX века. Нравственно-этическая ориентация. Религиозная направленность. Внимание к «внутреннему человеку». Стремление к единству слова и дела, проявляющиеся в идеале «мирской святости». Сакрализация русского поэта. Концепция Ю.М.Лотмана о «бинарной» и «тернарной» системах в русской культуре XIX века.

Политика государства в области культуры. Власть и художественная среда в России. Цензура. Рост общественного интереса к вопросам культуры. «Золотой век» русской дворянской филантропии. Классицизм на службе милосердия. Голицынский мемориал. «Первая градская больница». Шереметьевский странноприимный дом. Сословные субкультуры: к вопросу «войны и мира» языков и культур. Межнациональные и зарубежные культурные связи. Русская повседневная культура в восприятии иностранцев (Маркиз де-Кюстин, Ф.Ансело и др.).




  1. Наука и образование в первой половине XIX века.

Естественнонаучные и гуманитарные науки в России. Выдающиеся деятели науки и техники. М.П.Лазарев, Ф.Ф.Беллинсгаузен, Н.И.Лобачевский, В.В.Петров, П.Л.Шиллинг, Б.С.Якоби, П.П.Аносов, Е.А. и М.Е.Черепановы, Н.Н.Зинин, А.М.Бутлеров, Н.И.Пирогов. Выдающиеся открытия русских мореплавателей и естествоиспытателей. Научные учреждения и общества. Русское географическое общество. Возрастание интереса к отечественной истории. «История государства Российского» Н.М.Карамзина. Т.Н.Грановский, С.М.Соловьёв.

Система образования в России в первой половине XIX века. Сословный принцип. Реформы в области образования в правления российских императоров Александра I и Николая I. Создание Министерства духовных дел и народного просвещения. «Устав учебных заведений» 1804 года. Комитет устройства учебных заведений. Устав гимназии и училищ уездных и приходских 1828 года. Университетский устав 1835 года. Положение об учебных округах 1835 года. Общий устав императорских российских университетов. Характеристика основных типов учебных заведений в России. Приходские училища. Уездные училища. Гимназии. Московский университет. Виленский университет. Дерптский университет. Казанский университет. Харьковский университет. Петербургский университет. Студенты и преподаватели. Университетская повседневность. Медико-хирургическая академия. Главный педагогический институт в Петербурге. Лазаревский институт восточных языков в Москве. Духовные, военные, технические училища и академии. Петербургский практический технологический институт. Московское ремесленное училище. Земледельческая школа. Женское образование в России. Смольный институт. Быт смолянок. Петербургский Екатерининский институт. Московский Екатерининский институт. Патриотический институт. Павловский институт. Создание главного совета женских учебных заведений в 1845 году. 4 разряда женских учебных заведений (1.Смольный, Патриотический, Екатерининские и все институты благородных девиц в губерниях; 2. Мещанские институты и отделения; 3 и 4. Сиротские дома, городские училища для бедных девиц, дома трудолюбия и т.д.). Частные пансионы. Домашнее образование. Закрытые учебные заведения для дворянских юношей. Кадетские корпуса. Пажеский корпус. Дворянский полк. Школа колонновожатых. Царскосельский лицей.




  1. Культурно-просветительские учреждения, книгоиздательская деятельность и книжная торговля.

Формирование системы культурно-просветительских учреждений. Библиотеки. Возникновение государственной публичной библиотеки в Петербурге. Музеи. Открытие для широкой публики Оружейной палаты Кремля и Императорского Эрмитажа. Частные собрания. Выставки. Всероссийская промышленная выставка. Сельскохозяйственная выставка. Книжные издания. Крупнейшие книгоиздатели. Братья И.И. и К.И.Глазуновы. С.И.Селивановский. В.А.Плавильщиков. А.Ф.Смирдин и др. Книжные лавки. Периодические издания. Литературно-художественный альманах. «Губернские ведомости». Журналы, их тематическая и идейная направленность.


  1. Город, деревня, усадьба и монастырь в культурном процессе.

Город как феномен и форма конкретного бытия культуры. Типологические особенности города XIX века. Политический фактор в процессе градообразования. Петербург и Москва: особенности философского осмысления темы двух культурных столиц. Благоустройство и развитие инфраструктуры городского хозяйства. Общественно-культурная городская среда. Общественный и домашний уклад жизни горожан. Нравственные и культурные ценности. Повседневность русских городских обывателей. Формы городского девиантного поведения. Городская семья и нормы сексуального поведения. Городской фольклор. Культурно-информационная система. Пути сообщения. Транспорт. Почта. Увеселительные заведения. Городская мода.

Крестьянский мир: локальная традиция и традиционная социальность. Человек и природа. Священный год земледельца. Мир крестьянской избы. Крестьянская семья. Крестьянская повседневность. Быт и нравы. Формы крестьянского религиозного сознания. Традиционный крестьянский костюм.

Русская дворянская усадьба. Образы «усадебного мифа». Архитектура русской усадьбы. Архитектурно-градостроительные проблемы развития русского усадебного строительства в первой трети XIX века. Метод Палладио в композиции русской классицистической усадьбы. Усадьба и её промышленный комплекс. Семантика, стиль и планировка усадеб. Синтетический характер русской усадебной культуры. Садово-парковая среда. Усадебный быт. Убранство комнат и «милый хлам» дворянских усадеб. Искусство крепостных. Подмосковные усадьбы. Архангельское. Ахтырка. Горки. Кусково. Лопасня-Зачатьевское. Михайловское. Мураново. Ярополец. Усадьбы Центральной России. Известные дворянские усадьбы и образ «дворянского гнезда» в литературном наследии.

Монастырская культура и быт. Культура кладбищ в России.




  1. Повседневная культура Императорского двора и русского дворянства

Воспитание и образование в дворянских семьях. Светский этикет. Церемониалы императорских выходов, дипломатических и частных приёмов при русском Дворе. Рыцарская конная карусель. Эволюция бального церемониала. Церемониальное застолье. Мода как социально-художественное явление. Английский дендизм. Карточная игра. Дуэль. Декабрист в повседневной жизни. Великосветские обеды. Театральность как стиль поведения русского дворянства. Мир чувств русской дворянки.


  1. Развитие русской литературы в первой половине XIX века.

Художественные направления в литературе первой половины XIX века. Сентиментализм: впечатлительный человек, умиляющийся добродетели и ужасающийся злу. Сентиментализм в творчестве Н.М.Карамзина. Романтизм: вечность зла и вечность борьбы с ним; «мировая скорбь» - состояние мира, ставшее состоянием души. Особенности романтизма в России. От романтических оппозиций в лирике к политической оппозиции. Лирика В.А.Жуковского и баллады поэта как выражение романтического мироощущения, их проблематика и поэтика. Жанр фантастической народной баллады в творчестве В.А.Жуковского. Поэтический мир К.Н.Батюшкова. Гражданский романтизм как особое течение в романтизме. «Думы» К.Ф.Рылеева как литературный жанр. Творчество А.А.Бестужева-Марлинского. Творчество А.И.Одоевского. Драматургическое новаторство А.С.Грибоедова. Творчество А.С.Пушкина. Русский дворянский быт по роману «Евгений Онегин». Творчество М.Ю.Лермонтова. Народно-исторический романтизм в творчестве М.Н.Загоскина и И.И.Лажечникова. Творчество Н.В.Гоголя. Этическая концепция реализма. «Натуральная школа» и её значение в развитии русской реалистической литературы. Идейно-эстетические принципы. В.Г.Белинский – теоретик «натуральной школы». Изображения крестьянских характеров в литературе 1840-х гг. (А.И.Герцен, И.С.Тургенев, Д.В.Григорович).


  1. Театральное и музыкальное искусство в первой половине XIX века.

Власть и театр. Дирекция Императорских театров. Цензура. Малый театр в Москве. Александрийский театр в Петербурге. Большой театр в Москве. Театральный репертуар. Трагедии Озерова, Шиллера, Шекспира. Комедии И.А.Крылова, В.Ф.Рыкалова. Актёры и актрисы. Романтизм на сцене в творчестве П.С.Мочалова, Е.С.Семёновой. М.С.Щепкин – основоположник реализма на сцене. А.Е.Мартынов. Переход казённых театров в 1826 году в ведение Министерства Императорского двора. Пьесы Н.В.Кукольника, Н.А.Полевого, П.Г.Ободовского. Постановка комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в 1836 году. Провинциальные театры. Утверждение национальной школы в оперной и симфонической музыке. Романтизм в музыке. О.А.Козловский, П.А.Катенин. Патриотические дивертисменты С.И.Давыдова. Героическая оратория «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» С.А.Дегтярёва. Оперы К.А.Кавоса. Оперы и романсы А.Н.Верстовского. Русский бытовой романс в творчестве А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, А.Л.Гурилёва. М.И.Глинка – основоположник русской классической музыки. Оперы «Иван Сусанин» (1836 г.), «Руслан и Людмила» (1842 г.). Романсы М.И.Глинки. Симфонические увертюры. А.С.Даргомыжский. Оперы «Русалка» (1856 г.). Романсы Даргомыжского. Открытие в 1802 году в Петербурге филармонического общества. Создание русской классической вокальной школы. Русские певцы: О.А.Петров, А.Я.Петрова, Н.К.Иванов, М.М.Степанова, С.С.Гулак – Артёмовский, Д.М.Леонова, А.П.Лодий. Русский балет. Балетмейстер Вальберх. Балеты: «Павел и Виргиния», «Любовь к Отечеству». Романтический стиль русского балетного спектакля в постановках Ш.Дидло, А.П.Глушковского. Артисты русского романтического балета: Е.А.Санковская, Е.И.Андреянова, Т.П.Смирнова, И.Н.Никитин. Русская народная песенная культура.



  1. Высокий классицизм в архитектуре Петербурга первой половины XIX века

Основные черты русской архитектуры первой половины XIX века. Понятия «высокий классицизм», «поздний классицизм» и ампир; дискуссия об их соотношении и генетической связи. Архитектура Петербурга. А.Н.Воронихин. Казанский собор. Здание Горного института. А.Д.Захаров. Здание Адмиралтейства. Тома де Томон. Перестройка Большого театра. Здание Биржи. К.И.Росси. Михайловский дворец. Ансамбль Дворцовой площади. Здание Генерального штаба. Александринский театр, площадь и улицы, примыкающие к нему. В.П.Стасов. Казармы Павловского полка. Здание Конюшенного ведомства. Здания соборов Измайловского и Преображенского полков. Спасо-Преображенский собор. А.И.Мельников. Никольская церковь в Петербурге. А.А.Михайлов. Корпус рисовальных классов Академии художеств. Екатерининская церковь в Петербурге.


  1. Архитектура классицизма первой половины XIX века в Москве и в провинции.

Единая «стандартизация» градостроительства. Исполнительный департамент Министерства полиции и благоустройство и частная застройка городов. Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел и строительство казённых и церковных зданий. Указ 1810 года «О непроизведении нигде строений без планов». В.Гесте и планы губернских и уездных городов. А.Д.Захаров и разработка в 1803 г. 12 образцовых фасадов губернаторских домов. Гравировальный альбом образцовых церквей 1824 г. архитектора А.А.Михайлова. Инженерный департамент Военного министерства. Инструктивная записка В.П.Стасова «О правилах при производстве в городах частных строений» 1811 г.. Учреждение Управления путей сообщения и публичных зданий в 1832 г.. Образцовые проекты 40-х гг. XIX в.. Комиссия для строения Москвы (1813-1843 гг.) О.И.Бове. Реконструкция Красной площади. Перестройка Верхних торговых рядов. Архитектурный ансамбль Театральная площадь. Здание Большого театра (совместно с А.А.Михайловым). Архитектурная отделка Манежа. Триумфальная арка. Здание 1-й градской больницы. Д.И.Жилярди. Перестройка здания Московского университета. Здание Опекунского совета на Солянке. Дом С.С.Гагарина. Дом Луниных. Усадьба Усачёвых и Конный двор в Кузьминках, подмосковной усадьбе Голициных. А.Г.Григорьев. Жилые дома (Особняки Хрущёвых и Станицкой на Пречистенке). Дворец великого князя Михаила Павловича на Остроженке. А.Витберг. Провинциальная архитектура. «Строительный устав» 1832 года. Формирование губернского административного центра. Круглая площадь в Полтаве. Здание Дерптского университета архитектора И.В.Краузе. Строительство университетского городка в Казани. Торговые ряды в Ярославле архитектора П.Я.Панькова. Контрактовый дом в Киеве. Работы в Поволжье архитектора М.П.Коринфского. Работы архитектора И.И.Свиязева в Перми и на Урале. Архитектурный комплекс оружейного завода в Ижевске архитектора С.Е.Дудина. Театр оперы и балета в Одессе архитектора Тома де Томона.


  1. Живопись первой половины XIX века

Романтизм как общеевропейское художественное течение и его основные черты в живописи. Портретная живопись. О.А.Кипренский – певец положительного в человеке. Портрет отца художника – Адама Швальбе. Портреты И.В.Кусова, А.Р.Томилова, А.И.Корсакова. Ранний автопортрет О.А.Кипренского. Портреты графа Ф.В.Растопчина, графини Е.П.Растопчиной, мальчика А.А.Челищева. Портрет гусарского полковника Е.Давыдова. Особый колорит. Пенсионерская поездка. Романтическая судьба О.А.Кипренского. Портреты Н.П.Трубецкого, И.А.Анненкова, С.П.Бутурлина. Анализ основных черт романтизма в портретах Кипренского (индивидуальное своеобразие) и фактах его биографии (романтический образ художника – романтика). Анна Мария Фалькуччи (Мариучча). Жанр портретного рисунка. Российский Ван Дейк. «Читатели газет в Неаполе». «Что для Петербурга значил Кипренский, то для Москвы – Тропинин». В.А.Тропинин. Жизнь крепостного художника. «Пожилой украинский крестьянин», «Свадьба в Кукавке», «Пряха», «Мальчик с жалейкой», портрет Н.М.Карамзина. «Старик нищий», «Кружевница», портрет А.С.Пушкина. Серия портретов «в халатах» (См.: романтические оппозиции в лирике. («Как я люблю тебя, халат! Одежда праздности и лени…») Тропинин – основоположник «социального репертуара». Творчество А.Г.Варнека. А.О.Орловский. Романтическая биография художника. «Бери свой быстрый карандаш, Рисуй, Орловский, ночь и сечу!» Светская жизнь в Петербурге. Литографии Орловского. Пейзаж. Е. А Мартынов. «Понте-Лукано по дороге из Рима в Тиволи». Графический цикл «Виды России и Монголии», «Типы народов России и Монголии». Альбом офортов «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы». С.Ф.Галактионов. «Старый дуб на берегу Кронштадта», «Вид Марли», «Пруд в парке». С.Ф.Щедрин – «гений места». «Новый Рим. Замок св. Ангела», «Берег Сорренто с видом на Капри», «Большая гавань на острове Капри», «Терраса, обвитая виноградом». Бытовой жанр. А.Г.Венецианов. Первый этап творческой биографии: поиски художественной правды. Впечатление от картины Гране «Внутренность костёла». Покупка имения Сафонково в 1819 году. «Гумно». «Утро помещицы». «На пашне. Весна». «На жатве. Лето». «Девушка в платке». «Девушка в голубом сарафане». «Жнецы». «Крестьянка с васильками». «Гадание на картах». «Девушка на сеннике». «Захарка». «Утро помещицы». Школа Венецианова. Г.В.Сорока. «Рыбаки». Е.Ф.Крендовский. «Сборы на охоту». А.В.Тыранов. «Мастерская художников братьев Чернецовых». С.К.Зарянко. «Портрет Ф.П.Толстого».


  1. Скульптура и декоративно-прикладное искусство в первой половине XIX века

Синтез архитектуры и скульптуры. И.П.Мартос – «Фидий XIX века». Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Участие И.П.Мартоса в скульптурном декоре Казанского собора в Петербурге. Памятник Ришелье в Одессе. Памятник М.В.Ломоносову в Архангельске. В.И.Демут-Малиновский и С.С.Пименов. «Похищение Прозерпины» и «Геркулес и Антей». «Русский Сцевола». Скульптурное оформление Михайловского дворца, ансамбля Александринского театра, арки Главного штаба. И.И.Теребенёв. Скульптурные произведения для здания Адмиралтейства. Б.И.Орловский. «Сатир и вакханка». Памятник генерал-фельдмаршалу светлейшему князю М.Б.Барклаю-де-Толли в Петербурге. Памятник генерал-фельдмаршалу светлейшему князю М.И.Кутузову –Смоленскому в Петербурге. С.И.Гальберг. Бюст архитектора В.А.Глинки. Медальерное искусство. Ф.П.Толстой. П.П.Соколов. Н.С.Пименов. А.В.Логановский. А.И.Теребенёв. И.П.Витали. Н.А.Ромазанов. Скульптор – анималист П.К.Клодт. «Ампир» в декоративно-прикладном искусстве. Мебель. Камнерезное искусство. Фарфоровая пластика. Ювелирное искусство. Стекло. Одежда и мода. «Античная» мода начала XIX века. «Ампир» и «Бидермайер». Влияние «романтизма» на моду. Мундиры и мундирные платья. Костюм в русской художественной традиции.

Темы семинарских занятий





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница