Трансформация поля профессиональной фотографии в условиях виртуализации рынка символических благ



страница1/17
Дата31.01.2018
Размер1.46 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


Санкт-Петербургский государственный университет

Направление 040200 «Социология»




Выпускная квалификационная работа на тему:



Трансформация поля профессиональной фотографии в условиях виртуализации рынка символических благ

Выполнила:

Студентка 2 курса магистратуры

Мосякина Татьяна Ивановна

Научный руководитель:

к.соц.н., доц. Хохлова Анисья Михайловна

Санкт-Петербург,

2016


Содержание

Введение 3

Глава 1. Фотография как виртуальная реальность

1.1.Теоретические подходы к понятию виртуальности: социальная феноменология и социальный конструктивизм 7

1.2. Способы конструирования виртуальной реальности 15

Глава 2. Поле фотографический практик

2.1. Фотография как разновидность культурного производства: конструктивистский структурализм Пьера Бурдье 20

2.2. Процессы виртуализации в поле фотографии 35

Глава 3. Виртуализация поля фотографии: результаты эмпирического исследования

3.1. Новые фотографические практики 42

3.2. Формы капитала в поле фотографии 44

3.3. Новые трудности в профессиональном поле фотографии и пути их преодоления 55

Заключение 73

Список литературы 77

Приложение 1. Гайд интервью 81

Приложение 2. Пример транскрипта интервью 83

Приложение 3. Полевые материалы 93

Введение

Данная работа посвящена процессам виртуализации поля профессиональной фотографии. В эпоху цифровизации фотографирование, вплетаясь в повседневную жизнь, постепенно становится массовой практикой. При этом стремительное увеличение количества фотографов не определяется исключительно таким фактором, как растущая доступность фотографической техники. В своей работе мы исходим из того, что значение здесь имеет также преимущественно виртуальный характер фотографической деятельности, который заключается в том, что главной площадкой коммуникации между фотографами и публиками становится Интернет, в частности, социальные сети. Виртуальное пространство оказывается привлекательной средой для презентации, обсуждения и продвижения фотографических работ. Возникает вопрос: что происходит с полем фотографии по мере такой цифровизации?

Поле профессиональной фотографии можно представить как область социального пространства, где фотографы (агенты, обладающие разным объемом капитала) реализуют определенные стратегии в борьбе за привилегированные позиции. Прежде всего, поясним, кого мы относим к числу профессиональных фотографов. В настоящее время понятие профессионализма в творческих кругах проблематизировано.1 Поэтому, придерживаясь конструктивистского понимания профессиональной идентичности, я буду относить к профессионалам тех фотографов, кто идентифицирует себя в качестве таковых и кого определяют в качестве таковых другие агенты рынка и профессионального сообщества.

Фотографическое сообщество не так часто становилось объектом исследований в социальных науках. Примечательно, что большая часть современных социологических и антропологических проектов посвящена любительской фотографии, отображающей повседневную реальность людей и групп. Среди социологов, обращавшихся к данному сюжету, следует, в первую очередь, назвать Пьера Бурдье, проводившего в 1960-х гг. системное исследование фотографических практик.2 Среди отечественных исследователей укажем на антропологов О.Ю. Бойцову3, интересующуюся советской любительской фотографией; и В.Л. Круткина4, изучающего семейную фотографию и семейные альбомы. Семейные фотоальбомы также стали предметом интереса социальных антропологов Е.Р. Ярской-Смирновой и П.В. Романова5.

Что же касается практик профессиональных фотографов, а также деятельности фотоклубов, то они изучались последователями и соавторами Бурдье: Люком Болтански, Робером Кастелем, Жан-Клодом Шамбордоном и Домиником Шнаппером.6 Они сфокусировались на исследовании профессионалов разных направлений и фотохудожников, которых объединяет их отказ от социального определения фотографии. Важно отметить, что профессиональная фотография в большей степени, чем любительская, связана с рынком искусства и креативными индустриями, так как представляет собой отчасти художественный, отчасти коммерческий продукт. Поэтому в исследованиях профессиональной фотографии релевантными оказываются и исследования художественного производства.7 8

Процессы трансформации фотографических практик, определяемые их цифровизацией, были описаны в исследованиях любительской фотографии.910 Но в основном данный сюжет затрагивается лишь периферийно.11 В исследованиях показано, как цифровые технологии воздействуют на практики фотографирования, рассматривания, демонстрации, хранения фотографий, которые переходят в публичное пространство, изменяя, в результате, структуру визуальной коммуникации. Между тем, трансформация практик профессиональных фотографов, порожденная виртуализаций рынка символической продукции, остались не изученными в социальных науках, что определяет новизну нашей работы.

Теоретико-методологической рамкой нашего исследования выступает постструктурализм Пьера Бурдье, который хорошо подходит для анализа функционирования фотографии как профессионального поля. Такие элементы теории как «поле», «капитал» «габитус», позволяют нам исследовать практики фотографов как стратегии достижения определенных позиций в поле. В частности, мы обращаемся к его концепции рынка символической продукции и рассматриваем профессиональную фотографию как разновидность такого рынка, которую можно условно разделить на поле ограниченного производства (охватывающее художественную фотографию, где фотографы дистанцируются от рынка и ориентируются, в первую очередь, на признание профессионального сообщества) и поле массового производства (включающее коммерческую фотографию, нацеленную на успех у широкой публики) символических благ. Для анализа фотографии как виртуальной реальности мы используем феноменологический подход Альфреда Щюца, а также социальный конструктивизм Питера Бергера и Томаса Лукмана. как «конечной области значения», или особого «универсума реальности». Также мы опираемся на теории виртуализации и креативной экономики, которые являются принципиально важными при исследовании фотографии как товара.

Объектом нашего исследования являются фотографы, действующие в современном профессиональном поле. В фокусе нашего внимания оказались фотографы, работающие в сегменте портретной, свадебной и семейной съемки. Наш выбор обусловлен тем, что данный сегмент фотографии широко распространен и является наиболее популярным и востребованным в поле фотографии. Для конкретизации типологической выборки было принято решение ограничиться информантами, проживающими в Петербурге.

Предметом исследования выступают процессы трансформации профессионального поля фотографии в контексте его виртуализации.

Соответственно, цель работы состоит в том, чтобы выявить и описать процессы изменения деятельности профессиональных фотографов по мере виртуализации рынка символических благ, на котором они действуют.

Для реализации данной цели мы ставим перед собой следующие задачи:


  • В ходе теоретического анализа сконструировать рабочие определения понятий «виртуальности» и «виртуализации»;

  • Изучить специфику современного поля фотографии;

  • Выявить и описать новые фотографические практики, возникающие в поле;

  • Проанализировать и сопоставить особенности различных интернет-ресурсов, на которых представлены фотографы;

  • Рассмотреть разные типы капиталов, циркулирующие в поле фотографии, их особенности и возможности взаимной конвертации капиталов, открывающиеся по мере цифровизации поля;

  • Изучить влияние Интернета на формирование и воспроизводство входных барьеров в поле фотографии;

  • Выявить новые вызовы в поле фотографии, порождаемые виртуализацией.

В качестве основного метода эмпирического исследования было выбрано полуструктурированное интервью с профессиональными фотографами. Преимущество полуструктурированного интервью заключается в том, что оно является одновременно глубинным и гибким методом, предоставляющим возможность корректировать тематические блоки на протяжении исследования. Более того, собранные нарративы позволяют посмотреть на фотографическую среду глазами самих информантов. Также использован метод качественного анализа текстов и фотографий в социальных сетях и на фотографических сайтах, где представлены фотографы. Кроме того, осуществлялось полуструктурированное наблюдение лекций по фотографии, где фиксировались ключевые риторики фотографов. Собранные данные подверглись процедурам секвенционного анализа.

Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из трех глав: двух теоретических и одной эмпирической. В первой главе представлены концептуальные основания изучения виртуальности и виртуализации фотографии. Во второй главы осуществляется обзор возможностей теоретического анализа фотографической деятельности. Поле фотографии характеризуется здесь как поле культурного производства, в терминах Бурдье. Третья глава посвящена интерпретации результатов осуществленного нами эмпирического исследования. Здесь выделены новые фотографические практики, проанализированы особенности различных Интернет-ресурсов, новые выражения капиталов в поле фотографии и механизмы их конвертаций, описаны барьеры и их ослабления благодаря цифровизации, выявлены новые задачи и трудности функционирования в поле фотографии и способы из преодоления, описаны процессы трансформации идентичности фотографов, обусловленные виртуализацией поля.

В приложении представлены гайд, транскрипт интервью и сведения об информантах.




Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Программа «Теория и практика межкультурной коммуникации»
11701 -> Смысложизненные ориентации и профессиональное выгорание онлайн-консультантов по специальности
11701 -> Теоретико-методологические аспекты исследования проблем планирования жизни
11701 -> Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» Профиль «Социальная антропология»
11701 -> Основная образовательная программа магистратуры вм. 5653 «Русская культура»
11701 -> Филологический факультет


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница