Учебная программа факультативных занятий «основы православной культуры. Православные святыни восточных славян»



страница1/60
Дата03.01.2018
Размер1.22 Mb.
ТипУчебная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ


«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ

ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН»
I–XI классы

Под редакцией: С.Е. Рассадин, профессор, доктор исторических наук, БГТУ



Авторы-составители:

А.А. Корзюк,

кандидат педагогических наук. Зав. Кафедры вспомогательных исторических дисциплин и методики преподавания истории БГПУ имени М. Танка;

Л. А. Густова,

кандидат искусствоведения, старший преподаватель УО БГУКИ;

З. Н. Антипович,

директор ГУО «Средняя школа № 123 г. Минска»;

Т. В. Кукушкина,

учитель русского языка и литературы

ГУО «Средняя школа № 159 г. Минска»;

А.С. Саврицкая,

аспирант Национального Института Образования;


М. В. Павлова,

методист высшей категории ГУО АПО;

священник В. Н. Шейдак,

клирик прихода Храма Святого Апостола Андрея Первозванного.


Минск 2010



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена насущной потребностью качественного обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Нормативно-правовую базу преподавания факультативных занятий составляют:

– Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью, подписанное в 2003 г., в котором государством признается существенное влияние духовного потенциала, исторического опыта и многовекового культурного наследия Церкви как одного из важнейших социальных институтов на формирование духовных, культурных и национальных традиций белорусского народа, а духовные и культурные ценности, хранимые Церковью, – составной частью национального самосознания и исторического достояния Беларуси;

– Программа сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви, которая предусматривает введение по желанию учащихся и их законных представителей факультативных курсов по изучению духовно-нравственного и культурного значения Православия, его роли в формировании белорусской государственности, а также осуществление духовно-нравственного и патриотическое воспитания учащихся;

– Инструктивно-методическое письмо Министерства образования «О порядке, условиях, содержании и формах сотрудничества органов и учреждений образования Республики Беларусь со структурами Белорусской Православной Церкви в вопросах воспитательной и образовательной деятельности» от 9 сентября 2005 г.

Содержание, формы и методы реализации духовно-нравственного образования в рамках предлагаемых факультативных занятий соответствуют принципам государственной политики в сфере образования, изложенным в Конституции Республики Беларусь, Законах Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О правах ребенка». Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям культурообразующей религии не противоречит принципу национально-культурной основы образования и его светскому характеру, который, в соответствии с общепризнанными международными принципами означает, что каждый обучающийся имеет право на изучение или отказ от изучения основ религиозного мировоззрения, а деятельность учреждений образования не преследует цели формирования у учащихся того или иного отношения к религии. В данном контексте изучение основ православной культуры является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, которое призвано обеспечить духовное становление личности, способствовать воспитанию гражданина Республики Беларусь, формированию глубоких нравственных убеждений. Содержание предлагаемых факультативных занятий в значительной степени может востребовать имеющийся в учащихся нравственный и гражданский потенциал, необходимый для их дальнейшего личностного самоопределения и жизнеустройства.

Цель проведения факультативных занятий заключается в воспитании высоконравственной личности на основе ценностей восточнославянской и отечественной православной культуры.

Исходя из цели, задачами факультатива являются:



  • раскрытие роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций восточных славян и, в частности, белорусского народа;

  • формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности учащихся, бережного отношения к историко-культурному наследию своего Отечества;

  • создание условий для последовательного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям и формирования гражданского патриотизма.

Содержание программы факультативных занятий построено в соответствии с концентрическим принципом и учитывает возрастные особенности учащихся. В первом и втором классах происходит знакомство учащихся с библейским учением о картине мира, нравственными заповедями и житиями святых, а также с православным образом жизни. Именно этот возрастной период педагог может наиболее эффективно использовать для закладки прочного духовно-нравственного фундамента личности школьника. В третьем классе учащиеся знакомятся с историей православной религии и культуры. Темы факультативных занятий, изучаемых в четвёртом классе, посвящены истории православия на восточнославянских землях. Через знакомство с содержанием житий святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, святой преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, просветительницы и небесной заступницы Беларуси; святой праведной княгини Софии Слуцкой у учащихся воспитывается потребность в собственном духовном росте и пробуждается желание следовать нравственному идеалу.

Знакомство младших школьников со Священным Писанием может осуществляться по текстам адаптированной детской Библии. Чтение и обсуждение с учащимися библейских сюжетов углубляет восприятие описываемых событий, помогая понять, почему церковь на протяжении тысячелетий сохраняла память о нем, и какой нравственный урок каждый человек может извлечь из него. Знакомство с основами православной нравственности продолжается чтением Нагорной проповеди и подкрепляется доступными для детей притчами Иисуса Христа или иллюстрируется евангельскими историями. Все это позволит перейти от эмоционального восприятия евангельских текстов к размышлению, рассуждению и выходу на самостоятельный духовно-нравственный выбор в определенной жизненной ситуации.

Большое внимание в содержании программы в I–IV классах уделяется теме семьи. На примере историй о рождестве Богородицы, рождестве Иисуса Христа, Иоанна Предтечи, их младенчестве и отрочестве ученик получает представление о благочестивой семье и благословенном роде.

В пятом классе на более глубоком уровне продолжается знакомство школьников с евангельским учением о земной жизни Богородицы и её благочестивого рода, её иконописным изображением. Знакомство с богородичными праздниками рекомендуется проводить в соответствии с православным календарём. Занятия в шестом классе освещают основные исторические события из истории христианской церкви в I тысячелетии и в определенной степени могут служить средством повторения, закрепления и углубления знаний, полученных в процессе изучения истории в V–VI классах. В седьмом классе особое место отводится знакомству подростков с жизнью и духовным подвигом святых подвижников восточных славян, в том числе и белорусского народа, в исторический период с IX до первой половины XVI века. В содержании факультативных занятий в восьмом, девятом и десятом классах последовательно рассматривается история православия на восточнославянских землях соответственно во второй половине XVI – середине XIX веков, второй половине XIX века, XX веке.

Изучение истории христианства в VI–X классах позволяет устанавливать синхронные и перспективные межпредметные связи с историей, белорусской и русской литературой, музыкой. Отдельные темы в содержании изучаемого материала в каждом классе посвящены истории Православной Церкви в Беларуси. При их изучении рекомендуется обращаться к краеведческому материалу. Возможно составление краеведческого словаря «Православное духовное наследие Беларуси», в котором учащимися могут быть собраны сведения о местных святынях. При изучении истории православия в Беларуси в Х классе особое место занимает знакомство с христианским подвигом новомучеников, которое имеет особое значение для развития высоких нравственных качеств личности учащихся.

В одиннадцатом классе в содержании раздела «Человек в современном мире» рассматриваются актуальные вопросы смысла жизни и смерти, любви, создания семьи и брака, воспитания детей, ответственности за свою и чужую жизнь.

Формы проведения факультативных занятий определяются возрастными особенностями учащихся и могут включать совместные чтения рассказов о святых и подвижниках благочестия белорусского народа, беседы, экскурсии и историко-краеведческие поездки по святым местам, практические занятия (в частности, участие в делах милосердия). Для чтения учащимся предлагаются тексты Библии, житий святых, акафистов, притч, сказок, произведений классической литературы и современных авторов. Важным аспектом проведения факультативных занятий является ознакомление учащихся с музыкально-певческой культурой, которое предусматривается в содержании ряда учебных тем. Все это обуславливает возможность установления и реализации межпредметных связей с содержанием таких учебных предметов, как «Человек и мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Русская литература», «Белорусская литература», «Всемирная история. История Беларуси», «Обществоведение».

Содержание программы пронизано темой православного краеведения, которое предусматривает знакомство с историей создания древних и современных храмов, монастырей, часовен, исторических памятников, появления святых источников, а также с судьбами исторических лиц и простых граждан, связанных с изучаемыми местами. Поскольку многие православные храмы Беларуси освящены в честь великих православных праздников (Свято-Троицкие, Свято-Воскресенские и т. д.), знакомство с историей их постройки будет логическим завершением цепи: евангельское событие – православный праздник – икона праздника – тропарь – традиции – соответствующие храмы на территории Беларуси. Включение в содержание факультативных занятий краеведческого материала предоставляет учителю широкие возможности для организации самостоятельного поиска и творческой работы учащихся, а также оформления и презентации результатов проведенного учебного исследования.

На проведение факультативных занятий в соответствии с учебным планом предусматривается: в I классе – 30 учебных часов, во II классе – 34 учебных часа, в III–XI классах – по 35 учебных часов (по одному часу в неделю).

Факультативные занятия «Основы православной культуры. Православные святыни восточных славян» имеют право вести выпускники Государственного учреждения образования «Институт теологии им. Свв. Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета, учреждений образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», «Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова», «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова» (специальность «История. Религиоведение»), а также педагогические работники, прошедшие соответствующие курсы повышения квалификации в Государственном учреждении «Академия последипломного образования» и областных институтах развития образования.




Каталог: RESYRSY


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница