Трушина Ю. Х. Социальнаяпедагогик а



страница1/47
Дата20.02.2018
Размер2.26 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Трушина Ю.Х.

С О Ц И А Л Ь Н А Я П Е Д А Г О Г И К А

Курс лекций

НИЖНИЙ НОВГОРОД

2009


Автор: Трушина Ю.Х.

Рецензент:

Доктор педагогических наук, профессор

Николина В.В.



Социальная педагогика: Курс лекций. – Н.Новгород: , 2009. –с.

В предлагаемом пособии представлен курс лекций по социальной педагогике, разработанный в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности «Социальная педагогика». В нем раскрываются теоретико-методологические и практико-ориентированные аспекты деятельности социального педагога.



Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, преподавателей и работающих социальных педагогов и социальных работников.

О Г Л А В Л Е Н И Е

Обращение к студентам..........................................................................................................




ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Лекция 1.

Профессиональная деятельность социального педагога.............................




ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Лекция 2.

Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности.....................................................................................................




Лекция 3.

Социализация как приобщение человека к жизни в обществе.....................




Лекция 4.

Микрофакторы социализации.........................................................................




Лекция 5.

Мезофакторы социализации............................................................................




Лекция 6.

Макрофакторы социализации.........................................................................




Лекция 7.

Семья как микрофактор социализации, естественная среда формирования ребенка.....................................................................................




Лекция 8.

Социальное воспитание как институт социализации.................................




Лекция 9.

Современные концепции социального воспитания........................................




Лекция 10.

Социальная среда как средство и субъект воспитания...............................




Лекция 11.

Принципы социального воспитания................................................................




Лекция 12.

Содержание, формы, методы, средства социального воспитания.........................................................................................................




СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ

Лекция 13.

Человек как жертва неблагоприятных условий социализации......................................................................................................




Лекция 14.

Дети с девиантным поведением как жертвы неблагоприятных условий социализации......................................................................................................




ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ

В соответствии с Кодексом этики профессиональное предназначение социального педагога – согласование личных и общественных интересов клиентов, гармонизация этих отношений. Он выступает в роли посредника во взаимодействии личности, семьи и социума, обеспечивая при этом социальное развитие клиента и преобразование социума, являющегося формирующей средой, ситуацией развития каждого члена общества.

Одной из базовых дисциплин профессиональной подготовки данных специалистов является социальная педагогика. Освоение студентами социально-педагогических знаний, умений и навыков позволяет им в будущей профессиональной деятельности оказывать грамотную помощь разным категориям населения: детям, молодежи, женщинам, старшему поколению и т.д., оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проявляя при этом творчество.

Содержание осваиваемой социальной педагогики, как науки и сферы практической деятельности, направлено на формирование у студентов – будущих социальных педагогов функциональной (профессиональной), личностной компетенций.

В пособии по каждой теме также представлены разноуровневые задания для самоподготовки, для обсуждения в группе и включающие их в профессиональную деятельность. Они разработаны на основе учета компетентностного подхода т.е. с учетом тех профессиональных задач, которые приходится решать социальным педагогам в своей повседневной профессиональной деятельности. Следовательно, их систематическое выполнение студентам даст возможность подготовить себя к будущей профессиональной деятельности, что в свою очередь позволит выполнить великую миссию – помогать, защищать, поддерживать порастающее поколение в ходе его социализации в сложных жизненных условиях.

Все три группы заданий предусматривают выполнение студентами разных видов самостоятельных работ: изучение и анализ научной литературы; нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней, касающихся защиты прав, социализации разных категорий людей; опыта социально-педагогической работы в регионе, учреждениях, организациях; моделирование, проектирование социально-педагогической деятельности в социуме, учреждении; разработка программ индивидуальной, групповой работы с детьми; подготовка и проведение групповых дискуссий, подготовка рефератов по социально-педагогической проблематике, докладов к студенческим научно-практическим конференциям, проводимым в вузе; прослеживание развития уровня своей личностно, теоретической и технологической готовности к профессиональной деятельности, оформление «Портфолио» своих профессиональных достижений и др.

Специалисты, имеющие ярко выраженную профессиональную направленность, знающие специфику профессиональной деятельности социального педагога с детьми разных категорий, освоившую теорию социальной педагогики, в том числе теорию социально-педагогической виктимологии, смогут компетентно реагировать на кризисные и чрезвычайные ситуации так же, как и на существующие и возникающие ежедневно личные и социальные проблемы, связанные с помощью, защитой человека в сложной жизненной ситуации, обеспечением его достойного существования и свободного развития.

Следовательно, с уверенностью можно сказать, что в современных условиях социально-педагогическое знание играет социально-стабилизирующую роль и поэтому становится неотъемлемой частью не только профессиональной подготовки социальных педагогов и их профессиональной деятельности, но и социальной политики.




Каталог: 2013
2013 -> Психология предрассудка
2013 -> Федеральное государственное автономное образовательное
2013 -> Источники в социологии
2013 -> Даятель или потребитель
2013 -> О. В. Романова, председатель пцк учетно- экономических, страховых и банковских дисциплин Функции образования и их роль в современном обществе
2013 -> Концепция устойчивого развития признана мировым сообществом в качестве центральной стратегии развития человечества, которая направлена на преодоление глобального экологического кризиса


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница