Учебная программа факультативных занятий «В семирная история с древнейших времен до начала ХХ ст.» по учебному предмету «Всемирная история»



Скачать 177.71 Kb.
страница1/7
Дата14.04.2018
Размер177.71 Kb.
ТипУчебная программа
  1   2   3   4   5   6   7


Научно-методическое учреждение

«Национальный институт образования»

Министерства образования Республики Беларусь

Учебная программа факультативных занятий

«Всемирная история с древнейших времен до начала ХХ ст.»

по учебному предмету «Всемирная история»

9 класс

Минск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и необходимость проведения факультативных занятий по всемирной истории в IX классе учреждений общего среднего образования обусловлена началом изучения истории в Х классе на повышенном уровне, что требует подготовки учащихся, выбравших данный профиль, к более глубокому и расширенному изучению исторического материала. Программа факультативных занятий предусматривает систематизацию и обобщение знаний, а также совершенствование компетенций учащихся, сформированных на II ступени общего среднего образования

Важнейшей целью реализации обобщающего факультативного курса по всемирной истории является создание дидактических условий, необходимых для перехода учащихся на проблемно-теоретический уровень изучения истории на повышенном уровне на III ступени общего среднего образования.

К числу задач факультативных занятий по всемирной истории относятся:


  • обобщение знаний учащихся по всемирной истории с древнейших времен до начала XX в., которые показывают основные направления в политическом, социально-экономическом и культурном развитии человечества;

  • систематизация учебного материала по всемирной истории; уяснение характерных черт и особенностей развития того или иного региона в различные исторические периоды;

  • создание условий для социализации учащихся через формирование качеств личности, связанных с осуществлением выбора исторического профиля и прогнозированием собственной профессиональной деятельности;

  • формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся, предполагающих умения применять усвоенные знания для решения образовательных и жизненных задач.

Исторический материал, усвоение которого предполагает учебная программа факультативных занятий по всемирной истории, структурирован в соответствии с проблемно-хронологическим принципом. Деление содержания учебной программы на отдельные разделы учитывает традиционную периодизацию – выделение крупных исторических эпох: Древний мир, Средние века, Новое время. Проблемный подход нашел отражение в последовательном выделении в каждом разделе тем, связанных с развитием государственности, культуры и духовной жизни человеческого общества в определенные периоды истории.

Обобщающий характер факультативного курса предопределил акцент на важнейших исторических процессах, происходивших в различных регионах мира. В представленной учебной программе последовательно проводится цивилизационный подход: учащиеся должны усвоить особенности развития крупных регионов, связанных общностью исторических судеб, характеризующиеся сходством и синхронностью социально-экономического, общественно-политического и культурного развития.

Методика проведения факультативных занятий определяется целями и задачами, которые должны быть решены в процессе их проведения, а также возрастными особенностями учащихся. На факультативных занятиях возможно более широкое использование специальных методов исторического исследования, значительное увеличение удельного веса самостоятельной работы учащихся поисково-исследовательского, проблемного характера, знакомство с научной и научно-популярной литературой. Учитывая это, наиболее эффективным будет использование активных и интерактивных методов обучения.

На проведение курса факультативных занятий предусмотрено 35 учебных часов: по одному учебному часу в неделю на протяжении учебного года.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение (1 ч)

Предмет и назначение истории. Понятие «всемирная история». Источники знаний об истории. Периодизация всемирной истории. Неравномерность развития человеческого общества. Научные категории исторической науки.



Раздел 1. Первобытное общество (2 ч)
Предыстория человеческого общества. Периодизация истории первобытного общества. Проблема происхождения человека. Расселение первобытных людей. Первобытная община. Общественные отношения. Зарождение первобытного искусства.
На пути к производящему хозяйству и цивилизации. Неолитическая революция. Переход к земледелию, животноводству и обработке металлов. Земледельческая община. Основные центры ранних земледельческих культур Азии и Африки. Появление государства и первых цивилизаций. Религия и искусство.



Раздел 2. Древний мир (7 ч)


Цивилизации Древнего Востока (3 ч)

Древнейшие цивилизации Востока. Природные условия возникновения древних цивилизаций. Неолитическая революция и ее последствия. Первые государства в долине крупных рек: Египет, Месопотамия, Индия и Китай. Экономика Древнего Востока.

Общество и государство. Социальная структура, иерархия власти. Древневосточная деспотия. Власть и личность на Древнем Востоке. Власть и религия.

Духовная жизнь и культура цивилизаций Древнего Востока. Картина мира древних людей. Мифология Древнего Востока. Религиозные учения: буддизм, конфуцианство, индуизм, зороастризм, христианство. Культурное наследие восточных цивилизаций.



Античные цивилизации (4 ч)

Природные условия возникновения античных цивилизаций. Характерные черты истории Древней Греции и Древнего Рима. Отличие античных цивилизаций от цивилизаций восточного типа.

Древняя Греция. Периодизация истории Древней Греции. Общество и государство. Экономика и социальная структура древнегреческого полиса. Афинская демократия. Спартанский полис. Мировая держава Александра Македонского. Эллинизм и эллинистическая цивилизация.

Древний Рим. Периодизация истории Древнего Рима. Трансформация древнеримского общества и государства: от царской власти к республике, от республики к империи. Превращение Рима в мировую империю. Принятие христианства. Нашествие варваров и падение Западной Римской империи.

Культурное наследие античных цивилизаций. Картина мира древних людей в эпоху Античности. Мифология древних греков. Религиозные верования, христианство. Античная архитектура и ее отличия от древневосточной. Литература и искусство. Античная философия. Общественные зрелища – специфика античных цивилизаций.


Каталог: images -> 2016
images -> Эссе «Социальные проблемы молодежи в современном обществе»
images -> В ходе исследования опрошено 96 родителей, имеющих детей 3-5 лет
images -> Сетевое обучение проектированию онтологий на примере онтологии компьютерных вирусов
images -> В. Од. 10 Деловые коммуникации
2016 -> Поэзия – сердечное мышление
2016 -> Таинство брака и препятствия к нему
2016 -> Учебная программа факультативных занятий «география народонаселения» по учебному предмету «География»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница