Трансформация социокультурных ценностей современной межнациональной семьи



Скачать 23.99 Kb.
страница1/2
Дата15.02.2018
Размер23.99 Kb.
  1   2

Федорова Анастасия Сергеевна,

старший преподаватель кафедры социологии,

Российский государственный социальный университет, fedorova1993@mail.ru
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬЕ
В обществе происходят изменения значимости социального института семьи и брака, обусловленные вызванными и происходящими последние два десятилетия трансформациями всех сфер жизнедеятельности российского общества. Данные процессы повлияли на сознание молодежи и на первый план стали выходить ценности, связанные с личным благополучием, признанием, успехом. Гедонистские устремления привели к свободе добрачных и внебрачных отношений.

Ценностное отношение человека к миру проходит через все сферы общества. Проблема трансформации ценностных ориентаций имеет все большую актуальность в современном обществе. Это связано с периодом изменения всех условий жизни людей. Через ценностные ориентации людей можно объяснить суть всех процессов, которые происходят в любой социальной системе и так же судить о характере развития отношений в обществе, перспективах его развития. Особую актуальность приобретает изучение ценностных ориентаций современной межнациональной семьи. Связано это с тем, что Россия исторически сложилась и существует как полиэтническое и поликонфессиональное государство, на территории которого проживает множество различных национальностей. Изучение ценностных ориентаций и ценностей, методов их измерения, трансформации, является одним из самых важных направлений в области социологии, философии, психологии. В социологии эти понятия исследовались представителями разных направлений. В рамках классической социологии, в частности в теории социальной солидарности Э. Дюркгейма [5, с.67] и понимающей социологии М. Вебера [2, c .581] была рассмотрена роль ценностей в жизни общества. Так же теория ценностей была рассмотрена с позиции феноменологической социологии такими представителями как У. Томас, Ф. Знанецкий, структурного функционализма Т. Парсонса [8,с.467] и бихевиоризма Ч. Морриса.

Так же в отечественной социологии до 1990-х гг. ценностные ориентации рассматривались в контексте идеологических установок. Но необходимо заметить, что было разработан ряд концепций, в которых были рассмотрены различные факторы ценностных ориентаций. К таким концепциям можно отнести теорию диспозиционной регуляции социального поведения личности (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов) [6,с.189], целенаправленного поведения (И.Ю. Истошин, Н.Ф. Наумова), жизненных ценностей (Н.И. Лапин). На сегодняшний день проблематика изучения ценностных ориентаций актуализируется в связи с масштабными трансформациями всех сфер жизнедеятельности. Ценностные ориентации в условиях изменения современного российского общества рассматриваются в работах В.А. Ядова, Т.И. Заславской, Н.И. Лапина, В.Э.Бойкова и др. Но в том же время следует отметить, что ценностные ориентации семье еще недостаточно изучены. Необходим анализ в точки зрения национальной принадлежности семьи, в частности национально-смешанной.

Изучение межнациональных семей так же является довольно интересным научным направлением и привлекает внимание ученых разных отраслей знания историков, демографов, этнографов, социальных антропологов, социологов, философов, психологов и т. Этот интерес обусловлен целым рядом причин. В первую очередь - это устойчивый рост межнациональных браков, как в нашей стране, так и за рубежом, что обусловлено миграцией, урбанизацией, ростом межэтнических контактов и увеличением роли в повседневной жизни средств массовой информации.

Во-вторых - это вопрос о влиянии последствий смешанных браков на национальные проблемы. С одной стороны, межнациональные браки являются следствием межнационального взаимодействия, а с другой - эти браки влияют на национальные характеристики взаимодействующих наций. Важным также является вопрос о влиянии психологического фактора, так что в брак вступают не просто представители определенных этнических групп, а личности с набором своих индивидуальных качеств. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблема исследования межнациональных браков не нова, - очень много в этом направлении было сделано советскими исследователями.

Для межнациональной семьи трансформация процесса воспитания ребенка, как одного из типа социокультурных ценностей, является одним из наиболее острых вопросов, поскольку, в отличие от мононациональных семей, в полинациональных семьях почти всегда присутствует элемент выбора языка, культуры, религии, национальности вообще [7, С. 15]. На начальном этапе этот выбор определяется родителями, и, как правило, ребенок, воспитанный в соответствии с этим выбором, не изменяет его и в дальнейшем. Таким образом, можно предположить, что становление этнической идентичности ребенка с этнически смешанной семьи может зависеть от типа внутрисемейных отношений. В семьях с демократическим стилем отношений семейный уклад строится на основе выборочного усвоения обычаев, традиций, общение осуществляется на обоих языках.

Полная межнациональная семья является зеркалом, как национальной экономики, так и морально-этических норм общества. Мигрируя, родители сосредоточивают все силы на решение вопросов материального положения семьи. Однако такой их выбор часто обращаются дезадаптацией подростка в социальной среде, деформацией естественных условиях становления его личностных черт [1, c. 142]. Нередко дети растут с комплексом неполноценности. Межнациональные семьи могут в полной мере реализовать воспитательную функции, сущность которой заключается в передаче детям в процессе их вхождения в систему общественных отношений, социального опыта, знаний, норм поведения, поскольку только полноценное семейное воспитание развивает способности, здоровые интересы и потребности ребенка, формирует правильное мировоззрение.

Межнациональная семья, как и любая другая, выполняет целый ряд функций - репродуктивную, коммуникативную, воспитательную, регулятивную, экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную [10, С. 370]. Однако в условиях дискретности действия факторов пространства и времени все эти функции трансформируются. Часто именно пространство и время вращаются основными рисками понижение функций межнациональных семей. Ведь семья, как и любая другая система, формируется на основе связей. Когда они ослабляются или прерываются - семья разрушается.

Таким образом, трансформация социокультурных ценностей межнациональных семей часто вызывает ряд проблем, особенно в формировании личности ребенка, живущего в таких семьях, а также провоцирует разрушение основных семейных функций. Так, пассивная репродуктивная функция ведет к сокращению воспроизводства населения, распространение малых семей, элиминацию популяций. Деформированная экономическая функция ведет к продуцированию девиантного поведения, потребительства, иждивенчества.



Каталог: data -> 2017
2017 -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
2017 -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
2017 -> Технологии оценивания образовательных результатов
2017 -> Предварительная текстологическая работа над основными понятиями "критики чистого разума" и канта
2017 -> Анализ конкуренции в российском футболе в преддверии проведения чемпионата мира по футболу в России в 2018 год
2017 -> Мир как идея в трансцендентальной философии Э. Гуссерля и И. Канта
2017 -> Доцента, кандидата политических наук, Федорченко Сергея Николаевича


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница