Требования к кандидатскому экзамену по истории и философии науки



Скачать 77.22 Kb.
Дата19.02.2018
Размер77.22 Kb.
ТипРеферат

Требования к кандидатскому экзамену по истории и философии науки
Сдаче экзамена по истории и философии науки предшествует сдача реферата. Требования к реферату необходимо получить на кафедре гуманитарных наук и социальных технологий (сдача реферата до 30 апреля!!).

Успешное написание реферата является условием допуска к сдаче кандидатского экзамена. Качество реферата оценивается по зачетной системе.



Кандидатский экзамен проводится устно по билетам, каждый из которых включает в себя три вопроса. Кроме вопросов билета члены комиссии имеют право задавать дополнительные вопросы с целью определения степени понимания экзаменующимся изученного материала.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

для повторения по курсу «История и философия науки. Общие проблемы философии науки»

  1. Аспекты бытия науки.

  2. Предмет философии науки.

  3. Позитивистская традиция в философии науки.

  4. Концепции развития науки К.Поппера, И.Лакатоса, Г.Куна,
    П.Фейерабенда, М.Полани.

  5. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов
    научной деятельности.

  6. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного
    развития и их базисные ценности.

  7. Особенности научного познания.

  8. Наука и философия.

  9. Наука и искусство.

  10. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

  11. Функции науки в жизни общества.

  12. Преднаука и наука в собственном смысле слова.

  13. Две стратегии порождения знаний.

  14. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

  15. Формирование науки как профессиональной деятельности.

  16. Возникновение дисциплинарно организованной науки.

  17. Многообразие типов научного знания.

  18. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения.

  19. Структура эмпирического знания.

  20. Структура теоретического знания.

  21. Основания науки.

  22. Идеалы и нормы исследования.

  23. Научная картина мира. Функции научной картины мира.

  24. Философские основания науки.

  25. Методы научного познания и их классификация.

  26. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

  27. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап

  28. становления новой дисциплины.

  29. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы.

  30. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

  31. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.

  32. Научные революции как перестройка оснований науки.

  33. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания.

  34. Глобальные революции и типы научной рациональности.

  35. Главные характеристики современной, постнеклассической науки.

  36. Современные процессы дифференциации и интеграции наук.

  37. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований.

  38. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.

  39. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного

  40. подходов.

  41. Сближение идеалов естественно-научного и социально—

  42. гуманитарного познания.

  43. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце

  44. XX столетия.

  45. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

  46. Сциентизм и антисциентизм.

  47. Наука и паранаука.

  48. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

  49. Наука как социальный институт.

  50. Научные сообщества. Научные школы. Подготовка научных кадров.

  51. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

  52. Наука и экономика. Наука и власть.

  53. Проблема секретности и закрытости научных исследовании.

  54. Проблема государственного регулирования науки.


Философские проблемы биологии и экологии


  1. Предмет философии биологии и его эволюция.

  2. Эволюция в понимании предмета биологической науки.

  3. Биология в контексте философии и методологии науки XX века.

  4. Роль теории биологической эволюции в формировании принципов глобального эволюционизма.

  5. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму.

  6. Проблема системной организации в биологии.

  7. Проблема системности в биологическом познании.

  8. Воздействие биологии на формирование новых форм, установок и ориентации.

  9. Исторические предпосылки формирования биоэтики.

  10. Основные принципы и правила современной биомедицинской этики.

  11. Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии.

  12. Экофилософия и проблемы формирования социальной экологии.

  13. Становление экологии в виде интегральной научной дисциплины.

  14. Экологические основы хозяйственной деятельности.

  15. Экологические императивы современной культуры.

  16. Образование, воспитание и просвещение человечества в свете
    экологических проблем человечества.

  17. Особенности биосферы как области взаимодействия природы и обществ.

  18. Биомедицинская этика.

  19. Биоэтика.

  20. Взаимосвязь наук в познании живого.

  21. Биология как система наук.

  22. Концепции происхождения живого.

  23. Историческая динамика принципов познания живого.

  24. Основные современные тенденции развития биологии.

  25. Специфика живого.


Философские проблемы техники и технических наук


  1. Формирование в технике рационального обобщения.

  2. Технические науки и системотехника.

  3. Проблема соотношения науки и техники.

  4. Основные модели взаимоотношения науки и техники.

  5. Техника и технические науки.

  6. Специфика естественных и технических наук.

  7. Специфика соотношения эмпирического и теоретического в технической теории.

  8. Функционирование технической теории.

  9. Формирование и развитие технической теории.

  10. Понятие техники и философии техники.

  11. Структура технической теории.

  12. Современный этап развития инженерной деятельности и проектирования.

  13. Системотехническая деятельность.

  14. Социотехническое проектирование.

  15. Проблема оценки социальных, экологических и других последствий техники.

  16. Смысл и сущность техники.

  17. Объект исследования техники.

  18. Возникновение инженерной деятельности.

  19. Историческое развитие техники.

  20. Роль и значение техники в современной культуре.

  21. Философия техники.

  22. Техника как предмет исследования естествознания.

  23. Формирование классической технической науки.

  24. Системные исследования в технике.

  25. Этические проблемы техники.


Философские проблемы социально-гуманитарных наук


  1. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных наук.

  2. Субъект социально-гуманитарного познания.

  3. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

  4. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

  5. Объективное и субъективное время.

  6. Время, пространство в социальном и гуманитарном знании.

  7. Коммуникативность в науках об обществе и культуре.

  8. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных
    науках.

  9. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках.

  10. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

  11. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

  12. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и
    гуманитарные.

  13. Философско-методологические проблемы экономической науки.

  14. Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных
    трансформаций.

  15. Формирование социально-гуманитарных наук.

  16. Философия образования как социально-гуманитарная дисциплина.

  17. Особенности объекта социально-гуманитарного познания.

  18. Сходство и различие наук о природе и наук об обществе.

  19. Философия как интегральная форма социально-гуманитарного знания.

  20. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания.

  21. Коммуникативная природа социально-гуманитарного знания.

  22. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

  23. Коммуникативная рациональность.

  24. Этапы развития социально-гуманитарных наук.

  25. Предмет социально-гуманитарных наук.

Каталог: archive -> documents -> otdel aspiranturi
archive -> Лекции 4 часов, семинары 16 часов, сам работа часов, экзамен. Тема Парадигмы и концепции в философии науки
archive -> Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2017
archive -> Конференция «Ломоносов 2017» Секция «Психология современной семьи»
archive -> Первая глава «Виртуальность современного общества: история и современность» состоит из двух параграфов, в которых
archive -> В. И. Игнатьев, докт филос наук, профессор кафедры социологии Новоси- бирского государственного технического университета (нгту), А. Н. Степанова
archive -> На Ученом Совете философского факультета
otdel aspiranturi -> Требования к кандидатскому экзамену по иностранному языку


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница