Трофимова Е. М., Аггпу им. В. М. Шукшина, Бийск, Россия Как монгольские и русские подростки отвечают на вопрос «Кто Я?»



Скачать 140.4 Kb.
страница1/3
Дата25.08.2018
Размер140.4 Kb.
  1   2   3

Трофимова Е.М., АГГПУ им. В.М. Шукшина, Бийск, Россия
Как монгольские и русские подростки отвечают на вопрос

«Кто Я?»

Мы рассматриваем феномен, который в психологической литературе имеет различные названия: идентичность, представления о себе, Я-концепция и т.д. Для простоты остановимся на идентичности. Конкретные определения идентичности столь разнообразны, что имеет смысл остановиться на самом общем: «переживание самотождествености» [5], переживание своего Я, которое связано как с переживанием своей уникальности (личностная идентичность), так и принадлежности себя к определенной социальной группе (социальная идентичность).

Интерес к изучению рассматриваемого феномена проистекает из несомненной его важности как фактора, влияющего на индивидуальное развитиечеловека (психологическим благополучием, стратегиисовладающего поведения [5], конформность[1], толерантность личности [8]) и на состояние общества в целом (например, Г. Тэшфелом установлена зависимость между уровнем групповой сплоченности и особенностями идентификации).

Представляется актуальным исследование идентичности представителей различных этнических групп как фактора, влияющего на эффективность их коммуникации.



Организация исследования

Основной целью представленного исследования являлось изучение особенностей идентификации современных подростков Монголии и России в кросскультурном аспекте.

Выборка испытуемых состояла из 184 подростков 12-15 лет (94 монгольских1 подростка, 47 мальчиков и 47 девочек, живущих в г. Ховд (Западная Монголия) и 91 русский подросток, 45 мальчиков и 45 девочек, жителей г. Бийска Алтайского края).

В качестве диагностического инструментария использовалась методика М. Куна, Т. Макпартленда «Тест двадцати ответов» (модификация Т.В. Румянцевой)[6]. Ее выбор был обусловлен нестандартизированностью методики и свободой испытуемого в формулировке ответа. Кроме того, методика позволяет выявлять 2 уровня идентификации: осознанный и неосознанный, - а также виды идентичности и ее обобщенные компоненты.

Результаты подвергались обработке с помощью контент-анализа (версия 1.6, А.Н. Чураков). Дальнейшая обработка данных проводилась с помощью программы SPSSStatistic (версия 22).




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница