У. А. Винокурова Особенности социально-культурной модернизации Дальнего Востока как образовательный ресурс



Скачать 60.68 Kb.
Дата16.08.2018
Размер60.68 Kb.

У.А. Винокурова

Особенности социально-культурной модернизации Дальнего Востока как образовательный ресурс

Глобализация и распад СССР вызвали кризис российской национальной идентичности и способствовали её регионализации. Формируются новые, более адаптированные к современной геокультурной ситуации модификации российской идентичности. Создание федеральных округов усилило скорее не интеграцию на политико-государственном уровне, а подтолкнуло процесс регионализации, в том числе сибирской и дальневосточной культурной идентичности, проявляющейся в особенностях социокультурной модернизации. За период трансформации РФ население Дальнего Востока уменьшилось на 8,1 до 6,5 млн. чел, т.е на 19,8%. Такого сокращения не знает ни один федеральный округ страны. При этом степень укоренности в крупных центрах сохраняется достаточно высокой1. Этнодемографическая ситуация в ДФО складывается под воздействием кризисной трансформации социально-экономической системы, низкого уровня и качества развития отраслей социальной сферы, несовершенства системы социальной защиты и изменения ценностных ориентаций власти и населения.2 В последние годы намечается стабилизация в вопросах занятости, приток трудовых ресурсов в рамках реализации ФЗ “О соотечественниках”.3 Проблемы кадровой обеспеченности требуют увеличения целевой подготовки специалистов, разработки механизмов кредитования обучения в социальной сфере, возмещения затрат на обучение и социальной поддержки сферы культуры и образования. Все эти проблемы требуют социокультурной модернизации.

Под социально-культурной модернизацией понимается процесс формирования культурной среды, соединяющей потребности человека, способы его творческого самовыражения, социальную направленность развития всех институтов культуры. Она призвана обеспечить гармоничное равновесие между техническим и морально-интеллектуальным прогрессом человечества.

Что является доминирующим основанием изменения дальневосточной культурной идентичности? Можно выделить внешние и внутренние факторы, влияющие на социокультурную модернизацию. Культурные заимствования извне в ДФО проникают через виртуальный мир и контакты со странами АТР и Арктики. Нововведения в социокультурных традициях, происходящие внутри региона, стимулируются деятельностью региональных субъектов культуры и искусств и характеризуются социокультурной несамодостаточностью отношений “центр-периферия”, принятием западных ценностей и жизненных стилей. Отмечается незавершенность социокультурной идентификации населения.

Дальний Восток обладает собственными характеристиками глокалитета, выражающиеся в геополитическом положении, соединяющем два мировых океана и интегрирующим культуры суши и моря. Дальний Восток как форпост культуры России на Тихом и Ледовитом океанах расположен на полицентрическом разломе культурных доминант дальневосточной цивилизации с арктическим культурным пограничьем и дрейфует к взаимодополняющей интеграции с АТР, раздвигая границы регионально-культурной идентичности. Территория Дальнего Востока – исконная среда обитания 26 автохтонных народов, находящихся на завершающей стадии ассимиляции. В музеях Хабаровска и Владивостока сохранены артефакты культурного наследия исчезнувшего народа айни, орочей, ульта (ороков), ульчей, алеутов, негидальцев, ительменов и других, которые могут быть успешно использованы в восстановлении базовых ценностей дальневосточной цивилизации.

Культурное наследие населения Дальнего Востока отражается в различиях границ по вероисповеданию, отношению к власти, картинам мира и стилям жизни, противоречивым отношениям к собственности, к земле, демократии в дальневосточном контексте.

Социокультурная модернизация на Дальнем Востоке несет структурообразующие функции по осмыслению, осознанию собственных социокультурных проблем, декодированию своей региональной самобытности и легитимизации реализуемой модели дальневосточной идентичности. К примеру, психологи выявили высокий уровень рефлексии у представителей элиты г. Владивостока, выражающейся в осознании и выполнении предназначенности для инноваций4. Благодаря участию ДФО в АТР, в частности, поддержке Китая, может усилиться восточный акцент российской цивилизационной идентичности.

Наблюдаются противоречивые сценарии социокультурной модернизации на Дальнем Востоке: этнокультурная маргинализация и ассимиляция малых народов через нарушение прав на ресурсы среды обитания и самоуправления; капсулирование этнокультуры новых мигрантов и конструирование дальневосточной идентичности.

Социокультурная модернизация в контексте целей образования раскрывается в деятельности пяти институтов культуры: образования, науки, литературы, искусства и религии. В процессе трансформации российского общества за последние 20 лет отмечается кризис почти всех институтов культуры, за исключением издательского дела, создающего материальный продукт. Социокультурные ресурсы и активность населения Дальнего Востока по всем статистически учитываемым параметрам отстают от общероссийского уровня: по посещению театров – шестое место среди семи федеральных округов, по музеям – третье, библиотекам – четвертое, изданию газет – пятое.5 По числу обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования на 10 тысяч населения Дальневосточный федеральный округ занимает пятое место и отстает от общероссийских показателей (4,5 и 6,9 соответственно), по числу обучающихся в детских школах искусств – шестое место ( 10,6% детского населения при общероссийских показателях – 11,7%).6

Воспитание искусством есть воспитание человека играющего – Homo Ludens креативно-информационного общества. Художественно эстетически воспитанный человек способен принять и жить по правилам играющего общества, так как он социализирован удерживать качественно высокий уровень стиля жизни, не упуская предоставляемые возможности и маневрируя в ограничениях. Следовательно, образовательные учреждения культуры и искусств должны выпускать избыточное количество специалистов, так как профессиональные способности Человека играющего становятся основой успешности в других видах профессиональной деятельности. Мобильность, гибкость, креативность в тактике и аксиологически направленная стратегия стиля жизни – модель выпускника вуза культуры и искусств, решающего задачи социокультурной модернизации образования и цементирующего основания российской культурной идентичности.

По моему глубокому убеждению, одной из причин распада СССР была ограниченность культуры толерантности у русского населения, не получившего базовую культуру по школьному предмету «Национальная культура народов СССР». Все выпускники национальных школ проходили этот курс и имели достаточное представление о писателях, деятелях культуры и искусства в национальных республиках СССР и могли вести диалог с представителями этих народов об их истории, культуре и искусстве. Истории культуры народов Дальнего Востока следует придать созидательные функции, призванные реализовать воспитательную роль в подготовке кадров культуры и искусств и придать ей базовую ценность дальневосточной идентичности.

В сфере организации художественного образования в ДФО руководящими документами являются “Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы”7 и “Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года8”.

Учитывая, что система профессионального образования представляет собой сложный социально-экономический и культурный феноме, предлагаю: 1) разработать на основе вышеназванных документов стратегию кадрового обеспечения сферы культуры и искусств ДФО;

2) разработать и ввести в вузах курс дальневосточного регионоведения по аналогии с курсом циркумполярного регионоведения, изучаемого всеми вузами, объединенными международным Арктическим университетом;

3) издать энциклопедию культуры ДФО;

4) просить Министерство культуры РФ утвердить ДФО пилотным регионом модернизации региональной системы профессионального образования в сфере культуры и искусств.





1 Заусаев В. К., Михалев В. П., Минервин И. Г., Бурдакова Г. И. Селитебные центры Дальнего Востока – основа формирования постоянного населения. /Социс, №8, 2010. – С. 71.

2 Мотрич Е. Л. Дальневосточный федеральный округ: изменение этнодемографической ситуации // Этнокультурный облик России. Перепись 2002 года. Под ред. В. В. Степанова, В. А. Тишкова. – М.: Наука, 2007. – С.438.

3 Безработица отступает. Российская газета № 184, с. 13, 19 августа, 2010.

4 Шершг В. М. и др. Загадки владивостокской элиты. Влад-к, 2004. – 118с.

5 Регионы России. Социально-экономические показатели. Официальное издание. М. 2006. – С. 320-329.

6 Образовательные учреждения культуры, искусства и кинематографии в цифрах. 2009 год. М.: ГИВЦ МК РФ, 2010. - С. 62, 162.

7 Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1244-р.

8 Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. №2094-р.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница