Трансформация системы ценностей студенческой молодежи в россии



Скачать 103.45 Kb.
страница1/5
Дата05.05.2018
Размер103.45 Kb.
  1   2   3   4   5

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ценностей студенческой молодежи в РОССИИ

Блохина А.А.

Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л.Н.Толстого

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного периода российского общества – проблема трансформации ценностей студенческой молодежи. Российское общество на протяжении последних десятилетий переживает социально-экономический и политический кризис, который привёл к кризису духовному, мировоззренческому, что в свою очередь привело к трансформации системы и иерархии ценностей россиян и, в большей степени, современной молодежи. Автор анализирует результаты различных исследований ценностных ориентацией молодежи, проводимых в советский период, период становления новой России, а также приводит данные собственного исследования ценностной системы современной студенческой молодежи.



Ключевые слова: ценностные системы, молодежь, студенчество, кризисные изменения, процесс трансформации.

TRANSFORMATION OF THE STUDENTS SYSTEM OF VALUES IN RUSSIA

Blokhina A.A.

Tula Leo Tolstoy State Pedagogical University

The article considers one of the topical problems of the modern period of the Russian society - the problem of transformation of values of the student youth. Russian society over the past decades is experiencing social-economic and political crisis that led to the crisis of spiritual, philosophical, which in turn led to the transformation of the system and the hierarchy of values of Russians and, increasingly, today's youth. The author analyses the results of the various studies of axiological orientation of the youth, held in the Soviet period, the period of formation of new Russia, as well as the results of their exploration of the value system of the modern student youth.
Keywords: systems of values, the youth, the students, the crisis, the process of transformation.
Научные данные и исторический опыт развития человечества свидетельствуют, что ценностные системы в стабильные периоды общества могут существовать и функционировать достаточно длительное время. В условиях же кризисов эти системы часто претерпевают существенную трансформацию. Российское общество на протяжении последних десятилетий переживает социально-экономический и политический кризис, который привёл к кризису духовному, мировоззренческому, что в свою очередь привело к трансформации системы и иерархии ценностей и ценностных ориентаций россиян [2].

Происходящие процессы трансформации систем ценностей и ценностных ориентаций в современном российском обществе в большей степени затрагивают молодёжь, чем другие слои населения, ввиду особой восприимчивости, незащищённости, а также социальной мобильности молодёжи. В связи с этим проблема изучения, формирования ценностных ориентаций молодёжи в условиях реформируемого общества, их структуры и динамики является особенно актуальной.

К исследованию проблемы ценностей и ценностных ориентаций молодёжи, их структуре, возможностям их формирования обращались многие отечественные учёные, в том числе А. А. Гусейнов, В. В. Журавлев, И. М. Ильинский, И. С. Кон, Т. Н. Кухтевич, В. Ф. Левичева, В. Т. Лисовский, В. И. Чупров, В. Н. Шубкин, В. А. Ядов и другие.

В России изучение ценностных ориентацией молодежи проводилось регулярно, начало этому положил В. Н. Шубкин, который возглавлял исследования по социальным проблемам молодежи. Исследования под руководством Шубкина показывают, что в 1970 – 1980 гг. главной ценностью молодежи являлось такое понятие как «престиж профессии». Данная характеристика отражала социальное положение человека в обществе, которая на тот момент была также одной из приоритетных ценностей этого поколения. В своих исследованиях Шубкин показывает, как меняются изначальные ценности молодых людей в связи со вступлением во «взрослую жизнь» и постепенного соотнесения своих принципов с социальными возможностями общества [5, 6].

Позднее было проведено исследование «Жизненные пути молодежи в социалистическом обществе», основным выводом которого явилось несоответствие между потребностями рынка труда и потенциалом самой молодежи, сложившимся в процессе образовательной подготовки, т.е. противоречие между рынком труда и немобильной системой образования, формирующей завышенные ожидания молодых людей [5]. На основании вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что в период социалистического строя главной ценностью являлась успешная профессиональная деятельность и, как следствие, общественное признание. Социализация личности проходила в духе коммунистического идеала, т.е. профессиональной направленности молодежи и социального самочувствия [3].

Такая ситуация резко меняется в середине 80-х годов. В работах В. В. Магун и М. В. Энговатова показывается, как меняется жизненная стратегия, а вместе с ней и ценностные ориентации российской молодежи. К этому времени у молодых людей начинает преобладать такая ценность как «семья» и «семейное благополучие». По предположению В. В. Магун, изменение ценностной системы произошло в связи с переносом ценностей социальных на индивидуальные.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница