Учебная программа дисциплины введение



страница1/17
Дата30.07.2018
Размер1.41 Mb.
ТипУчебная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17







СОДЕРЖАНИЕ


I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ…………………………

3

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………

3

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………

6

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА …………………………………….

12

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………

12

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………

12


II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА……………………………………

14


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

14

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ……………………………………

18

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ………………………………..

20

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕКСИХ ЗАНЯТИЙ……………

24

ПЛАНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТА………………..

30

ПРИМЕРАНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, СООБЩЕНИЙ………………………………………………………………..

31


ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………….

35


III. ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

СТУДЕНТОВ………………………………………………………………..

39


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

39

ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ………………………………………………………

44

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ………………………………….

46


IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………

52


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ………………………………………………………………….

52


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ (САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ) ЗАДАНИЙ……………………………………..

54


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ,

РЕФЕРАТОВ…………………………………………………………………


57


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ……………………………..

60

КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ

ЛИТЕРАТУРОЙ……………………………………………………………..


69




I. Учебная программа дисциплины
Введение

Программа учебной дисциплины – это нормативный документ, в котором определено содержание образования, соответствующее требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, квалификация – Академический бакалавр. Прикладной бакалавр, устанавливается система освоения и реализации студентами учебного материала.

Учебная программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, квалификация – Академический бакалавр.

Она является учебной программой для студентов Саратовской государственной юридической академии и отражает специфику и профиль подготовки дипломированных специалистов независимо от формы обучения; определяет структуру и содержание учебной дисциплины, общий объем знаний, умений и навыков по курсу «Концепции современного естествознания», которыми должен обладать выпускник СГЮА.

Учебная программа дисциплины: «Концепции современного естествознания» структурно включает в себя:


  • Введение.

  • Содержание дисциплины.

  • Рекомендуемая основная литература.

  • Рекомендуемая дополнительная литература.

  • Электронные учебники.

  • Электронные презентации по темам курса.

Курс "Концепции современного естествознания" - это система знаний о процессах познания мира с естественнонаучной точки зрения; панораме современного естествознания, с его историей и тенденциями развития. В рамках этой учебной дисциплины формируется преставление об основных физических, химических, геологических и биологических концепциях, о роли человека в биосфере и ноосфере; решаются вопросы об использовании полученных сведений в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Основная его цель:

- дать студентам общие знания о процессах познания мира с естественнонаучной точки зрения;



  • ознакомить с панорамой современного естествознания, с его историей и тенденциями развития;

  • дать преставление об основных физических, химических, геологических и биологических концепциях, о роли человека в биосфере и ноосфере;

научить использовать полученные сведения в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Задачи изучения: овладение естественнонаучными знаниями, и умением использовать их в повседневной жизни и практике.

Дисциплина «Концепции современного естествознания» изучается после философии, что позволяет студентам, с одной стороны, наполнить конкретным содержанием некоторые философские понятия и категории, а с другой – сформировать более глубокое и объективное мировоззрение. Дисциплины «Философия» и «Концепции современного естествознания» позволяют сформировать объективную научную картину мира (НКМ).



По результатам изучения курса «Концепции современного естествознания» каждый студент должен знать:

  • взаимосвязь между естественными и гуманитарными науками, сходство и различие их объектов и методов изучения этих объектов;

  • особенности проявления динамических и статистических закономерностей в природе и обществе;

  • натурфилософскую, механистическую и эволюционную картины мира, их сходство и различие;

  • концепции абсолютных и относительных пространства и времени;

  • взаимосвязь свойств пространства и времени с принципами симметрии и законами сохранения;

  • принципы относительности, неопределенности, дополнительности, их физический и философский смысл;

  • взаимосвязи между физическими, химическими, биологическими и социальными процессами;

  • концепцию биосферы, её составляющие и функции живого вещества;

  • роль биологического многообразия в устойчивости биосферы;

  • физиологические основы психики, здоровья и социального поведения человека;

  • принципы универсального эволюционизма, процессы самоорганизации в живой и неживой природе и в обществе;

По результатам изучения курса «Концепции современного естествознания» каждый студент уметь:

  • использовать континуальную и корпускулярную концепции для описания явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности;

  • применять алгоритм научного познания для решения практических задач;

  • учитывать особенности проявления динамических и статистических законов при совершении юридических действий;

  • учитывать отличительные особенности научных знаний от всех других, а также роль научных фактов;

  • анализировать факты и обстоятельства правонарушений с естественнонаучной точки зрения;

видеть мир во всей сложности и тонкости взаимодействия.

Выпускник, освоивший программу, должен: обладать общекультурными и профессиональными компетенциями: ОК – 1-9, ПК – 1-19

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  1. осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

  2. способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

  3. владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

  4. способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

  5. обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

  6. имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

  7. стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

  8. способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

  9. способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в экспертно-консультационной деятельности:

  1. способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

  1. способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

  2. способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

  3. способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В программе определяется перечень тем, последовательность их изучения с учетом логической взаимосвязи между собой и содержание всех видов учебных занятий согласно бюджету времени, устанавливаемого учебным планом. Весь изучаемый материал разделен на 12 тем.

Тема №1. Введение. Современное естествознание. Предмет, структура и место среди других наук

Тема №2. Структура естественнонаучного познания

Тема №3. Методы и динамика естественнонаучного познания

Тема №4.Современные представления о Вселенной

Тема №5. Галактики. Эволюция звезд. Солнечная система

Тема №6. Происхождение и эволюция жизни.

Тема №7.Закономерности биологической эволюции

Тема №8. Происхождение и эволюция человека

Тема №9. Социобиология и ее роль в изучении человека

Тема №10. Биосфера и цивилизация.

Тема №11. Экология. Здоровье и концепция выживания

Тема №12. Современная естественнонаучная картина мира и будущее науки

Содержание учебной программы отражает современный уровень науки, ее связь с другими науками, а также многолетний опыт преподавания Концепций современного естествознания в СГЮА и других ВУЗах страны.




Содержание дисциплины

Тема 1. Введение. Предмет современного естествознания. Структура и место среди других наук.

Концепции современного естествознания - учебная дисциплина, введенная для преподавания в системе высшего гуманитарного образования. Ее изучение необходимо обучающемуся в ВУЗе, чтобы стать высокообразованным, эрудированным, интеллигентным и культурным человеком.

К КСЕ относятся не только научные достижения XX века - периода бурного научно-технического прогресса, но и все те, которые образуют краеугольные камни современной науки, представляющие разновременные по своему происхождению ее части. Для их принятия, необходимо, прежде всего уяснить, что такое наука в целом, какова ее история, структура, динамика; определяющие характер своеобразных методов научного исследования, язык, аппаратуру и т.д., позволяющих осуществлять теоретическое и эмпирическое освоение окружающей действительности. Она становится основой нового свободного университетского образования (академического), целью которого является готовить специалистов различных профилей высокого ранга и звена.

Наука - многофункциональное явление и проявляется как:

1) отрасль культуры;

2) Способ познания мира;

3) Специальный институт.
Тема 2. Структура естественнонаучного познания

Естествознание - раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создание теорий или обобщений, описывающих природные явления, представляющих особый рациональный способ познания мира. Оно общезначимо и дает «родовую истину», принимаемую всеми людьми, поэтому традиционно рассматривается в качестве эталона научной объективности. В содержательном плане предмет естествознания - факты и явления, воспринимаемые органами чувств человека. Научные факты, будучи установленными, сохраняют свое постоянное значение, при этом истинной признается то положение, которое подтверждается опытом или экспериментом. Не меньшую роль играет творческий процесс создания гипотез, теорий и аргументации.

Схематично структура научного познания представляется довольно сложно, включая последовательные моменты, начинающиеся с каких-либо фактов, наблюдений, продолжающиеся в эксперимент и завершающиеся выведением закона, новых понятий и проверкой на опыте, в случае необходимости - принятием новых гипотез.
Тема 3. Методы и динамика естественнонаучного познания.

Человек, обладающий сведениями об окружающей его природе (Вселенной), о самом себе и собственных произведениях делит всю имеющуюся у него информацию на естественнонаучное знание и гуманитарное - знание о самом себе. Различия заключаются на разделении субъекта (человека) и объекта (природы), которую познает сам человек. При первом - преимущественное внимание уделяется объекту, при втором - самому субъекту (человеку).

Современная наука зиждется на определенной методологии. В методологии естественных наук обычно не учитывают индивидуальность предмета. Выделяются эмпирические методы научного познания: (наблюдение, описание, измерение, эксперимент), теоретические (формализация, аксиоматизация, гипотеко-дедуктивный метод), всеобщие (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, классификация), а также статистические и математические методы исследования.
Тема 4. Современные представления о Вселенной.

С появлением науки в ее современном понимании на смену мифологическим и религиозным приходят научные представления о происхождении Вселенной, которую в целом изучает космология. Изучение ее основывается, преимущественно на наблюдениях, производимыми астрономами, астрофизиками, а также воспроизводимых моделях для возможных вариантов объяснения с помощью универсальных законов физики функционирования мира и полученных выводах, которые не противоречат возможности существования самого человека, так называемый антропный принцип.

В настоящее время, наука допускает, что все могло создаться из «ничего», считающийся в научной терминологии вакуумом и по современным представлениям являющимся своеобразной формой материи, способной при случайной флюктуации «рождать» вещественные частицы. Он (вакуум) может приходить в «возбужденное состояние», вследствие чего в нем может образоваться поле, а из него, что подтверждается современными физическими экспериментами - «вещество» (субстрат). Вакуум приобретает особые свойства, проявляющиеся в наблюдаемых эффектах. Наиболее общепринятой является модель расширяющейся Вселенной, построенной на основе теории относительности А. Эйнштейна (1916 г.).
Тема 5. Галактики. Эволюция звезд. Солнечная система.

Вопрос об образовании и строении галактик - важный для происхождения Вселенной. Его изучает космогония, которая разделяется на планетную, звездную и галактическую. Галактика представляет собой гигантские скопления звезд и их систем, имеющие ядро (центр) и различную форму. Наша галактика называется «Млечный путь». Звезды изучает наука - Астрономия, исследующая радиоволны, свет, различные виды излучений и подразделяющаяся на небесную механику, радиоастрономию, астрофизику и др. Последняя (астрофизика) приобретает в настоящее время особое значение. Основным ее методом является спектральный анализ.

На помощь астрономам пришла наука - космонавтика, изучающая теории космических полетов, научно-технические и медико-биологические проблемы. У ее истоков стоял К.Э.Циолковский (1903г.). Принятие модели Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной привело к гипотезе В.Амбарцумяна (1947г.) о возникновении галактик, звезд и планетных систем дозвездного вещества путем его фрагментации. Известны три гипотезы происхождения солнечной системы: X. Альвена (шв. астрофизик), Ф. Хойла (англ.астроном), О.Ю.Шмидта (сов.ученый).
Тема 6. Происхождение и эволюция жизни.

Этот вопрос вызывает значительный интерес в современном естествознании и остается до настоящих дней актуальным с тесной связью - с проблемой отличия живого от неживого, а также - эволюции жизни. Фундаментальные отличия живого от неживого проявляются в вещественном структурном и функциональном планах.

Различают пять концепций возникновения жизней (креационизм, зарождение жизни от неживого вещества, концепция стационарного состояния, концепция панспермий, происхождение жизни в историческом прошлом). По мнению В.И.Вернадского жизнь появилась одновременно с образованием Земли. По мнению А.И.Опарина периоду развития жизни предшествовал длительный период химической эволюции Земли, во время которого образовались сложные органические вещества и протоклетки, положившие начало биохимической эволюции.

Синергетика – как наука о сложных системах с обратной связью показала, что энергия имела для возникновения жизни не меньшее значение, чем вещество. Абиогенное образование органических веществ доказано экспериментами. Начало жизни на Земле связано с возникновением и образованием нуклеиновых кислот, способных к воспроизводству белков – носителей живых субстратов.


Тема 7. Особенности биологического уровня организации материи и эволюция форм жизни.

В организации живого сыграло огромную роль образование мембран,


отграничивающие смеси органических веществ от окружающей среды, с
появлением которых и получается клетка - «единица жизни». В клетках
протекают все основные процессы, определяющие поведение живого организма. Для биологических процессов в клетке имеют большое значение ферменты.

В проблеме строения живого первостепенную роль сыграла


молекулярная биология, возникшая в середине XX века в результате
конвергенции двух наук - физики и биологии. Основное вещество клетки-белки, которые строго специфичны и определяются генетическим аппаратом. Если в клетку попадают вредные для организма патогенные микробы, вирусы, инородные тела, то с ним вступает в бой иммунная система (И.И.Мечников), состоящая из иммуннокомпетентных клеточных образований.

Воспроизводство себе подобных осуществляется с помощью наследственной информации, материальным носителем которой являются молекулы ДНК. Участок молекулы ДНК, служащий матрицей для синтеза одного белка называют геном. Гены расположены а хромосомах.


Тема 8. Закономерности биологической эволюции.

Эволюция, применительно к живой природе, принимается как


образование более сложных видов из простых. Впервые теория Эволюции
была сформулирована Ч.Дарвиным (1839г.) и свидетельствовала о том, что при интенсивной конкуренции внутри популяции любые изменения, благоприятные для выживания в данных условиях, повышают способность особей размножаться и оставлять потомство. Наибольший вклад его в науку заключался в том, что он попытался объяснить, как эволюция может происходить.

Теория эволюции знаменовала собой мощный прорыв в биологии, наряду с клеточной теорией Вирхова и классификацией Линнея. Генетика помогла дарвинизму, объяснив, что появившийся признак не может исчезнуть, так как наследственный аппарат сохраняет случайно возникшее в нем. Вместе с тем, она и привела к новым представлениям об эволюции - неодарвинизму или всеобщей (синтетической) теории эволюции.


Тема 9. Происхождение и пути эволюции человека»

В настоящее время в науке утвердилось представление, что человек как высокоорганизованное млекопитающее животное рассматривается в качестве биосоциального существа, соединяющего в себе биологические и социальные компоненты. Поисками границ между биологическим и специфически человеческим занимается социобиология. находящаяся на стыке естественнонаучного и гуманитарного знания. Она рассматривает в нем соотношение естественного и гуманитарного, физиологического и психического, тогда как антропология изучает, когда от кого и как произошел человек, и чем он отличается от животных.

Изучение специфики его осуществляется методами естественнонаучного познания. Понятийное мышление, речь, труд явились путями, по которым шло обособление человека от природы. Проблема происхождения человека и определение специфики его поведения, строения и эволюции осталась в узком смысле этого слова за антропологией, которая получила бурное свое развитие во второй половине XIX века.
Тема 10. Социобиология и ее роль в изучении человека

Социобиология, изучая биологические основы всех форм общественного поведения, объясняет биологические основы эволюции человека, а также социальную организацию, выявляющую сходство между социальным поведением человека и животных и механизмы детерминации его социального поведения. Она считает, что человек разумный (Homo Sapiens) есть обычный биологический вид с генетически разнообразным поведением, врожденной способностью к взаимопомощи и общительности, создавая биопрограмму человека изучает коэволюцию в нем самом.

Социобиология вместе с генетикой изучает вопрос о том, наследуются ли черты характера или они социально обусловлены воспитанием, имеет ли место генетическая детерминированность. Вместе с тем, с точки зрения социобиологов, мышление свободно от генетического влияния, тогда как интеллект создан для обеспечения способности человеческих генов к выживанию, а разум – инструмент ориентации в мире.
Тема 11. Биосфера и цивилизация

Биосфера по В.И.Вернадскому - сфера единства живого и неживого. Он считал, что биосфера на Земле была всегда, подчеркивая важное значение энергии и называл организмы механизмами ее превращения. Его выводы из учения о биосфере свидетельствуют, о ее целостности, гармонии, роли живого в эволюции Земли, биосферы в трансформации энергии, проявлении геохимической энергии, автотрофности, размножении вызывающей давлении жизни, законе бережливости, поле устойчивости земной растительности, постоянстве количества живого вещества, достижении устойчивого равновесия. Один из важнейших принципов экологии - принцип устойчивости. Каждый организм может существовать только при условии постоянной тесной связи со средой.

Экология показала наличие системных закономерностей (Агаджанян Н.А.). Она превратилась в носителя ценностей четкой системы, общественной организованности.

В настоящее время обеспечение экологической безопасности человечества, достигшего высокой степени цивилизации, становится более важным, чем дальнейший процесс.


Тема. 12. Современная естественнонаучная картина мира и будущее науки.

Наука является одним из этапов эволюции культуры. Она изучает мир, техника его преобразует. Объединившись между собой, они привели в XX веке к НТР, явившейся главным фактором цивилизации. Предмет естественных наук составляют отдельные ступени развития природы или ее структурные уровни.

Наука находится в процессе перманентного развития в пределах чувственного и логично и ограничена возможностями наших органов чувств и законами мышления.

Она постоянно расширяет свои границы и вместе с тем ограничена с эмпирической, теоретической, предметной и этической сторон. Люди ответственны за цепи жизни.

Наука должна быть едина, как едина биосфера.

Внутренняя целостность естествознания и его связь с гуманитарными и техническими науками должна быть прочной и гибкой.



Список рекомендуемой литературы

Основная учебная литература:

  1. Горелов А.А. Концепция современного естествознания: учебное пособие. 3 –е изд. Учебное пособие для бакалавров – М.: Юрайт, 2014.

  2. Лебедев С.А. Концепция современного естествознания: учебное пособие. 3 –е изд. Учебник для бакалавров – М.: Юнити-Дана, 2014.

  3. Канке В.А., Лукашина Л.В. Концепция современного естествознания: Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2014.

  4. Бочкарёв А.И. , Бочкарёва Т.С. , Саксонов С.В. Концепция современного естествознания: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2013.

  5. Балдин К.В. , Джеффаль В.И. , Рукосуев А.В. Концепция современного естествознания: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2013. Гриф ГУУ.

  6. Горелов А.А. Концепция современного естествознания: учебное пособие. - Ростов-н-Д.: Феникс, 2013.

  7. Филин С.П. Концепция современного естествознания: учебное пособие. – Саратов: Научная книга, 2012.

  8. Карпенков С.Х. Концепция современного естествознания: учебник. – М.: Прогресс, 2012.


Дополнительная литература:

  1. Дубнищева Т.Я., Пигарев А.Ю. Современное естествознание. Уч. пособие.-М. «Маркетинг», 2007. – 160 с.

  2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник.-М. Высшая школа. 2007. - 334 с.

  3. Клинк Н.Ю. Краткий конспект лекций по КСЕ.-  кафедра современного естествознания СПб ИНЖЭКОН ( филиал  в г.Чебоксары), 2009.

  4. Конспект лекций по КСЕ. – Сост. Ревская Н.В.- СПб: Альфа. 2008.

  5. Концепции современного естествознания. - Под ред. В.Н.Лавриненко.: М.ЮНИТИ, 2008.- 303 с.

  6. Концепции современного естествознания.: учебник для вузов под ред.С.И.Самыгина.- Ростов-н-Д.: Феникс, 2008, 2003.-576 с.

  7. Липовко П.О. Практикум по естествознанию – Ростов-на-Дону/ Феникс. 2008.- 320 с.

  8. Лось В.А. Основы современного естествознания. Уч. пособие. М., ИНФРА, 2007. – 192 с.

  9. Масленникова И.С., Дыбов А.М., Шапошникова Т.А. Концепции современного естествознания. - СПб, СПбГИЭУ. 2008.-283 с.

  10. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М.:Высшая школа, 2009.

  11. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.-М.:ЮНИТИ,2009.-287 с.

  12. Торосян В.Г. Концепции современного естествознания. М.:Высшая школа, 2009.- 208 с.

  13. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб.пособие для студентов вузов. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование»,  2003. – 592с.

  14. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 670с.

  15. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Основной курс в вопросах и ответах: Учебное пособие. 2-е изд. испр. и доп. – Новосибирск: Сиб-е ун-е изд-во, 2005. – 592с.

  16. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000, 2005. – 287с.



ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
- www.findlaw.com – Поисковый юридический сайт

- www.lwionline.org – Правила написания юридических документов (Legal Writing Institute)

- www.worldcourts.com - Информация о международных судах

- http://www.zaprava.ru - Официальный сайт общероссийского Общественного движения «За права человека».

- www.cedr.co.uk - Центр по урегулированию споров (Centre for Dispute esolution)

- http://law.edu.ru/- Сайт Юридическая Россия. Образовательно-правовой портал

- http://www.advokatrus.ru. - Интернет-портал «Адвокатура в России»

- http://www.rsl.ru/ - Сайт Российская государственная библиотека

- http://juristlib.ru/- Электронная юридическая библиотека «ЮристЛиб»

- internet-law.ru - "Интернет и право" (повышение уровня юридической грамотности пользователей Интернета)

- russianlaw.net - "Право и Интернет"

- www.academtext.com – библиотека

- http://www.alldocs.ru/ - Коллекция электронных документов

- http://www.hro.org/ - Права человека в России

- http://interlaw.dax.ru/ - Юридический мегапортал

- http://www.yurclub.ru/ - Виртуальный клуб юристов

- http://www.allpravo.ru/ - «Право России»

- http://www.aspirantura.ru/bibl.php - Электронные библиотеки и энциклопедии

- http://www.portalus.ru/ - Научная онлайн-библиотека Порталус

- http://pravo.eup.ru/ - Юридическая электронная библиотека


Мультимедийные презентации по темам курса


  1. Тема. Вселенная

  2. Тема. Солнечная система

  3. Тема. Происхождение и эволюция жизни.

  4. Тема. Происхождение и эволюция человека

  5. Тема. Биосфера

II. Рабочая программа дисциплины
Введение
Программа является рабочей учебной программой по дисциплине «Концепции современного естествознания» для студентов всех форм обучения ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» и отражает специфику и профиль подготовки компетентных специалистов. Она определяет структуру и содержание курса, общий объем знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник. В программе определяется перечень тем, последовательность их изучения с учетом логической взаимосвязи между собой и содержание всех видов учебных занятий согласно бюджету времени, предусматриваемому учебными графиками.

Рабочая программа курса содержит исходные данные для организации подачи учебного материала в виде лекций и семинарских занятий.

Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к циклу естественнонаучных, входит в федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и является обязательной для изучения. Усвоение основных положений этой дисциплины обеспечивает фундаментальную общеобразовательную подготовку выпускников.
Рекомендации по использованию информационных и педагогических технологий
Материал дисциплины «Концепции современного естествознания» изучается на лекциях, семинарах, а также в процессе самостоятельной работы студентов.

На лекциях рассматриваются основные теоретические положения курса, основополагающие, наиболее актуальные и практически значимые вопросы темы.

Во вводной (первой) лекции необходимо 10-15 минут уделить освещению организационных моментов: в общих чертах изложить цели и задачи курса, его структуру, практическую значимость, сроки изучения, установленные формы занятий и контроля знаний студентов, ответить на возникшие вопросы студентов;

В начале каждой лекции необходимо активизировать память студентов, тезисно перечислив вопросы, рассмотренные на предыдущей лекции, а так же озвучить вопросы, входящие в план предстоящего лекционного материала по теме.

В ходе чтения лекций по курсу следует логично и последовательно излагать материал, в соответствии с утвержденным учебно-методическим планом и содержанием разделов курса. При изложении лекционного материала рекомендуется активно использовать предметнонаглядное сопровождение с применением интерактивных мультимедийных технологий (в форме презентаций и т.п.) или без таковых.

Интерактивные мультимедийные технологии рекомендуется применять в каждой лекции.

Материал с применением таких технологий должен быть наглядным, доступным, понятным, дополняющим и поясняющим теоретические положения освещаемой темы;

Освещая вопросы темы, следует акцентировать внимание студентов на практической значимости излагаемой проблемы, сопровождать теоретический материал примерами из практики.

Давая в ходе лекции теоретические положения по темам курса, следует логично и последовательно излагать материал, периодически выясняя у студентов о существовании проблемных моментов в усвоении материала; при выявлении таких проблем следует их устранить альтернативной и более доступной интерпретацией изложенного материала.

В конце каждой лекции необходимо подвести итог по освещенным положениям, а так же ответить на возникшие у студентов вопросы по изложенным материалам темы.

При проведении семинарских занятий:

– на вводном (первом) семинаре следует осветить организационные вопросы предстоящих занятий: их общее количество, виды работ на предстоящих занятиях и

правила оценки знаний студентов;

– в ходе проведения семинарского занятия следует придерживаться вопросов тем, установленных учебно-методическим планом и содержанием разделов курса;

– в начале каждого семинара следует огласить вопросы, предстоящие обсуждению на занятии, а так же довести до сведения студентов формы предстоящей работы на занятии (просмотр видеофильма, презентация по теме и т.п.)

– перед рассмотрением вопросов рекомендуется тезисно побеседовать со студентами по материалам лекций по данной теме, ответив, в случае необходимости, на возникшие вопросы, а так же обозначить связь положений, изложенных на лекции с вопросами предстоящими обсуждению на предстоящем занятии;

– в ходе проведения семинара следует призывать студентов к активной работе на занятиях в различных формах (устные ответы, выступление с докладами, ответ с использованием презентаций и т.п.), а так же к участию в дискуссиях по обсуждаемым вопросам тем семинарских занятий;

– при рассмотрении теоретических положений на занятии необходимо так же обеспечить (по возможности) наглядно-предметными материалами по теме (цифровые фотоаппараты, камеры, портативные принтеры и т.п.);

– в случае существования возможности обеспечения наглядно-предметными материалами по теме следует активно их использовать в учебном процессе; перед использованием таких материалов следует довести до сведения студентов основные правила по их эксплуатации;

– при рассмотрении вопросов по темам следует активно использовать учебные фильмы при рассмотрении тем семинарских занятий, предусмотренные учебно-методическим комплексом по курсу;

– в конце каждого семинара необходимо ответить на возникшие вопросы у студентов по теоретическим и практическим аспектам проведенного занятия, а так же подвести его итоги, огласив оценки знаний проявленных студентами и отметив показавших наиболее активную работу на занятии.

Достижение необходимой степени усвоения учебного материала по дисциплине «Концепции современного естествознания» возможно путем сочетания методов дискуссии, деловой игры, анализа проблемной ситуации с традиционными формами обучения (опроса, обсуждения и защита курсовых работ, подготовленных по актуальным проблемам теоретической и практической направленности, и пр.).

На семинарских занятиях на ряду с теоретическими рассматриваются и практические вопросы. Большинство занятий носит интегративный характер, сочетает в себе черты семинара и практического занятия. Целью таких занятий не только проверить, закрепить и углубить знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, но развить способность к творческому мышлению в ходе обсуждения вопросов на занятии, приобрести умение и навыки применения современных средств и методов.

При подготовке к каждому занятию студент должен ознакомиться с планом, изучить конспект лекций и рекомендуемую литературу, по контрольным вопросам самостоятельно проверить свои знания, полностью выполнить домашнее задание, данное преподавателем на предыдущем занятии.

При необходимости студент может получить консультацию у преподавателя. В планы отдельных занятий включены основные вопросы изучаемой темы по программе дисциплины.

По каждой теме дается перечень основной и дополнительной литературы, которая имеется в основном фонде библиотеки СГЮА. Вместе с тем, студенту рекомендуется пользоваться периодической печатью.

В планах занятий приведена примерная тематика докладов и рефератов, которые согласовывается с преподавателем, ведущим занятия в группе. Время доклада на занятии 8-10 минут. В докладе рекомендуется использовать наглядное пособие (схемы, фото, видеофильмы, снимки и т. п.). Отдельным студентам может быть поручено рецензирование рефератов и оппонирование на семинаре, каждому студенту целесообразно принимать активное участие в дискуссии. Для проверки закрепления студентами полученных знаний к каждому занятию приведены контрольные вопросы. Проверка знаний может быть осуществлена как путем опроса безмашинного способа, так и с применением компьютеров. На заключительном этапе занятий возможно проведение конкурсов, олимпиад и т. п.

Самостоятельная работа предполагает индивидуальное изучение студентами теоретического материала по конкретной теме и подготовку к семинарским и практическим занятиям, а также к промежуточной аттестации.



Залогом успешного освоения материалов курса является: активное научно-исследовательская работа студента, постоянное ознакомление с практической деятельностью правоохранительных органов во внеучебное время и добросовестная самостоятельная работа.

Инновационные методы: чтение лекций и проведение семинарских занятий с демонстрацией слайдов, показом учебных видеофильмов и использованием раздаточного материала; проведение практических занятий с использованием интерактивной доски (демонстрация слайдов, показ учебных видеофильмов и др.), современного программного обеспечения, научно-технических средств. Кроме того, возможно проведение семинарских занятий с привлечением практических работников прокуратуры, государственных органов, органов местного самоуправления и представителей общественных организаций.

Контроль успеваемости студентов проводится с целью определения уровня их теоретической подготовки и степени их подготовки к решению последующих практических задач.

Текущий контроль успеваемости осуществляется на каждом занятии и может проводиться как в письменной форме путем тестирования, решения задач и др., так и в устной формах.

Итоговый контроль изучения курса осуществляется путем сдачи зачета. При подготовке к сдаче зачета следует руководствоваться вопросами для подготовки к зачету, экзамену, приведенными в учебно-методическом комплексе.

Средства обеспечения освоения дисциплины (материально-техническое обеспечение дисциплины): мультимедийное сопровождение лекций (мультимедийный проектор); презентации; учебные видеофильмы; иллюстративные таблицы; раздаточный учебный материал.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Цель: подготовка студентов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, квалификация – Академический бакалавр

КАТЕГОРИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ студенты 1 курса

СРОК ОБУЧЕНИЯ 4 года

СЕМЕСТР 2 семестр

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ очная


Наименование раздела, темы

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

Тема 1 : Введение. Современное естествознание. Предмет, структура и место среди других наук

1

-

-

Тема 2 : Структура естественнонаучного познания

1

-

-

Тема 3 : Методы и динамика естественнонаучного познания

1

2

2

Тема 4: Современные представления о Вселенной

1

2

-

Тема 5 : Галактики. Эволюция звезд. Солнечная система

2

2

-

Тема 6 : Происхождение и эволюция жизни


2

2

-

Тема 7 : Закономерности биологической эволюции


2

2

-

Тема 8 :Происхождение и эволюция человека


2

2

-

Тема 9: Социобиология и ее роль в изучении человека


1

1

-

Тема 10: Биосфера и цивилизация


2

1

-

Тема 11: Экология. Здоровье и концепция выживания.


2

1

-

Тема 12: Современная естественнонаучная картина мира и будущее науки

1

1

-

ВСЕГО

Форма контроля зачет

18

16

2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Цель: подготовка студентов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, квалификация – Академический бакалавр

КАТЕГОРИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ студенты 1 курса

СРОК ОБУЧЕНИЯ 3,5 года

СЕМЕСТР 1 семестр

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ заочная


Наименование раздела, темы

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

Тема 1 : Введение. Современное естествознание. Предмет, структура и место среди других наук

-

-

-

Тема 2 : Структура естественнонаучного познания

-

-

-

Тема 3 : Методы и динамика естественнонаучного познания

-

-

-

Тема 4: Современные представления о Вселенной

2

-

-

Тема 5 : Галактики. Эволюция звезд. Солнечная система

2

-

-

Тема 6 : Происхождение и эволюция жизни


2

1

-

Тема 7 : Закономерности биологической эволюции


-

1

-

Тема 8 :Происхождение и эволюция человека


-

-

-

Тема 9: Социобиология и ее роль в изучении человека


-

-

-

Тема 10: Биосфера и цивилизация


-

-

-

Тема 11: Экология. Здоровье и концепция выживания.


-

-

-

Тема 12: Современная естественнонаучная картина мира и будущее науки

-

-

-

ВСЕГО

Форма контроля зачет

6

2

-

Содержание тем по дисциплине
Объем часов, выделяемых на отдельные виды занятий, может варьироваться в зависимости от формы и сроков обучения.
Тема 1. Введение. Современное естествознание. Предмет, структура и место среди других наук

Вид лекции – академическая

Вопросы, выносимые на лекцию

  1. Определение предмета и структура курса «КСЕ».

  2. История естествознания: основные этапы, подготавливающие образование науки.

  3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

  4. Панорама современного естествознания: современная наука и общество.

  5. Наука и естествознание в познавательном процессе и системах знания


Тема 2. Структура естественнонаучного познания

Вид лекции – академическая

Вопросы, выносимые на лекцию

  1. Уровни научного познания.

  2. Методология науки.

  3. Научный метод.

  4. Картина мира и ее методологические функции.

  5. Категориально-системная методология: приложения в естествознании.

  6. Научный аппарат современного естествознания.

  7. Социальность науки: коллективный характер научной деятельности.


Тема 3. Методы и динамика естественнонаучного познания

Вид лекции – академическая

Вопросы, выносимые на лекцию

  1. Уровни научного познания – эмпирический, теоретический;

  2. Свойства научного знания;

  3. Определения (суть) методов научного познания;

  4. Требования к научным гипотезам;

  5. Принцип соответствия;

  6. Методология как инструментально-технологическая база развития науки;

  7. Научный метод, методы научного познания.


Тема 4. Современные представления о Вселенной

Вид лекции – академическая

Вопросы, выносимые на лекцию

  1. Космология; предмет космологии.

  2. Становление космологических знаний: мифологический и научный аспекты

  3. Гипотеза «горячей» Вселенной; экспериментальные доказательства гипотезы «горячей» Вселенной

  4. Понятие о различных видах материи во Вселенной (обычная (барионная) материя, «тёмная материя», «тёмная энергия») и основных различиях между ними



Тема 5. Галактики. Эволюция звезд. Солнечная система

Вид лекции – академическая

Вопросы, выносимые на лекцию

  1. Важнейшие концепции современной космологии,

  2. Основные характеристики звезд, принципы классификации и основные типы звезд;

  3. Основные этапы эволюции звезд;

  4. Происхождение Солнечной системы (структуры мегамира)

  5. Планета Солнечной системы Земля


Тема 6. Происхождение и эволюция жизни.

Вид лекции – академическая

Вопросы, выносимые на лекцию

  1. Происхождение жизни

  2. Эволюционная концепция

  3. История жизни на Земле и методы исследования эволюции

  4. Каталог: images -> fornews -> files
    images -> В. Од. 10 Деловые коммуникации
    files -> Вопросы к зачету по дисциплине "социология"
    files -> Методические рекомендации к выполнению
    files -> Вопросы для проведения зачета по дисциплине «Право социального обеспечения»
    files -> Экзаменационные вопросы по истории политических и правовых учений индивидуальные семестровые задания рефераты, доклады
    files -> Вопросы для проведения экзамена По дисциплине отечественная история
    files -> Вопросы к зачету по дисциплине "психология и педагогика"
    files -> Экзаменационные вопросы по дисциплине "философия"
    files -> Вопросы к зачету по дисциплине "логика" 2016-2017 уч г


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница