Творчество ч. С. Чаплина в контексте



страница1/7
Дата12.05.2018
Размер0.83 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПБГУ)


Выпускная квалификационная работа на тему:


ТВОРЧЕСТВО Ч.С.ЧАПЛИНА В КОНТЕКСТЕ

ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА

по направлению подготовки 030600 История

профиль: История западноевропейской и русской культуры

Выполнила:

студентка 4 курса

Кудрявцева Мария Андреевна


Научный руководитель:

Доцент, к.иск.

Кащенко Е.С.

Рецензент:

Соколов Г.А.

(Отдел истории русской культуры

Государственного Эрмитажа).

Санкт-Петербург

2017

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2

Глава 1. Историография и источники…………………………………13

Глава 2. Ч.С. Чаплин и образ «Маленького Бродяги» в западной культуре XX века………………………………………………………..30 Глава 3. Женские образы в фильмах Чаплина. Актрисы мирового художественного кинематографа, получившие прозвище «Чаплин в юбке»……………………………………………………………………...47

Заключение……………………………………………………………….61

Список источников и литературы……………………………………...76

Список иллюстраций…………………………………………………….83


Введение.
Чарльз Спенсер Чаплин, безусловно, является одним из самых знаменитых людей XX века. Наряду с такими личностями, как Ленин, Эйнштейн, Ганди, Мао Цзэдун, Уолт Дисней, Хемингуэй, его можно назвать «лицом» этого периода в истории человечества. «<…> И если в жестокосердной мелодии двадцатого века можно расслышать нотки сострадания, человеческого тепла, сочувствия к бедным и униженным, то заслуга великого клоуна тут неоспорима», - пишет в своей статье Э.А. Рязанов, - «Если бы не существовало чаплинского искусства, столетие было бы ещё более чудовищным, ещё более кровожадным»1.

Прежде, чем приступить к изучению творчества Чаплина, стоит определить истоки его сценического и кинематографического образа. Пантомиму можно считать одним из древнейших видов искусств, возникшим из культовой обрядности в Древней Греции, а первые упоминания о шутах можно найти ещё у позднеантичного историка Приска Панийского. Само слово «клоун»2 появилось в XVI в. в Англии, но цирки так таковые возникли достаточно поздно: первым из них принято считать «Амфитеатр», который был открыт в 1770 г. в Лондоне отставным кавалерийским унтер-офицером Филиппом Астли. В 1778 г. в семье итальянца Джузеппе Гримальди родился «отец современной клоунады» Джозеф Гримальди. «Принято считать, особенно в англо-саксонских странах, где их (клоунов) в память великого предшественника так и зовут «Джо», что они ведут своё происхождение от Джозефа Гримальди»3. Отец Джозефа, тоже артист, в первый раз появился на английской сцене 13 февраля 1739 г. в роли Панталоне в пантомиме «Орфей и Эвридика», поставленной в лондонском театре «Ковент-Гарден». Позже он сыграл Арлекина в пантомиме «Фортунат», а летом в театре «Сэдлерс-Уэллс» окончательно определился в своём амплуа, став «клоуном». Таким образом, Гримальди-младший принадлежал к актёрской династии и многим своим трюкам научился у отца, как в своё время произошло и с Чаплином, родители которого были актёрами мюзик-холла.

Джозеф Гримальди начал выступать на публике в возрасте менее двух лет на сцене театра «Друри-Лейн», потом в «Сэдлерс-Уэллс». В своём деле Джозеф Гримальди являлся новатором, поскольку его персонаж был, для того времени, современным клоуном, амплуа которого, тем не менее, основывалось на традиционной роли простака. Он умел обыгрывать всем известные вещи, например, в роли Смелого драгуна из пантомимы «Красный карлик» Гримальди появлялся в костюме, целиком составленном из предметов дамского туалета и кухонной утвари (то же самое можно проследить и в творчестве Чаплина, который любил придавать обыденным предметам второе значение; например, стулья, которые он на себя надевал вверх ножками в короткометражном фильме «За экраном» (1916) превращали его в ежа). Как пишет Ю.Кагарлицкий, вещи не подчинялись Гримальди: <…> он отрезал кусок пирога, но «начинка» в виде живой утки выходила оттуда и шла по своим делам»4. Чаплин использовал тот же приём: в фильмах «Лавка ростовщика», «Час ночи» (оба - 1916), «День развлечений» (1919) предметы, окружавшие актёра, не только жили своей жизнью, но, как правило, шли на конфронтацию с главным героем. «Однако те же самые предметы, которые сопротивляются Чарли, когда он пытается использовать их по назначению, легко подчиняются ему, когда он употребляет их в необычных и многообразных функциях, в соответствии с потребностями момента».5 Так, например, газовый фонарь в «Тихой улице» (1917) помог Чаплину одолеть крупного Эрика Кемпбелла в роли бандита.

Джозеф Гримальди мог исполнять всевозможные роли, в том числе и драматические, но большего успеха ему удалось достичь в пантомиме. Как и Чаплин, Гримальди был очень пластичен – танцевал, пел, исполнял акробатические номера. Его мир состоял из простых элементов, которые жили двойной жизнью. Именно у Гримальди появился первый в общепризнанном значении костюм клоуна с преувеличенными составляющими частями: например, широкие штаны с глубокими карманами.

26 декабря 1806 г. состоялась премьера пантомимы Тома Дибдина «Арлекин и Матушка-гусыня, или Золотое яйцо», принесшая восемнадцатилетнему Гримальди славу. Стоит отметить, что английская пантомима того времени представляла собой соединение несовместимого – песен и надписей, заменявших слова. В «Матушке-гусыне» героям запрещалось говорить, и они появлялись с плакатами, обозначающими реплики наподобие титров в немом кинематографе. Несмотря на это, комедийная грация Гримальди была необычна, он хорошо придумывал визуальные трюки и буффонады, тем самым мог умело вызывать смех публики. Позже, когда мюзик-холлы стали популярными, Гримальди ввёл в театр женскую пантомиму, а также завёл традицию непосредственного участия присутствующей публики в представлении. «Он (Гримальди) был велик прежде всего своей абсолютной органичностью. Тем же, чем был велик и другой актёр пантомимы – тот, которого дала в начале нашего столетия Англия и навеки запечатлела на плёнку Америка, - Чарльз Спенсер Чаплин <…>»6.

Режиссёр Григорий Козинцев назвал Чаплина «однокашником Гримальди и Дебюро»7. В 1819 г. на сцене парижского театра «Фюнамбюль» на бульваре дю Тампль мим Батист Дебюро создал образ отвергнутого несчастного влюблённого, тем самым переосмыслив сложившийся ранее образ Пьеро в виде слуги, часто попадающего в неловкие положения. Во многих картинах Чаплина женщины, в которых влюбляется его герой, отвергают его («Бродяга», «Банк» (оба - 1915); «Цирк» (1925), «Огни большого города» (1931)). В этом отношении «Маленький Бродяга» близок образу Пьеро, трогательному неудачнику и печальному любовнику, проигрывающему более успешным антагонистам. «Для меня персонаж, который я играю на экране, не есть характер. Скорее, символ. В нём, мне кажется, больше от Шекспира, чем от Диккенса. Образ вечно побитого человека»8.

Другим английским предшественником Чаплина был актёр мюзик-холла Дэн Лино9. Он также родился в семье артистов и появился на сцене вместе со своими родителями в возрасте трёх или четырёх лет как исполнитель и акробат. Лино был известен, помимо ролей в мюзиклах, исполнением ролей дам в ежегодных пантомимах, которые были популярны в лондонском королевском театре Друри-Лейн, в период с 1888 по 1904 гг. В связи с этим стоит упомянуть, что Чаплин тоже несколько раз появлялся на экране в образе женщины. В первый раз – в картине «Деловой день» (1914), где сыграл грубую и ревнивую даму. Всего известны три случая появления на экране Чаплина в женском платье. В короткометражных фильмах «Маскарадная маска» (1914) и «Женщина» (1915) Чаплин играл более привлекательных и интеллигентных особ.

Как и у Дэна Лино, родители Чаплина – Чарльз Спенсер Чаплин-старший и Ханна Чаплин (на сцене Лили Харли), - играли в мюзик-холлах. Чарльз Чаплин родился 16 апреля 1889 г. в Лондоне. (Илл. 2). Его родители расстались, когда будущему актёру едва исполнился год, а в 1896 г. Ханна Чаплин потеряла рассудок. Когда ей становилось лучше, она могла петь и разыгрывать различные сценки, любила сидеть у окна, смотреть на прохожих и повторять их движения. Таким образом, Чаплин научился наблюдать за людьми и выражать чувства мимикой и жестами. Впоследствии он написал: «Я часто спрашиваю себя, не обязан ли своим успехом в пантомиме дару, переданному мне моей матерью? Она была исключительной мимисткой»10.

Одним из самых важных событий детства Чаплина является его первое появление на сцене в 1894 г. Тогда Ханна потеряла голос, а директор варьете вывел маленького Чарли к зрителям. Он спел знаменитую в то время песенку «Джек Джонс», после чего на сцену стали бросать монеты. Через четыре года молодой Чаплин уже выступал в труппе Уильяма Джексона11 «Восемь ланкаширских парней». Мальчики танцевали клогданс, и репортёры мюзик-хольных газет высоко оценивали их мастерство. Труппа часто отправлялась в турне и имела успех, выступая за один вечер сразу в двух-трёх мюзик-холлах. Однажды Чарли Чаплин сыграл кошку на премьере пантомимы «Золушка» в лондонском «Ипподроме». В одном из эпизодов он был партнёром Марселина12, который постоянно спотыкался об него и падал. На одном из детских утренников Чарли обнюхал пса Марселина и поднял лапку на просцениуме – это была первая комическая импровизация артиста.

Вскоре Чаплин ушёл от «ланкаширских парней». Будучи четырнадцатилетним мальчиком, он решил пойти в известное театральное агентство – к Блэкмору, и его сразу взяли на роль рассыльного Билли в пьесе Уильяма Джиллета «Шерлок Холмс». Юному актёру предложили ещё одну роль в новой пьесе «Джим, роман оборванца», которая не имела особого успеха, но именно после неё в июле 1903 г. Чаплина впервые упомянули в печати. Когда в 1905 г. Чарли поехал на гастроли с «Шерлоком Холмсом», ему пришло известие от матери – она окончательно была признана душевнобольной и помещена в больницу.

В 1906 г. Чарли выступил в номере «Цирк Кейси» на открытии гастролей в ливерпульской «Олимпии». Он появлялся в двух скетчах, изображая разбойника Дика Терпина и «доктора» Уолфорда Боди. В роли Терпина Чарли всё время приходилось бежать и скрываться от погони, и он поднимал одну ногу и прыгал на другой, огибая углы манежа. Зрители смеялись. Позже такой же трюк появился во многих фильмах будущего режиссёра. В 1907 г. гастроли закончились, и Чаплин, уйдя из труппы, остался безработным. Тем временем, сводный брат Чарльза, Сидней работал с «Бессловесными комедиантами» Фреда Карно13. Благодаря его настоятельным просьбам взять младшего брата в труппу, Карно согласился, но тогда Чарльз показался ему чересчур застенчивым юношей, не способным к фарсу с потасовками. Вскоре, играя комического злодея в «Футбольном матче», он сумел рассмешить публику14, и это изменило мнение о нём Карно и многих других актёров. Чаплин к тому времени уже имел определённый актёрский опыт, и «пребывание в труппе Фреда Карно было для него своего рода «завершением актёрского образования»»15. Молодой человек играл ещё во многих пантомимах и скетчах, но наиболее удачным выступлением стала роль пьяного в «Бессловесных пташках» (или «Вечер в английском мюзик-холле»).

В 1910 г. Чарльз с труппой Карно в первый раз побывал в США, а в 1913 г. юного актёра заметил представитель кинокомпания «Кистоун», руководителем которой был продюсер и режиссёр Мак Сеннет16. В Лос-Анджелесе он зашёл к Чаплину поздравить с успехом после комедии «Ночь в клубе». Наружность Сеннета произвела на Чарли сильное впечатление. Он стал волноваться, смогут ли они поладить. Надо сказать, что сам режиссёр явно испугался, когда увидел Чаплина без грима – по его мнению, актёр был слишком молод.

Появившись на студии «Кистоун», Чарльз Чаплин не сразу стал сниматься. Какое-то время Сеннет объяснял ему свой творческий метод и дал время, чтобы новый актёр присмотрелся и просто поучился технике киносъёмки. Первый фильм, в котором играл Чаплин, «Зарабатывая на жизнь» (1914) снимал режиссёр Генри Лерман17. Комик считал Лермана тщеславным, более того он вырезал или переделал наиболее удачные трюки Чаплина. «Я никак не мог понять, зачем это ему нужно. Впоследствии, через много лет, Генри Лерман признался, что сделал это умышленно, потому что, как он выразился, я слишком много себе позволял»18. Фильм снимался в течение трёх дней не в павильоне, а на натуре. Руководителям «Кистоуна» он не понравился, они даже сказали Сеннету, что он взял на работу «полную никчёмность». Сам Чаплин понимал, в чём была его главная ошибка – неудачный грим и костюм, стремление подражать чуждой ему манере игры других артистов «Кистоуна». Позже, приступая к съёмкам нового фильма, Сеннет попросил Чаплина загримироваться. Для своего второго фильма Чаплин придумал костюм, в котором снимался во многих последующих картинах. Много лет считалось, что образ Бродяги впервые появился в ленте Г.Лермана «Детские автогонки в Венисе» (1914), но сам Чаплин вспоминал, что он возник в «Невероятно затруднительном положении Мейбл» (1914), снятом при участии Мака Сеннета. Оператор «Мейбл» Ганс Кенекамп тоже припоминает, что костюм появился впервые именно в этом фильме.

Чаплин не обдумывал его заранее. Ему хотелось, чтобы в костюме всё было противоречиво: слишком широкие штаны и узкий пиджак, огромные ботинки с загнутыми носами и маленький котелок. Усы Чарли специально подстриг щёточкой, чтобы они не скрывали его мимики, но, в то же время, делали бы его старше. У нового героя также появилась бамбуковая тросточка, которой он мог жонглировать. Этот костюм во многом напоминал облик Уолтера Гривса, игравшего роль старьевщика у Карно в пантомиме «Лондонские предместья».

Позже Чаплин скажет в беседе с корреспондентами: «мой тип представляет собой синтез облика значительного числа англичан, которых мне пришлось видеть во время моей жизни в Лондоне»19. Его характерная «утиная» походка могла быть заимствована у Карно, когда в одной из пантомим он изображал бродягу Перкинса. В 1916 г. комик однажды рассказал репортёру, что перенял походку у старого спившегося конюха по прозвищу «Чудила Бинкс», которого встречал на улицах Лэмбета. В любом случае, будущий образ Маленького Бродяги уже стал отчётливо вырисовываться в первых фильмах Чаплина, хотя не был ещё до конца продуман. В «Моей биографии» Чарли вспоминал, что после того, как переоделся в гримёрной, он подошёл к Маку Сеннету и принялся расхаживать с гордым видом, помахивая тросточкой. Сеннет рассмеялся, и актёр стал описывать ему своего героя: «Он очень разносторонен – он и бродяга, и джентльмен, и поэт, и мечтатель, а в общем это одинокое существо, мечтающее о красивой любви и приключениях. Ему хочется, чтобы вы поверили, будто он учёный, или музыкант, или герцог, или игрок в поло. И в то же время он готов подобрать с тротуара окурок или отнять у малыша конфету. И, разумеется, при соответствующих обстоятельствах он способен дать даме пинка под зад, - но только под влиянием сильного гнева»20. (Илл. 1)

Таким образом, по фильмам Чаплина, от самых ранних (период сотрудничества с Маком Сеннетом), до более поздних, сделанных на собственной студии, можно проследить, как эволюционирует образ бродяги. В фильмах постепенно появляются трагикомические нотки. Чаплин уходит от так называемой «комедии пощёчин», он воспроизводит различные трюки, которым научился ещё в юности на сцене мюзик-холла, и создает новые сюжеты.

Чаплин играл человека из низшего слоя населения, но всё-таки именно человека, способного несмотря на все свои неприятности, помогать другим. Клоун Грок говорил: «Чаплин дал нашему поколению истинное понимание сути клоунады, более того, понимание сути всех маленьких людей»21. Образ «Маленького бродяги» будет использоваться Чаплином на протяжении последующих двадцати шести лет вплоть до выхода фильма «Великий диктатор» (1940).

Маленький Бродяга с самого начала имел успех у публики. Этот образ пытались сымитировать многие актёры начала XX века, например, комик Билли Уэст (фильм «The Сandy Kid» (1917)). Влияние Чаплина и его образа Бродяги прослеживается в творчестве французского актёра и режиссёра Жака Тати, советского клоуна Карандаша, гонконгского кинематографиста Джеки Чана, который использует трюки для создания различных комедийных ситуаций. «Это как будто необъяснимо. Маленький человек в слишком широких и рваных штанах, в помятом котелке и дырявых башмаках, эксцентрически нелепый, смешной и жалкий, завоёвывает весь мир»22.

Стоит отметить, что некоторые подражания не удавалось выявить сразу: подобным примером являлся фильм «Человек на пропеллере», показанный в Москве в 1922 г. и отрецензированный Алексеем Ганом. Также стоит отметить влияние Чаплина и созданного им образа Бродяги на авангардные художественные течения первой половины XX в. Известны пьесы «Чаплин, трагигротеск в шести картинах» (1924) Мелхиора Фишера, «кино-поэма в лицах» «Чаплиниада» (1920) представителя экспрессионизма Ивана Голля. Помимо этого, образ Бродяги нашёл отражение в работах таких известных художников, как Фернан Леже и Марк Шагал.

Цель данной выпускной квалификационной работы – проанализировать влияние и значимость творческой деятельности Чарльза Спенсера Чаплина и, соответственно, образа «Маленького Бродяги» в западном культурном контексте XX века. Являясь не только великим актёром, но ещё и выдающимся режиссёром, сценаристом, продюсером, композитором, Чаплин сумел изменить само представление о кинематографе и в 1972 г. заслуженно получил «Оскар» «за бесценный вклад в то, что в этом веке кинематограф стал искусством»23.

Задачи работы заключаются в том, чтобы:


  1. Во-первых, рассмотреть это влияние и проследить его эволюцию на конкретных примерах в литературе, живописи и кинематографе преимущественно XX века;

  2. Во-вторых, выявить определенные закономерности творческой карьеры актера;

  3. В-третьих, в результате исследования сделать вывод о том, чем был обусловлен успех Чаплина, ведь по сравнению с другими популярными актёрами того же периода, например, Бастером Китоном и Гарольдом Ллойдом, именно он сумел внести столь большой вклад в развитие киноискусства.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемых источников и литературы. Первая глава – историографическая. В ней проанализирован ряд работ зарубежных и отечественных исследователей творчества Чаплина. Во втором параграфе данной главы приводятся все основные источники, используемые в работе, а также анализируются мемуары Чаплина, впервые изданные в 1964 г., биографический фильм «Чаплин» (1992) режиссера Ричарда Аттенборо и мюзикл Уоррена Карлайла «Чаплин». Вторая глава посвящена, непосредственно, рассмотрению влияния Чаплина и образа Маленького Бродяги на западную культуру XX века. В третьей главе речь идёт, в основном, об актрисах США, Западной Европы и СССР, получивших прозвище «Чаплин в юбке».


Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Программа «Теория и практика межкультурной коммуникации»
11701 -> Смысложизненные ориентации и профессиональное выгорание онлайн-консультантов по специальности
11701 -> Теоретико-методологические аспекты исследования проблем планирования жизни
11701 -> Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» Профиль «Социальная антропология»
11701 -> Основная образовательная программа магистратуры вм. 5653 «Русская культура»
11701 -> Филологический факультет


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница