Томас Сэмюэл Кун англ



Дата11.08.2018
Размер45.3 Kb.

Томас Сэмюэл Кун (англ. 18 июля 1922 — 17 июня 1996) — американский историк и философ науки, считавший, что научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций.
На первый взгляд Кун не открывает ничего нового, о наличии в развитии науки нормальных и революционных периодов говорили многие авторы. Но они не смогли найти аргументированного ответа на вопросы: "Чем отличаются небольшие, постепенные, количественные изменения от изменений коренных, качественных, в том числе революционных?", "Как эти коренные сдвиги назревают и подготавливаются в предшествующий период?".

Не случайно поэтому история науки нередко излагается как простой перечень фактов и открытий. При таком подходе прогресс в науке сводится к простому накоплению и росту научного знания (кумуляции), вследствие чего не раскрываются внутренние закономерности происходящих в процессе познания изменений.

Этот кумулятивистский подход и критикует Кун в своей книге, противопоставляя ему свою концепцию развития науки через периодически происходящие революции.

Ход научной революции по Куну:



  • нормальная наука — каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории;

  • экстраординарная наука. Кризис в науке. Появление аномалий — необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ;

  • научная революция — формирование новой парадигмы.

Кратко теория Куна состоит в следующем: периоды спокойного развития (периоды "нормальной науки") сменяются кризисом, который может разрешиться революцией, заменяющей господствующую парадигму. Под парадигмой Кун понимает общепризнанную совокупность понятий, теории и методов исследования, которая дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
Конфликт парадигм, возникающий в периоды научных революций, — это, прежде всего, конфликт разных систем ценностей, разных способов решения задач-головоломок, разных способов измерения и наблюдения явлений, разных практик, а не только разных картин мира.

Для любых парадигм можно найти аномалии, по мнению Куна, которые отметаются в виде допустимой ошибки либо же просто игнорируются и замалчиваются.

Куновская модель научного изменения в данном случае (и во многих других) отличается от модели неопозитивистов в том, что акцентирует значительное внимание на индивидуальности учёных, а не на абстрагировании науки в чисто логическую или философскую деятельность.

Когда накапливается достаточно данных о значимых аномалиях, противоречащих текущей парадигме, согласно теории научных революций, научная дисциплина переживает кризис. В течение этого кризиса испытываются новые идеи, которые, возможно, до этого не принимались во внимание или даже были отметены. В конце концов, формируется новая парадигма, которая приобретает собственных сторонников, и начинается интеллектуальная «битва» между сторонниками новой парадигмы и сторонниками старой.


Увеличение конкурирующих вариантов, готовность опробовать что-либо ещё, выражение явного недовольства, обращение за помощью к философии и обсуждение фундаментальных положений — все это симптомы перехода от нормального исследования к экстраординарному. (Т. Кун)
Примером из физики начала XX века может служить переход от максвелловского электромагнетического мировоззрения к эйнштейновскому релятивистскому мировоззрению, который не произошёл ни мгновенно, ни тихо, а вместо этого произошёл вместе с серией горячих дискуссий с приведением эмпирических данных и риторических и философских аргументов с обеих сторон.

Зачастую в качестве силы убеждения выступает само время и естественное исчезновение носителей старого убеждения; Томас Кун в данном случае цитирует Макса Планка:

Новая научная истина не достигает триумфа путём убеждения своих оппонентов и их просветления, но это, скорее, происходит оттого, что её оппоненты в конце концов умирают и вырастает новое поколение, с ней знакомое. (Т. Кун)


1

При переходе к зрелой науке на основе идей одной (или нескольких) научных школ возникает общепринятая парадигма;

2

одно из главных направлений деятельности нормальной науки -- обнаружение и объяснение фактов как фактов, подтверждающих парадигму;

3

при таком исследовании часть фактов трактуется как аномалии -- факты, противоречащие парадигме;

4

в период кризиса доверие к парадигме в известной степени подорвано, но она еще сохраняет свое значение;

5

для объяснения аномальных фактов возникает новая теория как реакция на кризис;

6

в ряде случаев новая теория может быть отринута, а часть аномальных фактов путем "решения задач-головоломок" объясняется старой парадигмой;

7, 8

новая теория приобретает статус парадигмы и, в результате научной революции, полностью (или частично) замещает старую парадигму.

В своей концепции Кун решительно отвергает позитивизм - господствующее в с конца XIX века течение в философии науки. В противоположность позитивисткой позиции в центре внимания Куна не анализ готовых структур научного знания, а раскрытие механизма развития науки, т.е., по существу, исследование движения научного знания.


В отличие от широко распространенного кумулятивисткого взгляда на науку, Кун не считает, что в наука развивается по пути наращивания знания. В его теории накопление знаний допускается лишь на стадии нормальной науки.
Научная революция, по Куну, сменяя взгляд на природу, не приводит однозначно к прогрессу, связанному с возрастанием объективной истинности научных знаний. Он опускает вопрос о качественном соотношении старой и новой парадигмы: является ли новая парадигма, пришедшая на смену старой, лучше с точки зрения прогресса в научном познании?
Каталог: ~t p malkova -> fileman -> download -> Аспиранты -> Дайджесты%20аспиранты
Дайджесты%20аспиранты -> 24. Основные законы диалектики и их роль в развитии науки
Дайджесты%20аспиранты -> 37. Экзистенциализм о философии техники
Дайджесты%20аспиранты -> 24. Априоризм И. Канта
Дайджесты%20аспиранты -> Наука играет в развитом обществе весьма значимую роль, и повышенный интерес к ней социологии вполне закономерен
Дайджесты%20аспиранты -> 19. Эмпиризм как познавательная программа
Дайджесты%20аспиранты -> В эволюции позитивизма можно выделить три этапа
Дайджесты%20аспиранты -> 8. Натурфилософия древней Греции, ее роль в развитии научно -рационального познания
Дайджесты%20аспиранты -> 11. Академия Платона. Роль диалектики и математики в формировании теоретического знания Платон
Дайджесты%20аспиранты -> Атомизм и современная наука Атомизм
Дайджесты%20аспиранты -> 38. Психоанализ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница