Трансформация гендерных и социальных ролей в современном обществе



Скачать 78.02 Kb.
страница1/2
Дата04.06.2018
Размер78.02 Kb.
  1   2

Балеева К. И.

(г. Иркутск)



"Третий пол" как показатель Трансформации гендерных ролей в современном обществе
Об изменении культурных парадигм говорит тот факт, что допускается множественность моделей идентичности, самопрогнозирование жизни и возможность выбора своего пути1. Благодаря социокультурным матрицам (в рамках которых закладываются и развиваются все социальные нормы и условия, традиции и представления народа) восприятие социальной реальности структурируется и делается ясным и понятным для любого человека воспитанного под воздействием одной из них, становится понятно и приемлемо деление на "своих" и "чужих", на тех, кто следует традициям и на тех, кто их нарушает, на мужчин и женщин и т.д. [6] Такое восприятие мира формирует определенные стратегии адаптации у мужчин и женщин и в конечном счете формирует их гендерную роль.

Гендерная роль – форма поведения, которую данное общество считает приемлемым и нормальным для мужчин и женщин. Иными словами, на гендерные роли влияют моральные ценности, социальные установки и представления. Гендерные роли формируются религией, культурой и экономикой. Эти институты напрямую влияют на формирование социальных установок и стереотипов (Г. Оппорт). Так, в западном обществе, женщине заведомо определена вторая роль, она занимает подчиненное и зависимое положение по отношению к мужчине. Патриархальная основа семейного уклада во многом определяет дальнейшее развитие отношений. Роль женщины – быть матерью, женой, хозяйкой в доме. Роль мужчины – быть добытчиком, приносить деньги и обеспечивать семью всем необходимым. Данное распределение ролей фиксировалось и закреплялось нормами и институтами социокультурной матрицы: религией, культурой и экономикой.

Современное общество, мы по праву можем назвать хаотическим, т.к. социальные роли и мужчин и женщин существенно изменились, хотя традиционные роли все также висят "дамокловым мечом" над каждым из нас. Женщины увеличивают долю своего нахождения в политике, бизнесе и даже силовых структурах. Количество социальных ролей выполняемых женщиной за ХХ век увеличилось неоднократно. Мужчины далеко не всегда расширяют свои социальные роли, но перемены коснулись и их. Например, у мужчин существенно расширяется эмоциональное, личностное пространство, которое влечет за собой смягчение идентификационных критериев "настоящего мужчины". "Плачущие мужчины", "мужчины зарабатывающие меньше женщин", "мужчины ухаживающие за детьми" сегодня не вызывают удивления.

Сегодня изменения в социокультурной ситуации привели к изменению соответствующих гендерных стереотипов. Многими учеными (С. Беем [1], Е.А. Здравомысловой и А.А. Темкиной[2], Е.Ф. Ивановой [3], И.С. Коном [5], И.С. Клёциной [4] и т.д.) доказано, что не существует "чисто" мужской или женской личности, в обыденном и научном сознании осознается факт социокультурного происхождения гендерных стереотипов.

Однако не правильно считать, что кардинальное изменение гендерных ролей полностью продиктовано современным обществом. Представления о третьем поле существовали достаточно давно. Среди коренных народов Северной Америки – это бардаши2, в Индии, Бангладеш и Пакистане – хиджра3, в Тайланде – катои, в Индонезии – вариа и биссу, в Полинезии и Самоамаху и фа’афафинес, в Филиппинах – асоги, в Восточной Сибири – не’учика. [7,8]

По данным антропологов, транссексуальные группы в традиционных обществах присущи анимистическим культурам. В Иудейско-христианском мире не было ничего подобного. Сам принцип строгого разделения на мужчин и женщин не предполагал наличия третьего пола и гендерная роль человека была более жесткой и предопределялась биологическим полом. Дихотомия мужчина-женщина не могла быть нарушена в истории Сотворения мира. Принятие третьего пола как неотъемлемой части общества, признания его было просто нонсенсом, т.к. противоречило основным канонам иудейской и христианской религии и они предавались анафеме.

Индуизм и буддизм не воспринимал людей третьего пола как угрозу, т.к. они не мешали основным постулатам данных учений, а анимистическая мифология влилась в легенды и мифы данных религий. Не противопоставление, а слияние религиозных учений позволило им более естественно и плавно распространиться на большой территории. Поэтому, уже в наши дни, лиц третьего пола наибольшее количество в странах южной и юго-восточной Азии. Например, катои Тайланда (и прочих стран) описываются еще в буддизме, по одной версии – это перерождение в другом теле за грехи, по другой – реинкарнация для испытания другим полом.

Анализируя географию распространения коренных народов третьего пола как в прошлом так и в настоящем времени, можно сделать вывод о том, что максимальная концентрация распространения приходиться на страны исповедующие буддизм и индуизм (Таиланд, Индонезия, Индия, Бангладеш, Филиппины), меньшая концентрация приходиться на страны, с коренными народами в прошлом исповедовавшие идолизм и шаманизм (Северная Америка, Восточная Сибирь, Палионезия, Самоа) и претерпевшие с течением времени установление христианства. Особо интересен тот факт, что в последнем распространение христианства, в силу своих парадигм, с одной стороны не позволило третьему полу развиться и приобрести массовый характер, с другой стороны не уничтожило его в корне и позволило кланово дойти до наших дней.

Если рассматривать "третий пол" с точки зрения первоначальной идентификации того или иного народа, то мы можем увидеть разные социальные роли. Хиджры в Индии имеют культовый статус: бездетные женщины просят у них благословения, хиджры приходят (часто без приглашения) на свадьбы, празднования по случаю рождения мальчика, принимают участие в переездах. Они поют и танцуют, требуя за это "бадхаи" – своеобразное вознаграждение за благословение. В противном случае они угрожают наложить проклятие. Многие хиджры часто зарабатывают на жизнь проституцией, попрошайничеством или мошенничеством.

Катои в Тайланде, хиджры в Индии, маху в Полинезии, фа’афафины в Самоа проводят публичные театральные выступления, танцуют, развлекают горожан и гостей городов. Во время религиозных праздников в индуизме в Индии и буддизме в Сиаме люди "третьего пола" проводят ритуалы и развлечения с согласия монахов и служителей дацанов и храмов. Североамериканские бердаши и не’учика в Восточной Сибири занимаются в большей степени врачеванием души, общаются с духами. В некоторых племенах их функции совпадают с деятельностью шамана, но в большинстве случаев, они все же не являются шаманами4.

Используя визуальный метод исследования и материалы интернет ресурса [9], представителей "третьего пола" можно условно разделить на 2 категории: 1) с неполным перерождением; 2) с полным перерождением. К первой категории, можно отнести народы, перевоплощающиеся в женщин, с помощью одежды, макияжа, не значительных пластических операций, имеющие четко выделяющиеся мужские черты (рис.1). Ко второй категории можно отнести народы, старающиеся максимально приблизиться к женской внешности, путем пластической хирургии, стараясь полностью искоренив мужские черты (рис.2). Существующие внешние отличия этих категорий исходят из социальных ролей, определяемых в данном обществе. Так, к первой категории относятся "шаманы", знахари, врачеватели душ, зарабатывающие своим внутренним даром, ко второй категории относятся публичные танцоры, проститутки, которые зарабатывают деньги, продавая свою внешность.




Рис. 1 Бердаши, Северная Америка Рис. 2 Катои, Тайланд


Таким образом, трансформация гендерных и социальных ролей сложный процесс, сопровождающийся изменением основных типов поведения, под влиянием религии, экономики, культуры, определяющих массовое сознание и восприятие действительности. Подтверждение этому, существование "третьего пола" как результат существования многовековой культуры и религии, и "проявление" женских качеств у мужчин и мужских качеств у женщин – это результат современного равноправия, свободы и экономической потребности общества.

В странах Востока "третий пол" уже давно вошел в культуру и не воспринимается как нечто новое, Западное общество, искореняя подобные "отклонения" от канонического (религиозного) деления людей на мужчин и женщин соприкасается с этим вновь. И то, что в Западном обществе все более терпимо и толерантно относятся к людям третьего пола, является косвенным свидетельством уменьшения роли религии, традиционных культурных норм и образов, изменением сознания людей в пользу свободы, открытости в выражении своей идентичности. Трансформация социокультурных матриц, а в месте с тем и социетальных систем, происходит изнутри, через ослабление ортодоксального деления людей на мужчин и женщин.



Каталог: fr
fr -> Великую землю
fr -> С, Шмидт Ю. А. Актуальные проблемы современной молодежи
fr -> Элективный курс «философские беседы»
fr -> Л. А. Вербицкая (председатель), В. В. Василькова, И. А. Дементьев, Н. А. Головин
fr -> Традиционное церковное1 образование в Эфиопи и
fr -> Культурно-историческая школа, направление в искусствоведении, преимущественно в литературоведении, возникшее в середине 19 в
fr -> Знамя мира как три формы времени в круге вечности
fr -> Символический интеракционизм (лат -взаимодействие) теоретике-методолог, направление преимущественно в амер социологии, социальной психологии и культурологии, сформировавшееся в Чикаго в 20-30-х гг С. и


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница