Трансцендентальный и ноэматический идеализм



Скачать 121.52 Kb.
страница1/12
Дата14.04.2018
Размер121.52 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Борчиков С.А. Творческое воображение воображения

http://sbiblio.com/biblio/archive/borchikov_tvorcheskoe/

Предисловие
Трансцендентальный и ноэматический идеализм

Иммануил Кант – от этого имени у каждого любителя Софии перехватывает дыхание. Во всяком случае я, когда открываю томик трудов Канта, испытываю ощущение, будто прохожу мимо дома, в котором родился.

Кант вошел в мировую философию как основатель грандиозного феномена, имя которому «трансцендентальный идеализм». Рассматривать воображение в отрыве от этого феномена – всё равно что разглядывать гайку, свинченную с автомобиля, не ведая о самом автомобиле. Исследуя воображение, необходимо всегда держать под рукой трансцендентальные интенции кантовского учения.

Однако будет плохой услугой Канту, если просто копировать его мысли. К тому же хорошо известно, что даже механический пересказ историко-философской предметности – уже интерпретация, зависящая от эталона интерпретации, к которому причастен интерпретирующий. Что касается темы воображения , то таких эталонов в общем случае я вижу два: 1) материалистически-психологический – относящийся к воображению как к определенному комбинированию с первичными чувственными данностями (ощущениями, восприятиями, представлениями и т.п.) и 2) идеалистически-антипсихологический – относящийся к воображению как к самостоятельной форме сознания, задействованной не только и не столько на чувственные формы, сколько на высшие – духовно-интеллектуальные – способности человека.

Частной формой второго является тот эталон интерпретации, в русле которого поведу разговор я. Я называю его « ноэматическим идеализмом » . Ноэматический идеализм своим далёким предком имеет кантовский идеализм, а среди своих приложений – ноэматическую метафизику , ноэматическую эстетику и ноэматическую гносеологию , из которых я буду черпать мои теоретические положения. Особо выделю ноэматическую эстетику, которая отличается от трансцендентальной эстетики Канта тем, что её в первую очередь интересуют не априорные чувственные формы, а гносеологические предпосылки и проблемы творчества.

Пару слов за неимением б?льших возможностей о термине «ноэматический». Ноэматический – значит имеющий в своем основании ноэму. Под ноэмой я подразумеваю мысль, мыслящую самоё себя . Ноэма – это корпускула; ноэзис – это процесс, в который разворачиваются ноэмы. «Ноэзису» соответствует прилагательное «ноэтический». О ноэме и ноэзисе под разными углами зрения писали А.Ф. Лосев [1] и Э. Гуссерль [2]. Поскольку воображение – это одна из способностей сознания, постольку сознание, обращающееся к нему, представляет сознание, мыслящее себя, т.е. ноэтически воображающее себя таким, каким ему представляется истина воображения. Самомыслительность при этом налицо, и ноэматическая методология оправдана.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница