Трансцендетализм Канта и трансцедентальный идеализм



Скачать 41.09 Kb.
Дата27.04.2018
Размер41.09 Kb.

Л.А.Калинников (Калининград, БФУ им. И.Канта)

Трансцендентализм Канта и трансцендентальный идеализм

Трансцендентализм, трансцендентальный — это понятия, которые приобрели специальный смысл только благодаря Канту. До этого они употреблялись как синонимы понятий трансцендентное, трансцендентный. В творчестве Канта трансцендентализм становится совершенно новым видом философии — трансцендентальной философской антропологией, противостоящей как трансцендентизму разного толка, так и возникшему благодаря Канту трансцендентальному идеализму.



Пресуппозиция Кантовой метафизики. Мысль Канта исходила из органической невозможности для философии Просвещения понять мир человека и общества, поскольку развивающаяся в это время методология механицизма бессильна в познании странных, вовсе не похожих на механизмы феноменов, характерной чертой которых является самодетерминация. Аналогичны человеку живые организмы, но они все же в конечном итоге детерминируются средой обитания и в этом отношении подобны механизмам, человек же благодаря разуму способен жить в любой практически среде. Разум, сознание вообще, поскольку человек - самосознающее существо, отличают от них человека. Картезианское Cogito! - делает человека совершенно особой субстанцией.

Что же такое сознание? Способность, выделяя себя из среды, ставить собственные цели и находить возможности их реализовывать.

Возникает в сознании Канта альтернатива: если из механизма никак не получить самодеятельную систему, то нельзя ли в целедеятельных системах находить свойства механизмов, может быть, механизмы поведения природы только часть пока неведомого более сложного целого, сопоставимого со сложностью человека? Как оказалось, второе реализуемо.

Как же совмещаются в едином мире системы этих двух столь различных видов? Для этого необходимо, во-первых, исходить из принципа единства мира, исключающего трансценденцию и существующего самим по себе, по своим собственным законам. Во-вторых, надо представить, что этому миру свойственна потенциальная возможность в тех его областях, где складываются благоприятные условия, возникновения самоорганизующихся систем. Ясно, в-третьих, что мышление должно опираться на принцип историзма, применимый и к человеческому роду, история которого, конечно, отличается от истории жизни индивида своей длительностью во времени и способностью конденсировать и накапливать приобретенный опыт.

Ключевой момент всех этих рассуждений и есть трансцендентализм: индивид производен от рода, который есть нечто большее, чем сумма индивидов. Он, индивид, - уникальный носитель универсальных свойств рода, основные из которых конечно же не телесные свойства, а свойства структуры сознания, наследуемые не генетически, а культурно-социально. Трансцендентализм — это признание социальной, общеродовой сущности эмпирического индивида, прежде всего в исходной ее форме — форме способности к практической деятельности, к взаимодействию с другими людьми. Такое взаимодействие требует общих для всех норм поведения и деятельности, которые и образуют практический каркас трансцендентальной структуры субъекта. "Категории свободы" из "Критики практического разума" и представляют этот каркас. В свою очередь категории практического разума, обладающие приматом, служат порождающей моделью для формирования системы априорных трансцендентальных форм теоретической способности сознания.

Трансцендентализм Канта противостоит двум фундаментальным философским тенденциям. Первой и важнейшей для Канта в первоначальной стадии формирования трансцендентальной метафизики тенденцией была господствующая форма метафизики — трансцендентизм.

Непосредственно он выступал для него в виде рационализма Лейбница-Вольфа и различных форм теологизма (Крузий и т.п.). Однако весьма важными и поучительными были и античные формы трансцендентизма Платона и Аристотеля. Системы того и другого удваивают мир, что и послужило формированию схоластических образцов теологизма. (В последнее время у нас в нашей литературе начала распространяться ошибочная идея трансцендентальности платонизма и аристотелизма. Такие интерпретаторы не обращают внимания на то, что обе системы в конечном итоге исходят из трансцендентного объекта, а не трансцендентального субъекта). Эмпирический субъективный идеализм Дж. Беркли Кант также отнес к традиционной догматической метафизике, приравняв к ней по сути дела и скептицизм.

Лишь в конце жизни ему пришлось столкнуться с трансцендентальным субъективным идеализмом И.Г.Фихте, со второй и новейшей формой метафизики. Его оценка этой формы трансцендентального идеализма хорошо известна из "Заявления по поводу наукоучения И.Фихте". (Шеллинг и Гегель свои системы максимально приблизили к догматической метафизике рационалистического вида ).

Модель фихтеанства послужила шаблоном для возникновения новых и новейших форм трансцендентального идеализма, таких, как неокантианство или различные виды феноменологии от Гуссерля, Шелера, Хайдеггера... Недавно в одной из своих работ я показал философское тождество неокантианства и фихтеанства (см. Калинников Л.А. О необходимости переоценки неокантианства в свете современной интерпретации системы Канта \\Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры.М.:РОССПЭН, 2010. С.56-66). То, что Кант сказал о фихтеанстве, он с не меньшей уверенностью мог бы повторить и по отношению ко всем другим видам трансцендентального идеализма , и для них его заявление может выступить в роли лакмусовой бумаги.

"Попытка выковырять" реальный объект из законов логики "представляет собой напрасный и потому никогда не выполнимый труд", — предсказал великий мыслитель на все времена. Это была бы задача аналитически из ничто извлекать все.



Разум может порождать пустые понятия, создавать миры грез, но это его побочный иллюзорный и по-своему необходимый продукт. Главное его назначение - познавать и осваивать те области объективного мира, которые не даны непосредственно нашей чувственности, тем самым расширяя явленный природный мир вовлеченными в него нашей деятельностью вещами в себе, ставшими вещами для нас.

Трансцендентализм Канта — это метафизика трансцендентальной антропологии, без трансцендентного Бога, с одной стороны, и без бесплодных попыток одним чистым сознательно-волевым усилием породить действительный мир, с другой стороны. Это трезвая философская позиция, вооружающая человечество деятельным оптимизмом, это метафизика все более успешно совершенствующегося человеческого разума.
Каталог: data -> 2016
2016 -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
2016 -> Программа дисциплины «Практическая философия: Что и как определяет человеческие поступки?»
2016 -> Область применения и нормативные ссылки
2016 -> Ального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности
2016 -> Государственного междисциплинарного экзамена по социологии
2016 -> Программа выпускного экзамена по направлению подготовки «Культурология»
2016 -> Программа дисциплины «Философия»
2016 -> Миграции в глобальном контексте а. Вишневский, М. Денисенко


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница