Традиции жанра видений в романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота»



Скачать 72.78 Kb.
страница1/2
Дата14.05.2018
Размер72.78 Kb.
ТипЛитература
  1   2

Опубликовано в сб.: Литература в контексте современности: Материалы III Международной научно-методической конференции (Челябинск, 15-16 мая 2007 года). Челябинск, 2007. С. 264-268.
Шилова Н.Л.

Карельский государственный педагогический университет


Традиции жанра видений в романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота».
Одним из популярных жанров народного духовного чтения с древнейших времен были «видения». О судьбе этого жанра в Новое время нет единого мнения. Н. И. Прокофьев пишет об отмирании визионерской традиции в послепетровскую эпоху [5, 54]. Автор новейшей монографии, посвящённой видениям в русской книжности XV-XX вв., А.В. Пигин, напротив, указывает на целый ряд текстов, функционировавших как в фольклорной, так и в письменной традиции вплоть до конца XX в. [4, 16-18]. Если же говорить о визионерской поэтике в новой и новейшей литературе, то здесь мы пока не имеем сколько-либо подробных исследований. Следует, по-видимому, согласиться с А.В. Пигиным в том, что визионерская топика не отмирает в русском книжном пространстве и после Средневековья (в фольклоре жанр видения сохраняет свои позиции на протяжении XX века). Мотив видения встречается в произведениях Пушкина, Достоевского, Лескова. А. Б. Грибанов отмечает присутствие визионерской топики в текстах А. Белого и М. Булгакова [2, 66]. В новейшей литературе продолжат этот ряд Венедикт Ерофеев, Сергей курехин и Виктор Пелевин.

Если суммировать формально-содержательные признаки, определяющие жанровую природу видения, то нужно отметить следующие:

- присутствие образа визионера;

- указание на психофизическую основу видения (в средневековых видениях это сон, галлюцинации, летаргия/«обмирания»);

- указание на духовную, «мысленную» природу совершающегося (этот момент отграничивал визионерские «путешествия в иной мир» от близкого жанра хождений);

- религиозно-мистическая проблематика (часто эсхатологического характера);

- вопросно-ответная форма;

- выраженное дидактическое начало [ 4, 3-4; 6, 21-23].

В романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота» обнаруживаются все перечисленные выше компоненты жанра видения. Мотив видения носит здесь отчётливо сюжетообразующий характер. Почти все события, составляющие сюжетную канву романа, могут быть интерпретированы как видения главного героя. Петр Пустота проходит курс лечения в психиатрической клинике. Именно за подробный рассказ о галлюцинациях благодарит лечащий врач Тимур Тимурович своего пациента в заключение романа [3, 393]. Галлюцинациями, снами, кошмарами часто называет свои видения и сам герой. При этом приведённые характеристики происходящего, как и в традиционных видениях, призваны не столько опровергнуть реальность (материальность) увиденного, сколько обозначить психофизическую основу видений персонажа, т.е. способ духовного «проникновения» в иной мир. Ср.: «Я решил, что галлюцинирую, но потом сообразил, что если то, что я вижу - галлюцинация, то вряд ли она сильно отличается по своей природе от всего остального», - приходится констатировать герою [Там же, 289].

В целом мотив видения пронизывает всё повествование о приключениях Петра Пустоты, появляясь многократно и в самых разных вариантах. Он может присутствовать в латентном, пограничном виде – в форме лаконичных описаний тех или иных снов или галлюцинаций, регулярно замещающих собой в сознании Петра Пустоты восприятие бытовой реальности. В других случаях, он предстаёт, напротив, в подчёркнутом виде, в форме нетелесного преодоления физических границ времени или пространства, тяготея в последнем случае уже к целостной жанровой модели. К таким случаям относится эпизод, когда на лезвии шашки Чапаева Пётр наблюдает «прямое включение» В.И. Ленина из кремлёвского коридора и тотчас же осознаёт, что «видел все это вовсе не на шашке, а только что каким-то непонятным образом был там <…>» [Там же, 96].






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница