Традиции культуры и духовности как фактор формирования национального самосознания



Дата06.03.2018
Размер34 Kb.

Преображенская К.В.
ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
Интерес современного общества к религии продиктован не только важностью знания и понимания конфессиональных особенностей, но и вниманием к истокам самой культуры – часто сформированной в определенной религиозной традиции.

В русской культуре язык, образование, эстетические и нравственные ценности тесно связаны с традициями духовности – в ее восточно-христианском варианте. Интересно, что и традиции государственности также историческим самосознанием сближаются с верой – в этом плане можно сказать, что всё, что мы именуем «русским миром» так или иначе связано с христианским миросозерцанием.

Вводимый сегодня в школьные программы учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» призван восстановить утраченную естественность понимания своих культурных оснований. Вместе с тем, можно отметить, что разделение религиозной культуры и светской этики, предлагаемое как альтернатива, в действительности, лишь закрепляет недоверие общества по отношению к религиозным основаниям – духовные ценности и этика как бы противопоставляются друг другу.

В действительности, в процессе формирования европейской культуры верой направлялись не только социальные и нравственные идеалы, но и определялись стратегии образования и науки. Первыми очагами христианского образования на Руси, как и в Европе, стали монастыри и духовные школы1, но далее, западный и восточный пути разошлись. Если Европа пошла по пути осмысления взаимоотношений веры (как непосредственности восприятия истины) и разума (как необходимого элемента целостности этого восприятия), придавая все большее значение разумности, в России главным вопросом оказалось практическое осуществление идеала совершенной жизни в Боге как аскетического подвига отдельной личности и общества в целом.

Исследователями неоднократно отмечалось, что на Руси сложился своеобразный тип культуры, отличающийся от западной и даже от византийской, казалось бы родственной в религиозных основаниях: «Почти самодостаточный, обращенный скорее внутрь себя, чем вовне, он был более склонен к интуитивному, «сердечному», образному познанию, нежели к интеллектуальному. Этим объясняется отсутствие глубокого интереса в этой культуре к занятиям, в которых рациональное познание играет ведущую роль…»2.

Такой тип культуры неизбежно требует бережного отношения. Интуитивное должно подкрепляться присутствием реальности – того, на что направлено восприятие. Здесь большое значение имеет видимое восприятие культуры: памятники истории, культурно-исторические центры России, находящиеся в состоянии разрухи будут убеждать общественное сознание не в «вечности» культурных ценностей, а напротив, в их беспомощности и бесполезности. В этом контексте как задачи государственной политики должны рассматриваться проблемы сохранения культурного и духовного наследия России – фактор стабильности национального и гражданского самосознания.



Не менее важной оказывается также проблема диалога ценностей с западно-христианским типом культуры. Простое перенесение западных стратегий образования, социальной и экономической политики в Россию может с одной стороны – встретить настороженное отношение со стороны самого общества, с другой – нанести ущерб основаниям культуры как фундаментальному фактору формирования национального мировоззрения.

1 О процессе формирования образованности в Европе см. Дж.Реале и Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Спб., 1995. Т.2 С. 86-92

2 Чумакова Т.В. Образ человека в культуре Древней Руси (Опыт философско-антропологического анализа). Автореферат на соискание уч. Степени Доктора филос. Наук. СПб., 2002. С.17

Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Психология общения
2012 -> О проекте создания интегрированного спецкурса «антиутопия и тоталитаризм» забегин а. В. Задачи курса
2012 -> Семинар 09 Домашнее задание: фио
2012 -> Стадии и уровни модернизации
2012 -> Россия как политическая гомоморфоза
2012 -> С 15 июня 2006 года работает всероссийская круглосуточная бесплатная государственная информационная горячая линия по вопросам профилактики и лечения вич/спид. Единый бесплатный номер на всей территории России
2012 -> Принципы рациональной фармакотерапии
2012 -> Межкультурный диалог начинается в детстве


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница