Трудная вещь



Скачать 444.58 Kb.
страница1/9
Дата04.05.2018
Размер444.58 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

АЛЕКСАНДР ЕВАНГЕЛИ

Трудная вещь



Пространственное искусство России последних десятилетий

Скульптура, объект, инсталляция — имена выразительности третьего измерения — свободны от техногенного видения и современной виртуализации образа. Иначе говоря, скульптура не клонируется без материального основания — в отличие, скажем, от традиционной картины, почти полноценно заменяемой проекцией. В связи с этим можно предположить, что консервативная природа скульптуры стоит на страже ее традиции, и модернистская рефлексия по поводу медиума скульптуры продолжается в старом диалоге формы и материала.

Однако, за редкими исключениями, в России скульптура менее всего склонна лелеять пластическую традицию как наследство, воспроизводимое в формах отцовской доблести. Подобное можно увидеть лишь у Зураба Церетели, наиболее известного и отмеченного художественными наградами русского скульптора, и Александра Таратынова. В других случаях такая рафинированная традиционность понимается как художественный диалект власти и подвергается саркастическим манипуляциям, как у художников соц-арта, либо изначально опустошается для захвата другими смыслами, как в концептуализме. Традиция также может апроприироваться как рыночный или культурный продукт, чтобы стать проводником современных смыслов, как, например, в бронзе AES+F и мраморе Айдан Салаховой, понимающих несовременность этих материалов и предъявляющих их в качестве актуального иронического комментария к рыночной циркуляции высказывания.

Если все же настаивать на поиске традиции, с которой современная работа с пространством могла бы себя идентифицировать, то это скорее зоны архитектурной утопии, конструктивистского и формального поиска — то есть русская скульптура находит себя в авангардной традиции разрыва с традицией.

Негативной самоидентификации авангарда исторически предшествовала рецепция фигуративных объектов как языческих идолов, а после реформ Петра I и появления в России классической скульптуры — как репрезентации власти. Негативное отношение к скульптуре фиксирует Пушкин: у него скульптура появляется трижды (поэмы «Золотой петушок», «Каменный гость» и «Медный всадник»), всегда оживает и несет смерть. В каждой Пушкин подчеркивает материал изготовления. (Наблюдение Юрия Лотмана.)

Всплески народного творчества в жанре религиозной скульптуры в Перми и Нижнем Новгороде породили впечатляющие образцы, но в православной рецепции они плохо считывались как сакральные, нуждались в орнаменте, и так и остались локальными. С обыденной рецепцией косвенно взаимодействует авангардная — во всяком случае, художники русского авангарда обращаются не к классической, а к архаической визуальности в поиске первичных форм.

Выставка представляет пространственное искусство России нескольких десятилетий, однако при этом демонстрирует современную ситуацию, а не исторический срез. Общеизвестна опора русского искусства на нарративный фундамент, и в современной скульптуре ряд направлений структурно включают повествовательность, историю, широко понимаемый сюжет. Эта линия прослеживается в работе с объектом, соц-арте и его постсоветских ответвлениях, московской концептуальной школе и у молодых художников, усвоивших ее уроки. Вместе с тем для самоидентификации русского искусства важнее спектр тенденций, связанных с исследованием границ формального языка и поиском его новых выразительных возможностей.


Каталог: app -> images -> file
app -> Рабочая программа элективного курса «Теория и практика сочинения рассуждения на основе прочитанного текста» 9класс
app -> Учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 02 часа для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание» в 10 классе из расчета часа в неделю
app -> Обществознание общество
app -> Основные направления развития и совершенствования рекламы в коммерческих фирмах
app -> Аналитическая справка, отражающая актуальные вопросы в области выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности
file -> Рэй Брассье. Понятия, объекты, перлы Вопрос «Что реально?»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница